Краткая история приватизации

Михаил Вилькобрисский
Михаил Вилькобрисский

Как делили Россию. История приватизации.

Начиная с 90-х годов в российском обществе постоянно поднимается вопрос о восстановлении справедливости, пересмотре итогов приватизации и о возвращении ограбленному народу неправедно отобранной у него национальной собственности. Российская власть вынуждена прислушиваться к таким рассуждениям. Вопрос о справедливости для нашей страны всегда был больным вопросом. О том, почему прошедшая приватизация была нечестной, кому и как досталось народное добро, кто и как ограбил российских людей, и рассказывается в этой книге. История приватизации — это история преступления и предательства. Ее нужно знать, чтобы избежать подобных ошибок в будущем.

Воспоминания  и размышления.

Не знаю, как начать эту книгу.

"Приватизация - это процесс уничтожения российской промышленности и науки, осуществлённый в интересах другой страны" - суховато как-то.
"Здравствуйте, дети. Я хочу вам рассказать сказку про то, как злые дяди отобрали у нас заводики и фабрички, а потом их пропили и уничтожили" - веселее, но слишком уж несерьёзно.

Попробую начать с конца. Давайте вспомним, какие заводы были в 70-х - 80- х годах в вашем городе. и какие заводы существуют сейчас. В моём родном Питере уничтожено огромное количество небольших, средних и очень больших фабрик и заводов. Давайте помянем.

Завод "Вулкан". Я в детстве жил рядом с оградой этого завода. Это старое судостроительное предприятие. Сейчас его нет, на его месте - жилая застройка. Недавно приезжал в свой старый дом, в свой старый двор. Завод "Вулкан" за оградой сломан. Всё порушено. Грустно.

В Питере уничтожено много судостроительных заводов. Уничтожены заводы, строившие небольшие суда - "Редан", "Петрозавод". На месте, где был "Редан", сейчас застройка. Место "Петрозавода" просто уникально - отсюда начинался Петербург. "Петрозавод" построен Петром I на месте старой шведской крепости Ниеншанц. В этом месте люди жили задолго до основания Петербурга - десятки тысяч лет. Сейчас там, в месте слияния Охты и Невы, "Газпром" пытается построить свой небоскрёб. И это вместо возможности создать уникальный историческо-археологический музей. Иваны, не помнящие своего родства. Люди без исторической памяти. Но сейчас не об этом.
Прогуляемся от завода "Вулкан"  вдоль Невы. Петровский остров. На месте уникального в своё время пивзавода "Красная Бавария" - развалины. Рядом - судостроительный завод "Алмаз", которого хозяева, купившие завод ради земли, на которой он расположен, пытаются выселить с этого места, чтобы создать там очередной бизнес-проект. С другой стороны Невы на западной части Петроградской стороны - одни развалины. Прогуляйтесь по Большой Зелениной улице, по соседним улочкам этой рабочей окраины Петроградской стороны. Заводы и заводики - всё уничтожается. Кстати, Вы знаете, почему эта улица называется большой Зелениной? От слова "зелье", "огненное зелье" - это порох. Тут при Петре были Пороховые заводы, которые потом были вынесены подальше, на реку Охту.
Пройдём дальше по Петроградской стороне. Напротив Петровского острова - предприятие ГИПХ - государственный институт прикладной химии. Им в своё время руководил Борис Гидаспов - руководитель обкома КПСС времён перестройки. ГИПХ - это достаточно вредное опытное производство. Земля в центре города, на которой оно расположено, буквально на вес золота. Сейчас на его месте предполагается реализовать проект "Европейская набережная", которым рукводит банк ВТБ, тесно связанный с руководством города. А институт? А институт переводят умирать за пределы города.

