Междворовой футбол

Пенхаус
По настоящему играть в дворовой  футбол   мы  начинали лет с 7   в субботние и воскресные дни    весной  и осенью, а в  каникулярные летнее время с 10 утра до обеда и с 3х часов до 5ти, иногда и до 6-7 вечера. Играли мы с большим азартом в команде из 8-10 малышей  плюс два  третьеклассника ни в чём не уступая в выносливости и скорости бега  против команды переростков из четырнадцатилетних-пятнадцатилетних из которых формировалась .юношеская  сборная  города по футболу.  По ногам не били, так как мы всегда могли ответить тем же переросткам, а те кроме футбола, ничего хорошего  и не видели. Два травяных  поля возле дома в саду и одно поле из танцплощадки позволяло играть даже в дождливое и в зимнее время, на котором мы играли в хоккей с маленьким мячом, обувая предварительно кирзовые сапоги. Как понимаете, с тех пор  большинство из нас не любит теле футбол и не может сидеть в качестве  болельщиков на трибунах, хотя встречались  и у нас, те кто кричал как Озеров в микророфон «Гоол!», слушая прямую  радиотрансляцию матча.  Как помню, никогда не болели насморком и гриппом, так как не бегали как  армейское стадо строем по пешеходной дорожке по зимнему снегу. Счет в матчах у нас достигал до пятнадцати в наши ворота и до пяти-шести в ворота  переростков. Раз в месяц  договаривались с соседями и устраивали  междворовые состязания по футболу, которые  коммуняги окрестили  в  «Городской чемпионат на приз Кожаный мяч», но почему-то мы приз так и не увидели.  Профессионально учить  футболу в городе было некому.  Пятое  поле  возле  школы (ещё два поля были закатаны под строящейся госбанк), отнятое властями у ребятни, обнесли  бетонным  забором и назвали стадионом*(см. прим.). Тренерами туда  приняли кандидатов по шахматам и шашкам, выставили сторожа, который  прогонял милицейским  свистком "малолетних хулиганов", так что посещаемость его упало в разы,  а ребятня вышла играть в футбол на оконечности асфальтированных улиц.  Так что играть профессионально мы начинали учиться по телеку, но к этому времени чемпионат на приз кожаный мяч уже благополучно сдох, что    предвещало за десятилетие вперед кончину СССР  после закрытия вело секции, секции вольной борьбы и секции  футбола по причине отсутствия  уехавших на свою родину кадров.

Десятки других дворовых игр (каждую из которых следовало бы подробно описать) на  траве и асфальте учили нас различным  финтам с телом, однако отсутствие турникетов сказалось на многих ребятах позже, но не на  тех, кто перепрыгивал в два приема через двухметровую стенку стадиона с единственным в городе турником и ещё ржавой трубой,  укрепленной между двумя сросшимися деревьями.  Там же во дворе мы научились быстро считать до ста, вычитать и складывать, буквы алфавита, а таблицу умножения каждый учил самостоятельно со своими матерями в летнее время во время пеших прогулок  до городского рынка  и обратно или до места их работы.
Как сейчас понимаю, мы переживали в то время  «бразильский»  футбольный бум, который плавно перешел через три года в шахматный но без шахматных книг, хотя и с помощью шахматных бездарей - тренеров, о которых писал выше. Далее потребительский рынок  научившейся читать бегло стране наводнили киосками с дешевыми газетами  типа "Правда" и "Труд", "Мурзилка" и "Крокодил", "Комсомольская Правда",   марками и фотографиями, а также домами пионеров на базе кружков фотографии, кружков радио,  авиа и судо-моделирования, сменившего картингом, вело и мото на базе ДОСААФ, на многие из которых ребятня так и не попала по возрасту. И то что Каспаров, являлся Чемпионом Мира, это только его удача, потому что миллионы его сверстников не  имели представления  о  профессиональном спорте в СССР.

Примечание.
Требуется добавить  о  стене. Чтобы затруднить «штурм»  этой стены, власти срезали  бульдозером грунт  после стены, на которой она  стояла. Так что перепрыгивать , не касаясь его ногами, стало весьма проблематично, рискуя  упасть  в невидимую для глаз траншею. По углам стены  грунтового среза не было и вся ребятня штурмовала его с этих мест, туда же бежали прихрамывающие  сторожа-пенсионеры, матерясь на всю прилежащую округу.  Единственная калитка с вращающимся турникетом, отдаленном от пешеходных дорожек, начисто отбивал желание  у многих посещать стадион и тогда власти расширили дорогу в этом месте, что позволило разворачиваться машинам. Наконец позднее в период критики милиции  на пустующий стадион стали свозить по утрам  малоподвижный "омон" местного пошива для сдачи норм ГТО.