Старообрядцы в приходе с. Опокова Юхновского уезда

Маргарита Бирюкова
В настоящей подборке приводятся сведения о старообрядцах-раскольниках, проживавших в конце 19 – начале 20 вв. в Юхновском уезде, в том числе в приходе села Опокова (ныне – д. Палатки), а также о миссионерской деятельности священников в Юхновском уезде.
Материалы перепечатаны (с учетом современной орфографии) из журнала «Смоленские епархиальные ведомости», издававшемся в г. Смоленске с середины 19 века по 1918 год  (из тех номеров, которые имеются в наличии в Российской Государственной Исторической библиотеке в г. Москве).
Сведения приводятся в хронологическом порядке. Статья будет дополняться по мере обнаружения новой информации.
В таблице представлены обобщенные данные о количестве раскольников  (по годам) в Юхновском уезде в целом, и в приходе с. Опокова  - в частности.   

1893 год
«Отчет о состоянии и деятельности Б.П.Авраамия, См. Чудотворца за 1892 год» [1]:
«В Юхновском уезде количество православного населения: 115227 человек обоего пола. Число детей школьного возраста – 18969 чел.
В Юхновском уезде было 39 церковных школ (7 церковно-приходских и 32 школы) и 40 начальных народных училищ других ведомств.
В церковно-приходских школах обучались 296 чел. (273 м. и 23 д.),  в школах грамоты - 527 чел. (496 м. и 31 д.), в начальных народных училищах других ведомств - 2935 чел.  (2535 м. и 400 д.).
В Юхновском уезде одна начальная школа приходилась на 3 кв. версты, в 4-х приходах не было никаких школ.
Большинство школ было смешанными (мальчики и девочки учились совместно).

…Центром раскола названы северные и северо-восточные уезды Смоленской епархии: Гжатский, Сычевский, Бельский и отчасти Юхновский. Развитие раскола в означенных уездах объясняется пограничностью их с уездами соседних губерний – Тверской, Московской и Калужской, зараженными расколом.

В Юхновском уезде – 627 раскольников, всего же в Смоленской губернии – до 15998 душ обоего пола.
В следующих селах, зараженных расколом, имеются Церковно-приходские школы: в Опокове, Рубихине, Федоткове, и деревне Красной Юхновского уезда.

Таблица «Число раскольников в приходе с. Опокова»

Год В приходе с. Опокова В Юхновском уезде Источник информации

1892 -                627 чел.                [1]
1897 82 чел.                558 чел.                [4]
1901 78 чел.(30 м. и 48 ж.)        510 чел.                [5]
1902 77 чел.(32 м. и 45 ж.)        503 чел. или 495 чел. (179 м. и 316 ж.)   [6,7]
1903 75 чел. (31 м. и 44 ж.)        490 чел. (177 м. и 313 ж.)         [8]
1904 74 чел.(31 м. и 43 ж.)        497 чел.(179 м. и 318 ж.) [9]
1906 72 чел.(29 м. и 43 ж.)         445 чел. (157 м.   и 288 ж.) [10]
1907 72 чел.(29 м. и 43 ж.)         450 чел.(159 м. и 281 ж.) [11]
1908 73 чел.(28 м. и 45 ж.)         433 чел.(156 м. и 277 ж.) [12]
1910 76 чел.(32 м. и 44 ж.)         424 чел.(187 м. и 397 ж.) [2]
1911 74 чел.(31 м. и 43 ж.)         477 чел.                [3]
1912 72 чел.(30 м. и 42 ж.)        477 чел.                [3]

№ 16 от 16-31 августа 1893 г. - Статья «Характер старообрядческого раскола»
№ 17 от 1-15 сентября 1893 г., стр. 845  - статья «О штунде»