С другой стороны Петроградского острова - тоже одни воспоминания. Завод "Полиграфмаш" на набережной реки Карповки едва дышит. Половина его территории рапродана и сдана в аренду, на оставшей части завода жизнь едва теплится. Полиграфические машины завод давно уже не делает, осталось только оборонное производство. Вдоль Петровской набережной  заводов почти не осталось. В основном там сейчас бизнес-центры - из административного или заводского здания получается хороший бизнес-центр. А раньше там были одни заводы. На месте завода "Вибратор" (угол Петровской набережной и улицы Куйбышева) - одни бизнес-центры. Печальна и поучительна судьба другого предприятия в этой части Петроградской стороны - "Красногвардейца". Старейшее и крупнейшее в России предприятие по выпуску медицинской техники, не менявшее профиль с момента основания, ведет начало от инструментальной избы "На Аптекарском острову", которая была основана еще по указу Петра Первого. Предприятие выпускало медицинское оборудование и приборы для всего бывшего советского Союза. Но закупки были в свое время централизованы, и фактически основным заказчиком все 90-е годы был госзаказ. Кому-то это предприятие приглянулось своим месторасположением (берег Невы, трасса). И дальше было сделано очень просто - за определенные деньги в Москве предприятие лишили госзаказа, оно вынуждено было обращаться в банки за кредитами, ну а потом - долги. банкротство и т. п . Сейчас предприятие ютится в одном из корпусов, а в основном корпусе на набережной - бизнес-центр, на первом этаже - салоны по продажам иностранных автомобилей.
Этот список можно продолжать бесконечно. О судьбе еще нескольких предприятий расскажу ещё в своё время, чуть позже.

Вот что происходило в масштабах всей страны.

Борис Миронов.  Итоги приватизации.

"Сегодня не осталось ни одного серьезного экономиста, кто бы не признал очевидного: происходящее в экономике России – это не перестройка, не реформирование, не либерализация, не демократия, – это разграбление государства. Еще раз убеждает в том только что опубликованный Счетной палатой самый обстоятельный «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 годы». Вывод аудиторов Счетной палаты предельно категоричен: «Приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование «эффективного» собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций и т.п.)… Формальные права собственности стали лишь ширмой для легализации «выедания» активов и ресурсов предприятий… Приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности… Приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности и наращивания объемов продукции».
Но и сумасшедшее, фантастическое обогащение за счет растаскивания по карманам общенародной, государственной собственности не было конечной целью организаторов приватизации, не тех, кто тащил и наживался, сколачивал сказочные состояния, а тех, кто позволял им это делать. Не случайно в первую очередь под удар «приватизаторов» попали оборонные предприятия, заводы, институты, обеспечивавшие безопасность страны, укреплявшие мощь государства."

Как всё это начиналось.

А теперь перенесёмся в 80-е годы, точнее, в 1989 год. Только что закончились выборы в Верховный совет СССР и началась предвыборная компания по избранию депутатов в Верховный совет РСФСР и в Ленсовет. В Ленинграде митинги на улицах, народ начал говорить друг с другом. В ДК им. Ленсовета в одном помещении собирается клуб "Перестройка" ( Петр Филиппов), в другом - группа "Законодательная инициатива" ( добровольная помощь союзным депутатам, в основном Юрию Болдыреву, в написании и редактировании "правильных" демократических законов). Из этих комнат потом выйдут депутаты, чиновники, политики и министры.
В общем-то, уже было понятно, что будет что-то новое. Горбачев, съезд, депутаты, гласность ... Но немногие догадывались, что новое наступит очень быстро. Многие в 1989 - 1990 годах, как только был принят закон о въезде и выезде, рванули выезжать. Кто самый хитрый - успел в Америку. Остальные, кто не успел -  подались в Израиль. А я вот остался делать революцию в России. Которая оказалась контрреволюцией. И расстрелом демократии в 1993 году.  Но об этом позже.

Народ ходил на митинги, на демонстрации. "Долой КПСС!". "Долой 6-ю статью!". А я все спрашивал всех, кого можно было спросить - ребята, вы завтра будете во власти, что вы делать-то будете? Ходил с таким вопросительным знаком в голове. Никто не мог мне толком ответить. Я тогда не знал, что несколько людей уже примерно представляли себе, что они будут делать, когда придут к власти.

Продолжение следует ...

P.S. Книгу можно приобрести по следующему адресу в интернете: