Генерал Власов

Лена Муравьева
Елена Муравьева


Генерал Власов: герой или предатель?

Почти семьдесят лет имя советского генерала Андрея Власова ассоциируется со словом предатель. Между тем, совсем не исключено, что действовал Власов по поручению советской разведки

Человек-загадка
Эту историю можно начать так: жил был генерал. Служил честно, воевал геройски. Ордена получал. Естественно, не состоял, не участвовал, не привлекался. Потом вдруг …трах-бах…и превратился в самого главного в стране предателя. Но история на этом не закончилась. Прошло полвека, и стали поговаривать, будто Власов работал на советскую разведку. Как же обстоят дела в реальности? Этого, скорее всего, никто никогда не узнает, Ведь документов, оправдывающих Власова, не существует. А обилие «странных» обстоятельств, позволяющих заподозрить, нечто, выходящее за рамки официальной версии, всего лишь набор случайных фактор. Тем ни менее...

QUI PRODEST — ищи кому выгодно
Главный принцип любого следствия - «ищи кому выгодно». Так вот, переход Власова на сторону немцев и создание РОА - военной организации коллаборационистов из советских военнопленных - было выгодно именно СССР.
Звучит странно? Но вполне логично.
К 1942г. в плену у немцев оказались более 4 миллионов красноармейцев. Люди эти люто голодали, находились в условиях дикой антисанитарии, болели, умирали тысячами. Позже немцев будут обвинять в жестокости по отношению к нашим пленным. Но в свое время СССР отказался подписать Женевскую конвенцию о правах военнопленных, поэтому на наших военнопленных нормы международного права не распространялись.
Но кроме голода, холода и болезней, бывшим солдатам и офицерам Красной Армии угрожала и сама Красная Армия. Ведь в случае освобождения пленных согласно советскому "Положению о воинских преступлениях"(где "сдача в плен" приравнивалась к "добровольному переходу на сторону противника") ждал расстрел и конфискации имущества. Плюс, само собой, репрессии против родных и близких.
Этот отчаявшийся, растущий день ото дня, подвергающийся постоянной антисоветской пропаганде, контингент представлял для СССР огромную потенциальную угрозу. Еще бы! Пленные работали на немецких заводах, учились в диверсионных школах, а главное, в любую минуту могли оказаться на фронте.

Без пропагандисткой шелухи
Если отбросить пропагандистские штучки типа статей «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом» и антисталинские выступления; если посмотреть на деятельность генерала Власова в качестве «предателя» прагматично, то обнаружится интересная картина.
Буквально через несколько месяцев после пленения, генерал Власов выступил с инициативой организации РОА. Идея была актуальной и немцы, польстившись на идеологическую подоплеку проекта, согласились. В итоге, РОА объединив в своих рядах около 50 тысяч солдат и офицеров (по другим данным около 800000 человек), за два с половиной года своего существования, превратилась для Германии в огромную проблему.
Во-первых, потерпела полнейшее фиаско политика немцев по созданию единого антибольшевистского блока. По сути РОА должна была консолидировать эти силы. Однако власовская армия вытеснила из своих рядов сначала белое эмигрантское, а затем и националистическое движение. Оставшиеся бойцы и командиры безоговорочно признавали только одну идеологию – безоговорочный авторитет своего руководителя, генерала Власова.
С сепаратистскими же группировками, значительно уступающими по численности РОА, немцам пришлось строить отношения с каждой в отдельности.
Во-вторых, чем дальше, тем больше РОА (а это всего ничего: три дивизии, одна запасная бригада, две эскадрильи авиации и офицерская школа, правда, до зимы все 45-го недостаточно вооруженные) превращалась в «пятую колонну», готовую ударить в спину своим «кормильцам». Надежность власовцев вызывала у немцев настолько большие сомнения, что на счету армии всего четыре боя и то зимой-весной 1945г., когда дела вермархта были совсем уж плохи. Кстати, в последнем сражении РОА освобождала Прагу уже от немцев.
В-третьих, сам Власов тоже не оправдал надежд своих «хозяев». Строптивый руководитель РОА в марте-апреле 1943 в поездках по Смоленской и Псковской областям выступал с критикой... немецкой политики перед большими аудиториями. Известно, что он категорически отказывался вести переговоры с гитлеровцами о послевоенных границах, с таким же упорством отклонял требования нацистов сделать антисемитские заявления. Гиммлер как-то написал: «С самомнением, характерным для русских и для славян, вообще, Неrr Власов начал рассказывать небылицы о том, что Германия никогда не была в состоянии покорить Россию”.
Так что, предательство Власова и все его дела на благо Фатерлянда принесли немцам весьма сомнительную пользу.
Наверное, оценив ее масштабы, гитлеровцы и свернули пропагандистскую кампанию, связанную с РОА и до конца войны старательно замалчивали эту тему.