1898 год
«О расколе в Смоленской епархии и деятельности духовенства в борьбе с ним за 1896 год»:
«В 1896 году в Юхновском уезде уездным миссионером по делам раскола состоял священник города Юхнова Алексей Кононов, скончавшийся в конце 1896 года. О его деятельности сведений сообщено не особенно много, все же видно, что он миссионерствовал усердно и широко: устроял собеседования – общие и частные и не пропускал на одного случая, когда можно было побеседовать о ложности раскольнического упования и благочестия. В январе 1897 г., после смерти священника Кононова, на должность уездного миссионера по Юхновскому уезду был назначен священник села Воскресенского Василий Порецкий [13], [14].
Кроме бесед общих и частных, о.о. миссионеры много заботились о религиозно-нравственном воспитании и просвещении народа, они раздавали книги и брошюры религиозно-нравственного и полемического содержания, иногда во временное пользование, а иногда и во всегдашнее, причем раздавали брошюры даром». [14]
«В своей деятельности священники-миссионеры преследовали две важные цели: первая - укрепление в вере православных и ограждение их от лжеучений, вторая - обращению в православие «заблудших» и уменьшение их вражды и фанатизма. «Духовенство Смоленской епархии продолжало действовать в видах ослабления раскола и путем просвещения подрастающего поколения раскольников, путем обучения их детей в церковных школах. Этот путь миссионерского влияния на раскольников считался одним из наиболее верных и надежных. В 1895-96 учебном году всех раскольнических детей училось в разных школах 107 человек обоего пола: 102 мальчика и 5 девочек. Стараниями священников обращено из раскола в православие в Юхновском уезде 5 человек, был и 1 случай перехода в раскол (всего в Смоленской губернии в отчетном году было 6 случаев перехода в раскол; причиной, в основном, служили брачные узы православных с раскольниками)» [14, с. 326-327].
1899 год
«Состояние раскола и миссионерская деятельность в 1897 году» [4]:
«В Юхновском уезде имеются раскольники 2-х сект: поповщинской, приемлющей австрийскую лжеиерархию, и беспоповщинской федосеевского толка, поповцев – 254 чел., безпоповцев – 304 чел., всего 558 человек обоего пола, сверх сего, в уезде есть штундисты в количестве 3 человек.
Поповцы проживают в 8-ми приходах, безпоповцы – в 12-ти; всех же приходов, зараженных расколом – 17.
Самыми значительными из них являются приходы сел: Мочалова (99 чел. обоего пола), Мощины (95 чел.), Опокова (82 чел.) и Ольхов (55 чел.)» [4].
В этой же статье достаточно подробно изложена История Юхновского раскола и сектанства:
«Возник раскол в уезде в начале нынешнего (19-го) столетия, сначала в форме одной безпоповщины, и наконец в 60-х годах – австрийщина, сменившая собою беглопоповщину; первый лжепоп, австрийский ставленник, появился в 1861 году. С 70-х годов до начала 90-х Юхновский раскол количественно не увеличивался, хотя и не уменьшался, зато укреплялся и развивался в своем росте духовном. За это время старообрядцы успели выставить из своей среды несколько довольно опытных начетников, понастроили молелен, обзавелись особыми кладбищами. Поповцы в это время исходатайствовали для себя у Рогожского кладбища (в Москве), в ведении которого находились, кроме лжепопа, еще диакона, избрали попечителя, просфорню, некоторые заняли общественные должности сельских старост. Словом, обставили жизнь свою всеми необходимыми для независимости и самостоятельности условиями. В настоящее время у австрийцев имеется несколько молелен (7 шт.) и целый штат клириков. До октября 1897 г. во главе поповцев-австрийцев стоял упомянутый лжепоп крестьянин Авдей Дорофеев – ставленник 1861 г., он правил службы для всех поповцев Юхновского уезда; в октябре этого года он умер, а о преемнике ему пока не слышно. Сотрудниками Дорофееву в настоящем году служили: сын его Семен Авдеев в качестве диакона, крестьянин Николай Игнатов в качестве уставщика и начетчика, крестьянская девица Феодосья Андреева в качестве просфорни и крестьянин Яков Карпов в качестве попечителя.
В безпоповщинских молельнях молитвенные собрания заправляются разными лицами, часто женщинами.
С 1892 года, с назначением уездного миссионера, деятельно взявшегося за борьбу с расколом и объединившего разрозненную ранее миссионерскую деятельность приходских священников, раскол Юхновский, собственно австрийского толка, стал слабеть и падать духом. Обращения из раскола стали считаться в последние годы десятками.
Совершенно обратное замечается у безпоповцев. Они по-прежнему остаются упорными и закоренелыми в своих заблуждениях. Никакие увещания на них не действуют. У безпоповцев замечается больше и религиозного рационализма и фанатизма. Эта секта подразделяется на множество мельчайших сект или толков, так что к ней всецело применима пословица: «что ни деревня, то поверье».
Но не смотря на то, что безпоповщина подразделяется на множество мельчайших сект, всеми безпоповцами упорно держится одна мысль о заражении церкви православной прелестью антихриста, почему редко кто-либо из них обращается к православному священнику за исправлением какой-либо требы.
Секта безпоповцев чувствует под собою более прочную почву, чем поповщинская. Поповцы имеют над собою контроль хоть своего попа, безпоповцы же ничьего контроля не знают. Характерным для Юхновских безпоповцев является и то, что, при непросветной тьме и религиозном невежестве, они мало доверяют и старопечатным и старописьменным книгам, а основывают свои религиозные убеждения на каких-либо легендарных сказаниях, Бог весть откуда взятых. При упорстве и закоренелости безпоповцев, обращения в православие из среды их очень редки.
Кроме последователей старообрядчества, в Юхновском уезде есть и последователи рационалистического сектанства, называемые штундистами. Первыми последователями штундизма в уезде были крестьяне-землекопы: Даниил Иванов и Лука Андреев, усвоившие новые взгляды «на работах» в 1890 году. По возвращении домой на зиму, эти последователи новой неслыханной дотоле веры деятельно принялись за пропаганду своего лжеучения среди окружающего населения, и пропаганда эта грозила охватить всю юго-восточную окраину Юхновского уезда, но встретивши противодействие со стороны духовенства, совместными и усиленными действиями последнего вскоре была прекращена. Пропагандисты, правда, не поддались увещаниям, но зараза их лжеучения среди православного населения была парализована, сами же пропагандисты были преданы суду и заключены в тюрьму. По выходе из тюрьмы, штундисты окончательно  прекратили пропаганду своего лжеучениясреди православных и по сие время всячески стараются уклоняться от разговоров о вере.
В 1893 году к этим штундистам прибавился и 3-й сектант – рационалист, принесший свое лжеучение из Петербурга. Вся догматика этого вольнодумца основывается на 13 гл. Апокалипсиса, которую он читает наизусть, но при своей неграмотности неверно цитирует, говоря, что это написано в Евангелии Луки, который писал образа. На вопросы священников он, между прочим, сказал, что «он полюбил Бога и Бог полюбил его, что он на исповеди не бывает и на молебнах не присутствует потому, что молится на всяком месте»; иконы почитает только те, которые написаны евангелистом Лукою, все же остальные мешают будто молиться и смущают своими золотыми и серебряными окладами. Среди православного населения учение этого неграмотного сектанта не встретило никакого сочувствия. В последнее время в нем заметно желание поступать по православному во всем.
Кроме рационалистического сектанства, в отчетном году обнаружилось было движение в духе сектанства мистического. Одна женщина собрала около себя крестьянских девиц и, под предлогом спевок по церковному пению, стала устроять молитвенные собрания, на которых распевались, помимо церковных песнопений, какие-то псалмы и читались сочинения религиозно-нравственного содержания и молитвы. Подозрительными эти собрания казались больше потому, что участницы их говорили, что никогда не нужно есть мяса, пить вина, а девицам выходить замуж, из чего ясно было их сходство с последователями хлыстовства. Вскоре стало замечаться народное тяготение к этим собраниям, при этом стали поступать в общество «певчих» (как они назывались сначала) лица, совершенно не умевшие петь, чем ясно обнаруживалось, что собрания не были просто певческими. Народная молва скоро выделила участниц этих собраний из ряда обыкновенных людей и присвоила им название «богомолок». Заметив характер сектанства в этих собраниях, духовный пастырь, он же и миссионер, стал увещевать подозреваемых частными беседами с ними, а однажды произнес с церковной кафедры слово о незаконности самовольных собраний. Увещания миссионера скоро о подействовали на подозреваемых, и, после того как главные руководительницы ушли в монастырь, ни о каких сборищах не стало слышно.
Вообще про раскол Юхновского уезда можно сказать что только безпоповцы упорны в своих заблуждениях и опасны для православных, остальные же сектанты такого характера не имеют.
Деятельность духовенства по борьбе с расколом состояла в следующем: как миссионером, так и приходскими священниками сел, зараженных расколом, с церковной кафедры и при внебогослужебных собеседованиях произносились поучения и беседы, объясняющие неправоту раскольнического учения православной церкви. Помимо того причты сих приходов старались, по возможности, влиять на раскольников и образом своей жизни, и точным, неспешным отправлением как церковного богослужения, так и частного по домам прихожан. Далее, приходские священники всемерно старались устраивать церковные школы, особенно в деревнях, зараженных расколом; если же не представлялось возможности завести в какой-либо деревне школу грамотности, то они обучали детей начальным молитвам и заповедям.
Публичных собеседований с раскольниками миссионером было устроено два: одно с последователями австрийского толка; другое с безпоповцами, ввиду отсутствия совопросников из раскольников пришлось ограничиться только изложением православного учения и увещанием. Кроме публичных бесед, было ведено до 15-ти бесед частных с разными разномыслящими людьми: раскольниками и с сектантами-рационалистами и мистиками. Приходскими священниками было устроено до 40 бесед с раскольниками.
Вышеизложенная деятельность духовенства увенчалась в 1897 году довольно значительным успехом. Обратилось в православие из раскола 16 человек обоего пола: 12 человек из австрийского толка и 4 – из безпоповщинского.
К средствам борьбы с расколо-сектанством причисляется противораскольническая библиотека. Она одна на уезд, книг в ней достаточное количество (124 названия, в 295 томах, кроме брошюр для бесплатной раздачи народу). Составлена она на средства причтов Юхновского уезда, доставляющих ежегодно 62 р.30 к.» [4].
«…Третья раскольническая секта в Смоленской епархии – безпоповцы, в частности бракоборные федосеевцы.
Смоленские бракоборные федосеевцы ничем в воззрениях не отличаются от федосеевцев бракоборов вообще. Ввиду этого и характеризуются они в миссионерских отчетах такими чертами, как и все прочие. «Отвергши Христо-преданное священство и прочие таинства православной церкви Христовой, говорится про них, федосеевцы поверили в пришествие антихриста, воцарившегося на земле со времени царя Алексея Михайловича и преемственно воплощающегося в лице Императоров Российской Державы * (* - Приводя эти слова отчета, мы однако не ручаемся за их достоверность; насколько нам известно, федосеевцы все и везде учат об антихристе духовном, мысленном).
Поэтому федосеевцы не молятся за царя и правительство.
Название бракоборцев федосеевцам присвоено потому, что они отрицают всякий вид супружества (церковного и гражданского) и проповедуют безбрачие. Но так как мужчине и женщине при взаимных житейских отношениях трудно уберечься от соблазна, то федосеевцы придумали догму: «Не согреша, Бога не умолишь», почему ведут развратную жизнь, держа у себя в доме женщин, под названием «стряпух» и «канунниц»; чтобы скрыть последствия своего разврата, рождающихся младенцев, федосеевцы допускают полную возможность убить младенцев: удушением, бросанием в реку, в колодцы и проч. И говорят, что этим способом младенцы могут избавиться от заражения скверною антихриста и сделаться ангелами. Те же матери и отцы, которые вскармливают и воспитывают своих детей, наставниками федосеевскими («отцами») отлучаются от молельни и подвергаются эпитимьям. Федосеевцы не едят мяса, не пьют чаю и не курят табаку. В последнем отношении они гораздо строже, чем раскольники других сект».
У беспоповцев есть свои «отцы» и наставники, которые отправляют церковные службы, таинства и требы; есть и молельни. При некоторых молельнях устроены скиты, в которых живут общежитиями…
Известны молельни в Юхновском уезде:
- в д. Абрамове прихода села Дмитровца,
- в д. Устиновке прихода села Опокова,
- в д. Федюкове прихода с. Побитого,
- и в д. Пречистой прихода с. Ольхов.
Приверженность к расколу федосеевцы имеют сильную, при этом сильно стараются проявить свою жизнедеятельность в пропаганде своего лжеучения, и, нужно сказать, иногда успевают в этом: бывали случаи совращения православных в раскол федосеевства. Про отношение беспоповцев к православным о. миссионер Юхновского уезда выражается так: беспоповцы отличаются грубостью и неприветливостью. В доме беспоповца не услышишь ни приветствия и ласкового ответа, не получишь на вопрос удовлетворительного и прямого ответа. Отчужденность и замкнутость сказываются во всем: они не пьют, не едят, не сообщаются не только с православными, но и с раскольниками других сект.
Желание обособиться замечается и в детях: дети беспоповцы в школе не пьют водуиз одной кружки с православными, даже из одного ушата. Трудно верится в это, но об этом говорят факты.
…Некоторые священники свидетельствуют, что им часто приходится узнавать, что многие старообрядцы не только не имеют твердых и точных знаний о расколе, но даже не знают  никаких молитв; некоторые не знают даже, что такое праздник Рождества Христова.
Очевидно, в расколе нет истинных руководителей и учителей, которые бы воспитывали и просвещали темный народ светом знаний. Печально такое состояние раскола, но ещё печальнее, что раскольники, несмотря на свою темноту, все-таки не хотят всем сердцем внимать истинным просветителям их… пастырям православным и большей частию спокойно пребывают в гибельной тьме неведения» [4, с. 33-35 и далее] .

