Не учёбой единой...

Виктор Некрасов
На фото: я в центре, с выпускным классом; справа в тёмном моя жена.

       Каждый из нас  вспоминает  школьные годы  не только  по сохранившимся дневникам, по воспоминаниям о любимых предметах и учителях, но и по всевозможным мероприятиям,  походам   и экскурсиям, оставившим  неизгладимый след  в нашей памяти на всю жизнь. Как и все наши  коллеги по профессии, мы находились в постоянном поиске новых, интересных и запоминающихся форм проведения различных мероприятий. Думаю, что каждый из нас,  имея определённые наработки в проведении того или иного урока,  не дублирует его при повторном  изучении в следующие годы, а находит и дополняет чем – то новым, чтобы и ему был интересен этот когда-то прошедший, но уже новый урок. Такой же подход был и к  внеклассным и общешкольным  мероприятиям  с той лишь разницей, что участниками этого были не только учителя и ученики, а  люди разных возрастов, профессий, интересов - это  гости, жители нашего села.


Среди таких  мероприятий  самыми значимыми, массовыми и ответственными  были  День знаний,  День матери,  Новогодний праздник, Международный женский день,  Последний звонок и  Выпускной вечер. Конечно, перечень всех общешкольных мероприятий далеко не ограничивается этим списком, их в разы больше, но я  на них  не  буду подробно останавливаться. Сценарии во многом похожи, и их столько, сколько школ в стране.  Лично для меня,  особенно в последние годы работы, 1  сентября и 25 мая были днями  нервного перенапряжения и неуправляемого  повлажнения глаз. Очень трудные дни!  Упомяну лишь о праздновании Последнего звонка. Так вот, завели мы  с первых лет моего  руководства школой традицию дарить выпускникам альбомы для фотографий и наручные часы  в этот памятный день. Для юношей – мужские, для девушек – женские. В советские годы деньги на их приобретение  снимали со спецсчёта, а в 90-е приходилось обращаться к спонсорам. С моим уходом закончилась  эта традиция. Жаль!


В   1989 году  специалисты из Липецкого политехнического института  за довольно невысокую плату установили  в школе радиоузел. В каждой классной комнате, коридорах были установлены динамики и микрофоны двойной связи, а центральный пульт управления размещался  в моём кабинете.   Включив связь с тем или иным классом, я мог слышать всё,  что в нём происходит, а учитель, нажав кнопку микрофона,  мог обратиться ко мне  с каким – то вопросом.  Отличная аппаратура! Однако подобное, пассивное и, прямо скажем,  не совсем тактичное  присутствие  на уроках  я считал безнравственным.


  По инициативе учительницы русского языка и литературы Рязанцевой Натальи Петровны  мы создали редакционную коллегию  радиостанции. Среди учеников средних и старших классов провели  конкурс на лучших дикторов и отобрали  десять  лучших. В каждом классе создали свои редколлегии. Радиостанцию мы назвали «МИР»- это «Мечтатель. Искатель. Романтик». Редактором была назначена Н.П. Рязанцева.    У неё нашлось много интересных замыслов. К их воплощению она привлекла всех членов редколлегий. Ребята сами готовили тексты для радиопередач. Первая из них называлась «Тройка - опасная оценка». Каждый из слушавших, наверно, задумался о том, что негоже довольствоваться посредственными знаниями. Право  быть первыми дикторами  предоставили  Невейкиной Ольге и Силаевой Ольге из  11 и 8 классов, обладающих очень хорошей дикцией. Время для радиопередач определили без лишних колебаний - после третьего урока. На линейку для прослушивания радиопередач ребят решили не собирать. По окончании  третьего урока  учителя напоминали ребятам: «Задержитесь. Сейчас будет говорить радиостанция "МИР". И в течение 5-7 минут школьники слушали радиопередачи. Радиоузел  использовали также для различного рода объявлений  и  коротких бесед.


Во все времена в школах существовали различные творческие кружки, спортивные секции и, конечно,  художественная самодеятельность. Это, как правило, драматический и хоровой кружки. Стихи, сценки готовились под руководством своих учителей, и здесь не возникало никаких проблем.  Однако в любом,  даже самом небольшом концерте, большая  часть  времени всё же отводится  музыкальной составляющей. Вот здесь как раз и возникала проблема  аккомпанемента.  В школе, да и в сельском  ДК  не  было грамотного баяниста  или аккордеониста, и мне пришлось искать его на стороне. Был у меня  хороший  знакомый  музыкант из райцентра. Это  великолепный баянист и руководитель народного хора  одновременно  Асламов Георгий Михайлович. Руководимый им  хоровой коллектив славился не только в районе, но далеко за его пределами.  Являясь победителями областных конкурсов,  они выступали и в столице-матушке. К нему – то я и вошёл с предложением  поработать у нас в школе в качестве руководителя  хора. Георгий Михайлович,  ни минуты не колеблясь,  не спрашивая даже о зарплате, дал своё согласие.


       Глава сельской администрации Жаворонков Сергей Васильевич пошёл мне навстречу, и мы  оформили его приказом  на полставки в школе, а  также на полставки в сельском ДК ( по-моему дворником или каким – то рабочим  по уборке территории). Это, собственно, и не столь важно. Главное то, что у нас появился классный музыкант, настоящий патриот своей профессии. Кстати, за свою творческую деятельность он ещё в семидесятые годы был удостоен звания «Заслуженный работник культуры  РФ».  На репетиции он приезжал рейсовым автобусом, а иногда  я на своей машине привозил его  и отвозил обратно в Добринку. Спустя некоторое время детский хор Верхнематрёнской средней школы  стал лучшим в районе. На  районных конкурсах он завоёвывал  первое место на протяжении многих лет.  Удивительный человек Георгий Михайлович!  Своим ровным,  негромким, но  выразительным  голосом он  показывал партии,  и дети схватывали и быстро запоминали  их.   Сотрудничали мы с ним до моего ухода на пенсию,  и  я безмерно благодарен  этому замечательному человеку. 


В своих воспоминаниях я не претендую на высокохудожественный стиль и  даже как на литературное произведение жанра мемуаров. Начиная писать свои воспоминания,  я был абсолютно незнаком с литературоведением, да и не преуспел в этом за прошедший год.  Мои воспоминания – всего лишь сугубо личные  переживания и наблюдения  за вторую половину двадцатого века. Они о личном, но вполне откровенно, хотя, конечно, и не всегда полно.

 
В заключение этой  главы я  сообщу вам, уважаемые читатели, что  мой труд на ниве просвещения был высоко оценён.  Указом   Президента России  от 4 марта 1998 года мне было присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».