В пользу предположения
Предположение о «засланном казачке» с генеральскими погонами очень интересно иллюстрируется некоторыми фактами уже из советской истории.
Обычно Советская власть со своими врагами не церемонилась. Карала по максимуму и «злодея», и родню «до седьмого колена». С семьей, вернее семьями Власова (он был любвеобилен) обошлись гуманно. Официальная супруга Анна Михайловна, арестованная в 1942г., отсидев 5 лет из 8, вышла на свободу и до недавнего времени жила в г. Балахна. Вторая жена, Агнесса Павловна, брак с которой генерал заключил, не расторгнув предыдущий в 1941г., схлопотала 5 лет и умерла пару лет назад в Бресте. Ничего не страшного не произошло и с детьми Власова. Здравствуют и поныне.
Следующим обыкновением тех суровых лет было навешивание на «врага народа» всех собак. Власова чаша сия миновала. После того как генерал оказался у немцев, НКВД и СМЕРШ, по поручению Сталина, тщательно расследовали ситуацию, сложившуюся со Второй ударной армией, которой командовал Власов. Результаты были положены на стол Сталину, который пришел к выводу: признать несостоятельность обвинений, выдвинутых против генерала Власова в гибели 2-й ударной армии и в его военной неподготовленности.
А вот и третий фактор, выпадающий из системы. Наши диверсанты умели работать. Тем ни менее 42(!) разведывательные и диверсионные группы общей численностью 1600 человек, посланные для уничтожения предателя №1 не смогли выполнить задание. Но…наверняка убедили немцев в искренности мотивов генерала. Ведь только самых настоящих предателей пытаются так настойчиво убить.
«А в-четвертых, наша мама…» Мать-Родина любила и умела организовывать показательные публичные порки. А тут и повод достойный: на скамье подсудимых главные предатели - Власов со товарищи. И покаяться есть в чем – фашистам прислуживали. И шоу уже запланировано. Однако по указанию свыше публичное слушание дела по обвинению руководителей РОА было заменено закрытым судом. Оный и приговорил Власова к повешению.
А на следующий день после казни разразился грандиозный скандал. СМЕРШ, в ведении, которого находилось дело Власова, не имел права приводить в исполнение приговор без письменного разрешения Военной прокуратуры и ГРУ (военной разведки). Однако провел, вопреки полученному приказу: "Казнь отложить до особого распоряжения". Почему, хотелось бы знать? По одной из версий: кто-то торопился закрыть рот опасному свидетелю. Другая утверждает, что вместо Власова 1 августа 1946г. был повешен другой человек, а сам генерал в впоследствии долгие годы жил под другой фамилией.
Кстати, в обвинительном заключении Андрею Власову нет статьи инкриминирующей "измену Родине". Только «терроризм» и «контрреволюционная деятельность». А это тоже что-то да значит.

Арест
Не вписывается в концепцию «генерал-предатель» и арест Власова.
Руководителя РОА задержали среди ясного дня, в присутствии достаточного количества свидетелей, что не помешало появиться весьма противоречивым версиям того, как это было.
Согласно официальной хронике Власова преследовала и захватила специальная разведгруппа. За рамками «Тасс уполномочен сообщить» разведчики, одетые в парадную форму с орденами, встретили генеральскую машину на обочине дороги и, когда машина притормозила, старший группы отдал Власову честь. Далее началось самое интересное. Существует свидетельство военного прокурора танковой дивизии, в которую доставили Андрея Власова. Этот человек был первым, кто встретил генерала после его прибытия в расположение советских войск. Он утверждал, что Власов был одет в… генеральскую форму РККА (старого образца), со знаками различия и орденами. Ошеломленный юрист не нашел ничего лучшего, как попросить генерала предъявить документы. Что тот и сделал, продемонстрировав прокурору расчетную книжку начальствующего состава РККА, удостоверение личности генерала Красной Армии № 431 от 13.02.41г., и партийный билет члена ВКП (б) № 2123998. Все на имя Власова Андрея Андреевича.
Более того, прокурор утверждает, что за день до прибытия руководителя РОА, в дивизию понаехало немыслимое количество армейского начальства, которое и не думало проявлять к генералу какой-либо неприязни или враждебности. Напротив, до того, как генерала на транспортном самолете переправили в Москву, был даже организован совместный обед.

Плен
История пленения Власова тоже вызывает множество вопросов.
К моменту назначения командующим Второй Ударной армией (последней должности в Красной Армии) генерал Андрей Власов проявил себя, как замечательный военачальник. Он командовал обороной Киева и прославился, освобождая Москвы. Газеты называли его “спаситель Москвы». И не напрасно. Такого в истории РККА еще не было. Обладая всего 15 танками, генерал Власов остановил танковую армию Вальтера Моделя в пригороде Москвы - Солнечногорске, и отбросил немцев, которые уже готовились к параду на Красной площади Москвы на 100 километров, освободив при этом три города.
Благодаря умению решать сложные вопросы Власову и перепоручили Вторую армию, уже безнадежно блокированную в Мясном бору (Новгородская обл.). Однако в данном случае, кадровые рокировки практически не имели смысла. Все понимали, что армия обречена.
Зачем же тогда огород городить и менять руководство?
Не для того ли, чтобы поместить нужного человека в нужное место?
На свою Голгофу Власов прибыл не один. Его привезли Берия и Ворошилов, что отнюдь не было обычной практикой тех дней.
Значит ли это, что первые люди государства покинули свои безопасные столичные кабинеты и совершили рискованное путешествие к линии фронта, ради чего-то крайне нужного и важного? Вполне возможно.
Дальнейшие события официальная пропаганда преподносит так: последние дни пребывания в должности командующего Власов находился в угнетенном состоянии духа. Потом морально сломленный, испуганный сдался фашистам. Но из-за чего Власову впадать в депрессию? Его жизни ничего не угрожало. Когда судьба Второй Ударной стала очевидной, Сталин прислал за главкомом самолет. Однако, Андрей Андреевич, отказался от эвакуации, отправив в самолете раненых. Этому есть масса свидетелей. Не могла испугать этого мужественного человека и возможность оказаться в окружении. Под Киевом он месяц выходил к своим. Причем не один, а со своей будущей второй супругой.
Но что-то же точило душу генерала? Не скорая ли необходимость сыграть во имя спасения Родины роль Иуды и отдать на заклание свое доброе имя?
Ночью 12 июля 1942г. генерал Власов и горстка сопровождающих его солдат вышли к старообрядческой деревне Туховежи, и укрылись в сарае. Ночью в сарай ворвались то ли немцы, то ли полицаи, то ли партизаны, то ли вооруженные местные жители, возглавляемые церковным старостой.
А может это была оперативная группа, обеспечивающая доставку агента влияния по нужному адресу? Ведь в ту же ночь генерал Андрей Власов был передан регулярным немецким войскам.
Потом был концентрационный лагерь под Винницой, где содержались старшие офицеры, представляющие интерес для немцев - видные комиссары и генералы. По свидетельствам того времени депрессия уже оставила Власова. Советник германского посольства в Москве Хильгер в протоколе допроса плененного генерала Власова от 8 августа 1942 г. кратко охарактеризовал: “производит впечатление сильной и прямой личности. Его суждения спокойны и взвешены”.
Что ж, когда мосты сожжены, поводов для волнения уже нет.

Карьера
Существует еще один факт, мешающий признать за боевым генералом право на обычное предательство. Оказывается, Власов работал в разведке.
В 1937г. еще полковником Власов был назначен начальником второго отдела штаба Ленинградского военного округа. Это значит, он отвечал за чекистскую работу целого округа. Затем Власова отправили советником к Чай-кан-ши. В Китае будущий изменник, активно демонстрируя немецким дипломатам свою моральную неустойчивость - алкоголь рекой, женщины, как перчатки – чем явно напрашивался на вербовку.
О серьезности работы полковника Власова в те годы свидетельствует его личный переводчик в Китае, который утверждал, что должен был при малейшей опасности застрелить Власова.
К счастью, тогда все обошлось, и судьба подарила Власову еще несколько лет жизни, генеральские погоны, обилие очень серьезной работы и совсем другую смерть.

Подготовила Елена Муравьева
по материалам Bka-roa.chat.ru, «Заговор» (www.stalincurtsy.ru), «Википедия» (ru.wikipedia.org) для газеты «Я»