1901 год
«Некоторые данные о состоянии раскола в Смоленской епархии к 1901 году» [5]:
«В Юхновском уезде: имеются раскольники двух сект: поповщинской, приемлющей австрийскую лжеиерархию, и безпоповщинской – федосеевского толка.
Раскольники 1-ой секты имеются в следующих приходах сел:
Бутурлина (1 д.м.п.), Дмитровца (8 д.м.п. и 17 ж.п.), Мощины (40 д.м.п. и 49 ж.п.), Мочалова (39 д.м.п. и 48 ж.п.), Подсосонок (4 д.ж.п.), Рупосова (5 д.м.п. и 3 ж.п.), Федоткова (3 д.м.п. и 1 ж.п.) и Соборной г. Юхнова церкви (5 д.м.п. и 2 ж.п.).
Раскольники 2-ой секты в приходах сел:
Бутурлина (1 д.ж.п.), Воскресенска (2 д.м.п. и 1 ж.п.), Дмитровца (9 д.м.п. и 15 ж.п.), Извольска (6 д.м.п. и 19 ж.п.), Климова (2 д.м.п. и 17 ж.п.), Мочалова (13 д.п. и 23 ж.п.), Ново-Успенска (1м.п. и 4 ж.п.), Опокова  (30 д.м.п. и 48 ж.п.), Ольхов (11 м. и 42 ж.), Побитого (2 м. и 12 ж.), и Рубихина (4 м. и 21 ж.). В приходе села Опокова к 1901 году было больше всего в Юхновском уезде раскольников-беспоповцев!!!
Во всех приходах раскольников: поповцев – 225, безпоповцев – 283 и штундистов – 2. Всего обоего пола – 510 человек.
Всех раскольнических молелен в уезде насчитывается пять, из коих одна поповщинская – в д. Абрамове прихода с. Дмитровца, в доме крестьянина Ивана Петрова Чернова, и четыре безпоповщинских:
1) В д. Федоткове, прихода с. Побитого, в доме крестьянки Матроны Максимовой,
2) В д. Устиновке, прихода с. Опокова, в доме крестьянина Ивана Филиппова,
3) В д. Пречистой, прихода с. Ольхов, в доме крестьянина Василия Иванова,
4) В д. Абрамове, прихода с. Дмитровца, в доме крестьянина Павла Иванова.
Юхновские раскольники – поповцы в своих духовных потребностях обращаются к лжепопу Андрею, проживающему в дер. Глотове, Мосальского уезда, а своего местного лжепопа не имеют, что их не мало затрудняет и содействует к ослаблению раскола.
В безпоповщинских же молельнях молитвенные собрания заправляются разными лицами – часто женщинами, которые в течение года часто переменяются».

