Богоматерь в бескозырке,

Лариса Киршина
Дважды в своей достаточно долгой жизни я была на севере России. Однажды в Вологде и однажды в Архангельске. В Вологде по служебным делам, а в Архангельске по личным. Так случилось, что моя единственная родная сестра вышла замуж за архангельского мастера, резчика по дереву - изготовителя всем известных «птиц счастья», у них родился сын, и я со старшей дочкой первоклассницей Аней отправилась поздравить родственников. То, что Анюта училась тогда в первом классе,  имеет большое значение. Во-первых, мы отправились в Архангельск в её первые зимние каникулы, а во – вторых она была необычайно любознательна и с огромным удовольствием ходила по музеям.
Архангельск переживал почти полярную ночь.Солнце просвечивало сквозь тучи короткое время, засыпая и просыпаясь мы видели в окно город, расцвеченный огнями: сияли огнями ледяные крепости, горки огнями Словом большую часть суток город тонул в сумерках.Мы попали на великолепную выставку старинных икон, долго ходили по залу, разглядывая каждую. Аня была очень внимательна, ведь она не только в обычной школе училась, но ещё и в школе искусств, да и иконы она видела впервые.
            Погостив в холодном северном городе несколько дней, познакомившись с мужем и  сыном сестры, мы отправились домой на маленьком самолёте, который пришлось долго ждать:  рейс задержали по метеоусловиям.
Вечером дома сидим за столом на нашей тёплой кухне, ужинаем.  Аня делится впечатлениями с младшей сестрой. Пятилетняя Маша  внимательно смотрит своими огромными глазами, слушает. Ни новый прежде незнакомый город, ни полярная ночь, ни долгое пребывание в аэропорту, ни новорожденный братик не произвели на Анюту такого впечатления как выставка икон. «Мы видели много икон, - говорит она, - а на них всё богоматери, богоматери, богоматери!»  «А кто такая богоматерь?», - спрашивает Маша. Аня задумывается, с трудом находит ответ:  «Богоматерь, это, это, это такая тётя, у неё ещё кружок на голове!»     «Бескозырка,  что - ли?», - удивляется Маша.
Вспоминая в  эту историю, я всегда поражалась детской сообразительности, умению «достраивать» недостающую информацию, используя имеющиеся знания и образы.
             По прошествии многих лет, создавая этот текст я впервые подумала о том, что мне тогда и в голову не пришло воспользоваться непосредственным детским интересом и рассказать дочкам о боге, о Христе  и Деве Марии, побеседовать с ними о религии. Я  имела естественно – научное образование, состояла в КПСС, изучала в университете научный атеизм и с раннего детства была уверена, что бога нет.  Да и сейчас я верю в силы природы, в человеческий разум, в коллективное бессознательное, в свои силы. Бог для меня – мечта об идеале, попытка описать светлую сторону жизни, проекция, а Христос и  Мария когда – то жившие люди, наделённые современниками божественными чертами.