Привкус горечи. Общежитие на волнах

Юрий Абрамицкий
     Простояли в Мурманске больше месяца. Да ещё отход оформляли двое суток. Заменили четверых, нет - пятерых (пятого - в последний день), членов экипажа. Остался на берегу уже вышеупомянутый Лёва, который собирался пойти матросом-уборщиком, но в последний ответственный период выпал из процесса (ему ещё придётся поработать над Плутархом, видимо, что он что-то упустил из его учения). Ещё одного "малопьющего" (пьёт, пьёт, а ему всё мало) - второго штурмана Алексея заменили другим "малопьющим" - Леонидом. Причём, оба - бывшие капитаны.
     Однако, ушли спокойно, без нервов.
     И море спокойное.
     И - цветок папируса.

               ----- . -----
     Забрались аж за 77-й градус северной широты, за остров Надежды. Так высоко ешё никогда не работал. Первый трал пришёл на моей вахте: тонна отборной, почти метровой трески. Очень важно - с хорошей печенью, так как мы специализируемся на выпуске консервов из печени. Сама же треска морозится, упаковывается и укладывается в трюма, которые вмещают 200 тонн готовой продукции. Иначе говоря, груз. Груз можно взять (выловить и переработать) за две недели, в лучшем случае, за полтора месяца - в худшем. Можно не взять груз из-за какой-то поломки (чаще всего - главного двигателя, траловой лебёдки) или по недоразумению.
     Мы успели сделать четыре траления. (Для непосвящённых скажу по секрету, что траление обычно длится три часа. За это время траулер пропахивает тралом по грунту, прихватывая всякую живность, борозду длиной 10 миль. По сухопутному 18 с половиной километра. Это протяжённость нашего заполярного города. Ещё час уходит на постановку и выборку трала. Одно траление - за вахту, за 4 часа).
     Итак, мы сделали четыре траления, и обнаружилось, что на борту нет... аммиака. Нет аммиака, стало быть, нечем морозить нашу продукцию. Пришлось возвращаться в порт. Потеряли неделю. Я меньше всего склонен искать виновных, но холодильных дел механик утверждал, что получил аммиак. Он ходил на больших транспортных судах, умный и опытный в общем-то дядька, но где-то не просёк, не разобрался со спецификой. Самое интересное, что его не списали с судна. Леонида тоже. В этом случае капитан наш поступил как истинный либерал, о чём он, возможно, потом сожалел.

               ----- . -----
     Первый груз сдавали у Семи Островов на транспортное судно. Мороз, обжигающий с берега ветер. У нас такая практика: один-два груза - на транспорт, последний груз сдаём сами в инпорту.

               ----- . -----
     Приснилось, что купил квартиру и гараж, а утром радист принёс мне радиограмму: "Дома всё нормально Пришёл Саша (уже и сын ходит в море) Скучаем Хорошей работы Целуем Родные"

               ----- . -----
     Как бы сравнить работу в море, на промысле - с работой на берегу.
     Представьте, что Вы отработали смену, вернулись домой и после неторопливого ужина вытянулись на диване перед телевизором. В море после 8-ми часов работы можно тоже неторопливо поужинать и вытянуться, но надо помнить, что через 8 часов снова выходить на вахту. Когда Вы на берегу после отдыха готовитесь отойти ко сну, матрос достаёт свои портянки, правит шкерочный нож и выходит в темноту, холод и сырость промысловой палубы. Ещё представьте себе, что после работы Вы возвращаетесь не в тишину и уют дома, а в этакое общежитие (вокруг ни улиц, ни магазинов, ни девушек) длиной 20 метров и шириной - 9, в котором размещается 30 грубых мужиков в двухместных двухъярусных пеналах; и это общежитие вздымается, кренится, вздрагивает от беснующихся волн, грохочет от работающих дизелей под ногами и катящихся металлических шарах-бобинцах над головой; и эти шумы и встряски продолжаются независимо от желания и состояния моряков, а зависимо от рыбы и благосклонности Нептуна или Посейдона, которые, по всему видать, часто ссорятся.

               ----- . -----
     Ни раздевалки, ни сушилки, ни рундуков для спецодежды на наших судах не существует. Всё лепится по коридорам, шахтам и тамбурам. Рокон-буксы, фуфайки, куртки, штаны, шапки развешены на гвоздях и верёвках; сапоги, портянки, резиновые перчатки, брезентовые рукавицы путаются под ногами; ножи заткнуты в разные щели за доски, за трубы. Коридор правого борта и салон забиты картонной тарой. Веде шляются крысы. Капитану прогрызли рубаху. За что? Он и таракана не обидит(я слышал, что крысы мстят обидчикам)... А на камбузе: пока стоишь у титана и набираешь воду, обязательно высунется одна, другая остроносая мордочка. Высунется, покрутит носом, глазками и исчезнет. Только приляжешь на коечку, обратишь свой взор к подволоку (потолку), а там - такой писк и топот...
     Мы-то, ничего, привыкаем, а если на заходе портовые власти забьют тревогу, нас могут и выгнать из порта. В Мурманске просились на дегазацию; вместо этого нам выдали потраву - боритесь своими силами.

               ----- . -----
     Пытки изощрённей трудно придумать: принимаем топливо в Кулонге, откуда хорошо видны огни родного города. А граница закрыта... Капитан говорит: начальство нас не поймёт, если будем проситься домой, не отходив и месяца.
     А я не понял капитана и... запил.
     ... Да так, что 27 и 28 октября для меня слились в один день, и я забыл про день рождения сына. Но зато попал на...

                (продолжение следует)