1902 год
«Некоторые данные о состоянии раскола в Смоленской Епархии к 1902 году» [6]:
«Старообрядцы составляют до 2% всего православного населения Смоленской Епархии.
По территории  всей Смоленской епархии раскол (старообрядчества) распространялся далее не везде и не одинаково. Он имеется в уездах: Бельском, Сычевском, Гжатском и Юхновском. Всех раскольников в Смоленской епархии к 1902 году насчитывалось немногим более 21 тысячи. Более других населенным раскольниками являеся Сычевский уезд. В Юхновском уезде раскольников меньше, чем в других – всего 503 человека обоего пола.
…Число раскольников увеличивается, главным образом, путем естественного нарождения, и во-вторых – путем переселения раскольников из других губерний. …Правда, увеличивается число раскольников и на счет православных: бывают случаи совращения православных в раскол, но такие случаи год от года становятся все реже и реже и происходят они не под влиянием убеждений в правоте раскола, а чаще всего вследствие брачных уз православных с раскольниками или наоборот.
Раскольники Смоленской епархии большею частью живут среди православных в одном селе или деревне, и лишь в некоторых немногих местах отдельными поселками или деревнями. Замечено при этом, что деревни эти, населенные одним раскольничьим населением, бывают иногда самыми близкими к приходской церкви, деревни же с православным населением сравнительно отдалены от церкви, некоторые верст на 10 и даже более…
Приходов с раскольниками в Юхновском уезде 16.  Более всего раскольников значится в приходе сел Мочалова и Мощины, затем цифра раскольников спускается, и в приходе села Бутурлина значится только 2 раскольника.
Число раскольников в Смоленской епархии, к сожалению, все увеличивается и доставленным в духовную консисторию священниками, всех раскольников было 4952 человека обоего пола; через 40 лет после этого раскольников было уже 12452 чел., а еще через 40 лет, т.е. в 1896 году их насчитывалось 20026 чел., теперь же к 1902 году их значится 21058 человек обоего пола…
Более других организованною и сильною является секта приемлющих австрийскую Белокриницкую иерархию, имеющая даже своего архиерея. Лжеепископом в Смоленской губернии состоит Иона (в мире крестьянин Иван Александров, местожительство которого Малая Холмина, Воронцовской  волости, Гжатского уезда). Число лжепопов австрийского поставления все увеличивается. В Гжатском уезде австрийская секта имеет 5 лжепопов, в Бельском – 2, в домах которых имеются часто не разрешенные правительством молельни с престолами и жертвенниками. Это их своеволие, пишут о.о. миссионеры, к несчастью, никем не преследуется и молельни, по равности их существования, стали уже именоваться «церквами», а лжепопы – «священниками» и «батюшками». И сами лжепопы, сознавая себя вполне священниками, по внешнему виду стараются ничем не отличаться  от православных священников: они отпускают длинные волосы, одеваются в рясы и подрясники и проч. И мало опасаются кары за это, как за «публичное оказательство раскола»; признают даже себя в каком-то праве поступать так…
Для раскольников Юхновского уезда требы отправлял лжепоп Андрей, проживающий в деревне Глотове, Мосальского уезда, Калужской губернии.
Кроме белого духовенства, у раскольников бывало и бывает и черное духовенство – священноиноки и иеродиаконы. В некоторых местах можно подозревать существование даже скитов. Из лжепопов одним из видных и важных в расколе остаются доселе Смирнов, известный своею крепостью в расколе и начитанностью; его иногда приглашают защищать раскол в беседах  с выдающимися православными миссионерами раскольники даже других губерний (ранее назывался лжепоп Гжатского уезда Дмитрий Смирнов, по ремеслу столяр, живущий в дер. Косалопове, Семеновской волости).
…Вторая раскольническая секта в Смоленской епархии – беглопоповщинская - и в количественном отношении, и в отношении организации стоит значительно ниже австрийской, хотя со стороны крепости в убеждениях и фанатизма нисколько не уступает последней.
…Третья раскольническая секта в Смоленской епархии – безпоповцы, в частности бракоборные федосеевцы. Смоленские бракоборные федосеевцы ничем в воззрениях своих отличаются от федосеевцев-бракоборов вообще.
Название  бракоборов федосеевцам присвоено потому, что они отрицают всякий вид супружества (церковного и гражданского) и проповедуют безбрачие. Но так как мужчине и женщине при взаимных житейских отношениях трудно уберечься от соблазна, то федосеевцы придумали догму: «Не согреша, Бога не умолишь», почему и ведут развратную жизнь, держа у себя в доме женщин, под названием «стряпух» и «канунниц», чтобы скрыть последствия своего разврата, - рождающихся младенцев, федосеевцы допускают полную возможность губить младенцев: удушением, бросанием в реку, в колодцы и проч., и говорят, что этим способом младенцы могут избавиться от заражения скверною антихриста и сделаться ангелами. Те же матери и отцы, которые вскармливают своих детей, наставниками федосеевскими («отцами») отлучаются от молельни и подвергаются эпитимьям. Федосеевцы не едят мяса, не пьют чаю и не курят табаку. В последнем отношении они гораздо строже, чем раскольники других сект.
У безпоповцев есть свои «отцы» и наставники, которые отправляют церковные службы, таинства и требы; есть и молельни. При некоторых молельнях устроены скиты, в которых живут общежитиями. Известны молельни: в д. Крутой, Вырубовского прихода, Гжатского уезда, в д. Абрамове прихода с. Дмитровца, Юхновского уезда, в д. Устиновке, прихода с. Опокова, в д. Федюкове, прихода с. Побитого, и в д. Пречистой прихода с. Ольхов, того же уезда.
Главными деятелями в среде Крутовских федосеевцев считаются: из соседней деревни Каменки крестьянин Нестор Яковлев и Крутовский крестьянин Тарас Иларионов. Первый исполняет обязанности «отца» не только в Крутовской общественной молельне, но и в Липецкой, Сычевского уезда; второй – иконописец, имеющий тесные связи с Московским Преображенским кладбищем, где проживает иногда подолгу, обучаясь иконописанию и наставничеству.
Приверженность к расколу федосеевцы имеют сильную, при этом сильно стараются проявить свою жизнедеятельность в пропаганде своего лжеучения. При отношениях безпоповцев к православным безпоповцы отличаются грубостью и неприветливостью. В доме безпоповца не услышишь ни приветствия и ласкового ответа, не получишь на вопрос удовлетворительного и прямого ответа. Отчужденность и замкнутость сказываются во всем: они не пьют, не едят, не сообщаются не только с православными, но и с раскольниками других сект. Желание обособиться замечается и в детях: дети безпоповцев в школе не пьют воду и одной кружки с православными, даже из одного ушата. Трудно верить в это, но об этом ясно говорят факты.
…Чуждаясь православной церкви, раскол, несмотря на слабость и неудовлетворительность внутренних оснований в себе, продолжает однако по привычке существовать особо и жить вдали от церкви православной, и, по-видимому, не замечает ни ложности, ни гибельности своего положения; напротив, не видя, большею частию, наказуемости за преступления против веры греко-российской со стороны гражданской власти, поддерживаемый своими вожаками, действующими почти всегда своекорыстно, и сам убежден и других (православных)  убеждает в своей мнимой правоте. Лишь в лице немногих и лучших своих членов он задумывается о своем ложном состоянии, ищет выхода из него и при свете совести и рассудка с одной стороны и под влиянием православных с другой, находит  себе истинное пристанище в православной церкви.
Миссионерская деятельность православного духовенства Смоленской епархии в видах ослабления и искоренения раскола совершалась в 1901 году на тех же основаниях, в том же направлении и теми же средствами, как и в других местах, зараженных расколом. На поприще борьбы с расколом трудились 4 уездных миссионера (особого и одного для всей епархии, так называемого епархиального миссионера в Смоленской епархии нет).
В Юхновском уезде миссионером по делам раскола состоял священник Василий Порецкий. Кроме уездных миссионеров, в борьбе с расколом принимало участие и все прочее духовенство, особенно те священники, в приходах которых имелись зараженные расколом старообрядства. Цели, к которым направлялась деятельность приходского духовенства по отношению к расколу, состояли в укреплении и воспитании православных чад в православной вере и в обращении заблудших на путь истины.
Меры охранительного воздействия на православных и способы миссионерского влияния на коснеющих в заблуждениях раскола, употребляемые православными пастырями, состояли: 1) в строгом выполнении церковных уставов и «истовом» совершении богослужения и церковных треб, как в храмах, так и в домах прихожан; 2) в усиленной церковной проповеди, направленной  с одной стороны к уяснению и защищению истин православия, с другой – к обличению заблуждений раскола; 3 ) в школьном обучении подрастающего поколения, и особенно раскольнического, к чему пастыри побуждали заблуждающихся всеми силами; 4) в в распространении среди православных и особенно среди раскольников, книг и брошюр религиозно-нравственного и особенно полемического содержания, и 5) в разнообразных (частных и публичных) собеседованиях с заблуждающимися, и в особенности с вожаками раскола по разнообразным вопросам полемики со старообрядцами.
На беседы…было обращено особое внимание в виду того, что беседы в собраниях раскольников и православных вообще оказывают благотворное влияние как на раскольников, так и в особенности на православных, которые воочию убеждаются в том, что раскол есть действительно заблуждение, а не «старая вера», как любят называть его старообрядцы. Миссионеры в течение года неоднократно посетили значительное число сел и деревень как зараженных расколом, так и не зараженных, и вели собеседования (в Юхновском уезде – 4 публичных и 19 частных собеседований).
Одним из наиболее верных и надежных путей борьбы с расколом и миссионерского влияния считался путь умственного просвещения подрастающего поколения раскольников – путь обучения их детей в церковных школах. Совместное обучение в школах детей раскольников и православных ослабляет отчужденность раскольников от православных, являющуюся сильным препятствием к успешному на них действованию, и ведет раскольников к сближению с православными, а это уже одно составляет великое приобретение для миссии. Привыкший еще на школьной скамье быть вместе с православными, раскольник и во всей своей дальнейшей жизни  не будет избегать их в своих отношениях, хотя бы только житейских, напротив даже – будет искать общения с ними: школьная жизнь, как известно, вырабатывает в лучших питомцах крепкое товарищество, которое не прекращается  с выходом из школы. Но школа имеет и более положительное значение для раскольников. Через нее вносится в раскольническую среду свет образования, и постепенно рассеивается то умственное и религиозное невежество, которое замечается в расколе, и которым оно держится…
В виду громадного значения школы для миссии, о.о. миссионеры и приходское духовенство тщательно заботилось с одной стороны о поддержке имеющихся школ и лучшей в них постановке обучения, с другой – об открытии новых, особенно в приходах с раскольническим населением. При этом всячески побуждали раскольников отдавать своих детей в школы церковно-приходские или грамоты.
В 1901 году всех раскольнических детей училось в различных школах несколько сот.
… Стараниями миссионеров обращено из раскола в православие в Юхновском уезде  3 человека, всего в Смоленской епархии – 30 человек» [6].

1903 год
 «Грустный юбилей 1653-1903 г.г. – 250 лет со времени первоначального возникновения русского раскола старообрядчества» [15].
 «Состояние раскола и сектанства и деятельность православной миссии в Смоленской Епархии за 1902 год» [7]:
«На поприще борьбы с расколом в Смоленской епархии в 1902 году трудились 4 уездных миссионера, в Юхновском уезде – священник села Бутурлина Михаил Медведков, назначенный вместо бывшего уездного миссионера о. Василия Порецкого.
…Кроме уездных миссионеров, в борьбе с расколом принимали участие и те приходские священники, в приходах которых имелись зараженные расколом старообрядства.
В Юхновском уезде раскольников – 495 человек (179 м. и 316 ж.) – менее прошлого года на 8 человек.
В Юхновском уезде расколом заражено 16 приходов, в т.ч. в приходе с. Опокова – беспоповцев 77 человек – 32 м. и 45 ж.
…В отчетном году совратилось в раскол всего 5 человек: 3  - в приходе с. Опокова и 2 – в Гжатском уезде в приходах сел Златоустова и Климова.
…Случаи совращения в раскол происходят не под влиянием убеждений в правоте раскола, а чаще всего вследствие брачных уз православных с раскольниками или наоборот [7] (нонсенс, однако! – они же бракоборы!).

Стр. 655 – про беспоповцев

«Несколько слов о новом Уголовном Уложении (Уголовно наказуемы: богохульство и оскорбление православных святынь, публичное оказательство раскола (92 п.)):
«…Виновными и в разной мере наказуемыми в новом Уголовном уложении признаются:…
1) Все, кто устно или письменно, или посредством выставления сочинения или изображения возбуждают православных к переходу в иное вероисповедание или расколоучение (п. 90)» и т.д. [28].

 «Указ Св. Синода о погребении раскольников и сектантов» [16]:
«Святейшим Правительствующим Синодом по определениям от 2-17 апреля 1812 г. За № 70 и от 27 января-24 апреля 1895 г. за № 246 по вопросам о погребении лиц, уклонившихся при жизни в раскол  или сектанство, чуждаясь церкви и отметая все её таинства:
…2)ежели кто из раскольников умрет без всякого раскаяния в своем заблуждении и сие будет достоверно известно, то таковых на кладбище и по обряду христианскому не погребать даже и тогда, когда бы гражданское правительство требовало или родственники умерших пожелали сего.
3)… Те раскольники, кои, чуждаясь церкви и отметая все таинства и догматы ея, умрут в нераскаянии не могут быть удостаиваемы погребения со стороны церкви яко отторгнувшиеся от общества чада ея, и что впрочем предание таковых земле не подлежит распоряжению и действию духовного  правительства…» [16].

Стр. 1085
Заметки «Раскол и сектанство в России» – Центральный Статистический Комитет – по переписи 1897 г.

1904 год
 «Состояние раскола и сектанства и деятельность православной миссии в Смоленской епархрии за 1903 г.» [8]:
Уездный миссионер в Юхновском уезде – священник с. Бутурлина – Михаил Медведков.
В Юхновском уезда – 490 человек раскольников (177 м. и 313 ж.)- на 5 чел. меньше против прошлого года.
В приходе с. Опокова 75 чел. безпоповцев:  31 м. и 44 ж.
Священники, как и прежде, вели миссионерские беседы. О беседах священника с. Опокова не сообщается. Юхновский уездный миссионер в своем отчете упоминает о нескольких собеседованиях, имевших характер назидательных чтений.
1905 год
Опубликован «Именной Высочайший Указ об укреплении начал веротерпимости Прав. Сенату», издание которого Государь Император объясняет «сердечным стремлением обеспечить каждому из наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести» [17].
«Указ от 12 декабря 1904 года – принятие мер к устранению стеснений в области религии»
«Высочайшее утверждение 17 апреля 1905 года положения Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости» [17, стр. 445].
 «Состояние старообрядства и сектанства и деятельность православной миссии в Смоленской епархии за 1904 год» [9]:
«На поприще борьбы со старообрядством трудились в 1904 году  в Юхновском уезде – св. с. Бутурлина Михаил Медведков.
В Юхновском уезде – 497 старообрядцев (179 м. и 318 ж.) в 16 приходах, более прошлого года – на 7 человек.
В Опокове – безпоповцев 31 м. и 43 ж. – всего 74 чел.
Известна молельня в д. Устиновке прихода с. Опокова, в доме крестьянина Ивана Филиппова (характеристика – повторяется, как и в предыдущие годы).
В Юхновском уезде обращено и старообрядства в православие 4 человека» [9].

1907 год
«Новый порядок ведения старообрядческих метрик – утверждена следующая редакция – ст. 39 разд. 1 Высочайшего указа 17 октября 1906 г. :
«Ведение метрических книг возлагается на духовных лиц, настоятелей и наставников старообрядческих  общин или на избранных последними особых старост».
- Об узаконении расколосектанстских браков – внесен законопроект Минестерством Внутренних Дел на рассмотрение Совета Министров» [18].

«Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядства и сектанства в Смоленской епархии к 1907 г.»:
«… В Юхновском уезде старообрядцев 445 человек (157 м.   и 288 ж.), менее против прошлого года на 31 чел.
Всего старообрядцев в Смоленской епархии насчитывалось к 1907 года 21570 человек обоего пола (10342 м. и 11228 ж.), на 18 более прошлого года.
В Сычевском уезде заражено расколом 16 приходов, в Гжатском – 31 приход, в Бельском – 12 приходов, в Юхновском уезде старообрядцы встречаются в 16 приходах.
В Опокове – безпоповцев 72 человека (29 м. и 43 ж.).
Третий старообрядческий толк в Смоленской епархии – безпоповцы; в частности есть федосеевцы, и вероятно, и другие толки; к сожалению, в силу особой замкнутости и враждебности этого рода раскольников, миссионерским отчетам о безпоповщине не удается собрать полные сведения. У безпоповцев есть свои «отцы» и наставники, которые отправляют церковные службы, некоторые таинства и требы; есть и молельни. Среди известных  - в д. Устиновке, прихода с. Опокова.
Не смотря на дарованную свободу религиозных убеждений, безпоповцы  по-прежнему замкнуты в своей жизни, недоверчивы и необщительны. Приверженность к старообрядству безпоповцы имеются сильную, при этом особенно стараются проявить свою жизнедеятельность в пропаганде своего лжеучения. В отношении к православным они отличаются грубостью и неприветливостью. Отчужденность и замкнутость сказывается во всем: они не пьют, не едят, не сообщаются не только с православными, но и старообрядцами других толков.
В Смоленской епархии в 1906 году трудились прежние уездные 4 миссионера, в Юхновскм уезде – священник с. Рубихина Василий Каченовский.
Стараниями миссионеров и приходских священников в 1906 году обращено из старообрядства в православие: в Гжатском уезде – 9 чел., в Сычевском – 12 чел.,  в Юхновском – 2 человека» [10].

Арест старообрядческого журнала № 12 «Старообрядец»   Нижегородским губернатором [19].

1908 год
«Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядства и сектанства в Смоленской епархии к 1908 году» [11]:
«В Юхновском уезде старообрядцев в 16-ти приходах – 450 человек (159 м. и 281 ж.), более против прошлого года на 5 человек.
В Опокове – безпоповцев 72 человека – 29 м. и 43 ж. (характеристика – то же)
В 1907 году трудились прежние 4 уездных миссионера, в Юхновском уезде – св. с. Рубихина Василий Каченовский» [11].

1909 год
№3 от 1-15 февраля 1909 г., стр. 121 (отдел неофициальный)
«Среди старообрядцев»

«Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядства и сектанства в Смоленской епархии к 1909 году» [12]:
«В Юхновском уезде – 433 староверов (156 м. и 277 ж.) в 15 приходах, менее против прошлого года на 17 человек.
В Опокове  безпоповцев 73 человека  (28 м. и 45 ж.). Упоминается молельня в Устиновке.
Миссионер в Юхновском уезде – св. с. Рубихина Василий Каченовский. В Юхновском уезде замечено, что во многих школах встречаются дети старообрядцев» [12].

№ 18 от 16-30 сентября 1909 г., стр. 624
«В защиту уездного миссионера» - статья св. В.К. (вероятнее всего – Василия Каченовского»

«Протокольным определением Смоленского епархиального начальства (ноября 12 дня 1909 года № 17713) постановлено: «Священникам приходов, зараженных расколом  приходов, предписать неослабно следить за руководителями раскола и сектанства и их последователями и путем бесед, чтений, а главное ревностным исполнением своих пастырских обязанностей и примерною жизнию ограждать верных чад от отпадения от Матери Церкви, а заблудших убеждать к возвращению в лоно Церкви, памятуя всегда, что если таковая обязанность лежала и ранее на пастырях церкви, то ныне, с дарованием религиозной свободы, устранением гражданской власти от помощи церкви в борьбе с ересями и расколоучениями, раз оне не имеют противогосударственного характер, и изменением состояния раскола, сектанства и инославных учений, готовящихся перейти в наступательное движение на православие, вся тяжесть борьбы и ответственность перед Богом, Церковью и государством ложится исключительно на пастырей церкви и самый успех всецело зависит от их силы и ревности» [20].
1910 год
Основным направлением деятельности Авраамиевского братства названо – миссионерство [29].
№ 14 от 16-31 июля 1910 года, с. 477-478  - !

№ 17 от 1-15 сентября, стр. 617
«Освященный собор старообрядцев 25 августа в Москве на Рогожском кладбище»

№ 22 от 16-30 ноября 1910 г.
Стр. 499 Указ Императора о старообрядцах
Стр. 740 Миссионерские пожелания от Братства Преподобного Авраамия

1911 год
№ 1 от 1-15 января 1911 года, стр. 12 - «О средствах миссионерской борьбы с расколо-сектанством» – св. В.К.

№ 17 от 1-15 сентября, стр. 631  - «Из дневника миссионера» (беседа с Калужским старообрядцем в Юхнове)

№ 20 от 16-31 октября 1911 г. - О книге св.-миссионера Александра Кандарицкого «Опыт систематического пособия при  полемике с старообрядцами с кратким очерком развития  древних сект и русского расколостарообрядцества»
Там же, Стр. 727 (неоф.) - «К вопросу о полемике со старообрядцами» (из Самар. Еп. Вед.)
Там же, Стр. 738 - «Из дневника миссионера» св. В.К.

№ 24 стр. 876  - «Еще к вопросу о миссионере»

1912 год
«Указом Св. Синода от 26.04. за № 6092 упразднены существующие в Смоленской епархии 4 должности уездных миссионеров и открыта должность епархиального миссионера-проповедника с содержанием в 2500 руб., с зачетом в эту сумму 600 руб. от синодских сумм и 1900 руб. местных средств» [21].

«В с. Опокове безпоповцев 31 м. и 43 ж., умерли 1 м. и 1 ж., осталось 30 м. и 42 ж.. Всего в Юхновском уезде 477 чел. старообрядцев» [22].
«Третья раскольничья секта и самая малочисленная – безпоповцы федосеевцы-бракоборы. Живут они совершенно обособленно. Учение их о воцарении антихриста, отрицание законного брака, и оправдание блудной жизни словами: «Не согреша, Бога не умолишь», а также немоление за царя, конечно, мало интересует православных. У безпоповцев свои «отцы и наставников», которые отправляют церковные службы и требы… Безпоповцы и их наставники не любят прений с защитниками православия. Но при случае выражают внимание и любезность, хотя и тяготятся беседами» [22, стр. 670].
«Старообрядчество продолжает пребывать в положении полного застоя и косности. На это особенно влияют женщины и старики. Невежество служит по-прежнему характерной его чертой. Грамотных, сравнительно с общей массой, весьма мало. В нравственном отношении стоят не высоко, хотя и отличаются внешним благочестием. Особенно распущена молодежь и не менее православных заражена модной болезнью – «хулиганством». Материальное состояние раскольников лучше, чем православных. Это объясняется их сравнительной многосемейностью, трудоспособностью  и взаимопомощью. Они больше любят заниматься земледелием, чем отхожими промыслами. Многие владеют сравнительно большими земельными участками. С православными раскольники живут мирно и благожелательно. К православным священникам относятся с уважением. Гражданская власть в последнее время не только не стесняет раскольников, но всячески покровительствует и снисходит.
Главный труд по борьбе с расколом и сектами несут уездные отцы миссионеры, которых четверо: в Юхновском уезде – св. с. Рубихина о. Василий Васильевич Каченовский. Отцам миссионерам усердно помогают священники и другие члены причта, а также ревнители из мирян, члены миссионерских кружков. Гласным средством борьбы  служили беседы – публичные и частные.
… Юхновский миссионер в отчетном году произвел 9 публичных бесед и весьма много частных.
Вместе с ним трудились и приходские священники, и члены причтов и приходских миссионерских кружков. При всяком удобном случае говорили с раскольниками и православными о заблуждениях раскольников. Отец миссионер в своем отчете особенно отмечает миссионерскую деятельность священников: В. Клитина, В. Протопопова, А. Соколова, С. Пляшкевича, И. и А. Корольковых, А. Щировского, И. Бучерева, П. Ширяева, М. Некрасова, К. Соколова и А. Величко (нашего - Опоковского), диаконов И. Федосиева и В. Глебова и псаломщика с. Извольска Мих. Васильева.
…В числе главных мер по борьбе с расколом были церковно-приходские школы, куда раскольники охотно отдают своих детей…
Распространялись ещё во множестве книги, брошюры и листки полемического характера, при чем особенно полезною оказалась брошюра архимандрита Митрофана «Противораскольнический катехизис»…
Не мало способствовала укреплению православия благочестивая жизнь священнослужителей, истовое и благоговейное совершение богослужения, заведение церковных хоров и устройство в некоторых местах общего, всенародного пения при богослужении.
В общем, хотя раскол и малозаметно склонялся в пользу  православия, но зато и православие благодаря миссионерской деятельности, твердо стоит и сравнительно с другими местами епархии процветает.
Закончим свой очерк словами Гжатского о. миссионера (св. градской Казанской церкви о. Ник. Ив. Клитин):
«Чтобы возбудить в пастырях церкви и во всем духовенстве энергию к своим прямым обязанностям оберегать пасомых от заблуждений в раскол, сектанство и даже неверие, нужно существующую в Смоленской епархии миссию в более правильные условия. Миссионерское дело до сих пор ведется только в 4-х уездах епархии 4-мя уездными миссионерами из приходских священников и притом без всякого объединения и планомерности в служении. Каждый из миссионеров работает по своим личным побуждениям и соображениям, не имея никакого общения с другими. Вовсе нет миссионеров в остальных 8-ми уездах епархии, где свободно распространяется толстовское, ренановское, социалистическое и всякое другое лжеучение, с которыми в большинстве приходские священники не знакомы и натиску их противоборствовать никак не могут, и где следовательно, потребность в услугах миссионера особенно ощутительно.
Поэтому для Смоленской епархии нужен неотложно епархиальный миссионер-проповедник, который собою объединил бы и деятельность всех составляющих на службе миссионеров» (Н.С.) [22, стр. 672  и далее]. 

«Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца, за 1911 год» [23]:
«… Председатель Юхновского отделения Братства, протоиерей Павел Заболотский, вел собеседования в деревне Савонине (ныне – д. Саволинка), в которой имеются раскольники безпоповцы; в Юхнове же велись чтения священниками – С. Соколовым (37 бесед), и Петром Евфимовым (46 бесед). В селах Юхновского уезда, по словам отчета, священники вели собеседования часто и усердно» [23].

1913 год
«Отчет Смоленского Комитета Православного Миссионерского Общества за 1912 год» [24]:
Сбор на миссионерскую деятельность (цифры - СМ. ТЕТРАДЬ!!!)
Стр. 387 и далее
В «Списке членов Православного Миссионерского оьщества по Смоленскому Отделению за 1912 год» упомянуты:
«…Действительные члены, внесшие не менее 3 р. (согласно параграфу 16 устава Общества):
5) Богданов Дм. Евг., Медынский купец, прих. С. Велина (владелец селения, впоследствии названного д. Коммуна (Богдановская Коммуна), ныне не существующего!)
14) Виноградов Алексей Лук., землевладелец, Юхновский уезд (из с.Велина)» [24].

1913 год
Епархиальный Миссионер Александр Хотовицкий сообщает: «К сведению духовенства» об устройстве в г. Смоленске во 2-й половине сентября для причтов , зараженных сектанством приходов Рославльского, Краснинского, Ельнинского и Гжатского уездов недельных противосектантских («евангельские христиане»)  курсов» [25].

1914 год
«Извлечение из Отчета о внутренней миссии Смоленской епархии за 1912 и 1913 г.г.» [26]:
«По последним отчетам уездных миссионеров за 1911 и 1912 г.г. в Юхновском уезде было 477 старообрядцев… Раскол старообрядчества движения вперед  не имеет, а напротив, всё больше клонится к упадку…» [26].

1915 год
«В Юхновском уезде заражений сектанством отчетом не отмечается» [27] (ср. отч. За 1914 г. стр. 3).

Список литературы
1. «Смоленские  епархиальные ведомости» № 9 от 1-15 мая 1893 г.,  «Отчет о состоянии и деятельности Братства Преподобного Авраамия, Смоленского Чудотворца за 1892 год», Смоленск
2. «Смоленские епархиальные ведомости» № 14 от 16-31 июля 1910 года, стр. 470 «Миссионерские данные о состоянии старообрядчества в Смоленской епархии к 1910 г.», Смоленск
3. «Смоленские епархиальные ведомости» № 11 от 1-15 июня 1912 года, стр. 661, Смоленск
4. «Смоленские епархиальные ведомости» № 1 от 1-15 января 1899 г., стр. 48 «Состояние раскола и миссионерская деятельность в 1897 году», Смоленск
5. «Смоленские епархиальные ведомости» № 18 от 16-30 сентября 1901 года, стр. 872, 971 «Некоторые данные о состоянии раскола в Смоленской епархии к 1901 году», Смоленск
6. «Смоленские епархиальные ведомости» № 19 от 1-15 октября 1902 г., стр. 1093, Смоленск
7. «Смоленские епархиальные ведомости» № 10 от 16-31 мая 1903 года, стр. 592, Смоленск
8. «Смоленские епархиальные ведомости» № 11-12 от 1-30 июня 1904 год, стр. 700, Смоленск
9. «Смоленские епархиальные ведомости» № 11-12 от 1-30 июня 1905 г., стр. 683, Смоленск
10. «Смоленские епархиальные ведомости» № 14 от 16-31 июля 1907 года, стр. 620 «Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядства и сектанства в Смоленской епархии к 1907 г.», Смоленск
11. «Смоленские епархиальные ведомости» № 11 от 1-15 июня 1908 года,  стр. 463 «Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядства и сектанства в Смоленской епархии к 1908 году», Смоленск
12. «Смоленские епархиальные ведомости» № 16 от 16-31 августа 1909 года, стр. 593 «Извлечение из отчетов уездных миссионеров о состоянии старообрядства и сектанства в Смоленской епархии к 1909 году», Смоленск
13. «Смоленские епархиальные ведомости» № 3 от 1-15 февраля 1898 г., стр. 136, «О расколе в Смоленской епархии и деятельности духовенства в борьбе с ним за 1896 год», Смоленск
14. «Смоленские епархиальные ведомости» № 6 от 16-31 марта 1898 г., «О расколе в Смоленской епархии и деятельности духовенства в борьбе с ним за 1896 год» (окончание), Смоленск
15. «Смоленские епархиальные ведомости» № 5 от 1-15 марта 1903 года, стр.269, Смоленск
16. «Смоленские епархиальные ведомости» № 17 от 1-15 сентября 1903 года, стр. 1019, Смоленск
17. «Смоленские епархиальные ведомости» № 9 от 1-15 мая 1905 г., «Именной Высочайший Указ об укреплении начал веротерпимости Прав. Сенату»
18. «Смоленские епархиальные ведомости» № 2 от 16-31 января 1907 года, стр. 88 (отдел неофициальный), Смоленск
19. «Смоленские епархиальные ведомости» № 1 от 1-15 января 1908 года, cтр. 35, Смоленск
20. «Смоленские епархиальные ведомости» № 22 от 16-30 ноября 1909 года, Смоленск   
21. «Смоленские епархиальные ведомости» № 9 от 1-15 мая 1912 года, Смоленск
22. «Смоленские епархиальные ведомости» № 11 от 1-15 июня 1912 года, cтр. 661, Смоленск
23. «Смоленские епархиальные ведомости» № 23 от 1-15 декабря 1912 года, стр. 564, 572 (и далее), Смоленск
24. «Смоленские епархиальные ведомости» № 13-14 от 1-31 июля 1913 года, стр. 376, Смоленск 
25. «Смоленские епархиальные ведомости» № 15 от 1-15 августа 1913 года, Смоленск
26. «Смоленские епархиальные ведомости» № 16 от 16-31 августа 1914 года, стр. 492, Смоленск
27. «Смоленские епархиальные ведомости» № 23 от 1-15 декабря 1915 г., стр. 744, Смоленск
28. «Смоленские епархиальные ведомости» № 12-13 от 16 июня-15 июля 1903 года, стр. 771, Смоленск
29. «Смоленские епархиальные ведомости» № 6 от 16-31 марта 1910 года, Смоленск