Колесо Счастья

Игорь Мельц
Бог придумал человека, а человек придумал колесо.
И пошло-поехало!

Я купил велосипед и стал свободен!
Почти.
Это сладкое слово «Свобода» владеет умами всего человечества.
И не только.
Даже животные мечтают о свободе.
Если могут.
Но я о себе.

А это значит, что в большом городе я не был связан с общественным транспортом и мог передвигаться быстро а главное -  куда хочу.

Да, человек так устроен, что с самого своего рождения, думает и стремится быть свободным.
Ему чужды всякие ограничения, запреты и условности.
Сначала мешают пелёнки, он кричит, возмущается. А затем, когда научится ползать и ходить, мешает слово «нельзя»
И тут начинаются неприятности.
Там огонь, здесь ступеньки, это не трогай, то не бери, Осторожно! Это горячо.
Где же тогда эта «свобода» ?!
И пошли синяки, шишки, знакомство с врачами, противными лекарствами, а самое отвратительное и противозаконное – папиным ремнём, как средством  воспитания.
Но почему, если я сотворил что-то руками то страдает совсем другое место?

Это я отвлёкся. Итак, велосипед и Свобода.

Первое время он меня удовлетворял. Всё было вроде хорошо.
Но я заметил в этом какую-то несправедливость. Почему это попа едет, а ноги – нет?!
Чем она лучше?
И как раз в это время меня позвали служить в армию. И проблема свободы стала звбываться.
А через три года стал я офицером и в моём распоряжении теперь были самолёты и другая техника.
Армия меня многому научила, а главное, что можно, а что нельзя делать.
Самолёты и полёты, но однажды  уже как опытного специалиста, отправили меня в командировку в такое место, которое раньше я видел только с высоты 10-12 тысяч метров.
Это был полигон для бомбометания и туда я ехал теперь как руководитель полётов.

На маленькой железнодорожной станции, как и было условлено, меня встретил сержант и доложил, что он приехал за мной. А приехал он за мной на вездеходе 
ГАЗ-66, это высокая, мощная мешина, которой не страшны бездорожье, ухабы, песок пустыни и овраги.
И мы поехали. Я удивлялся, как это мой водитель в этой бескрайней и голой пустыне находил нужное направление. А он знал потому, что давно служил в полигонной команде и для него здесь было всё ясно и понятно без светофоров и дорожных знаков.
Мне вдруг очень захотелось «порулить». Но нельзя, ведь у меня нет водительского удостоверения (опять это «нельзя»).

Подавив в себе желание, стал обозревать унылый ландшафт, уходящий за горизонт и как ловко сержант управлялся с большой послушной машиной.
Приехали.
И на целую неделю я стал главным начальником  необозримого полигона «Голодная степь» в 200 километров от древнего Самарканда.
До этого момента старшим начальником здесь был бравый старшина умница и очень хозяйственный человек, украинец из под Полтавы.
Он ознакомил меня со всем нехитрым оборудованием полигона занимающим 40 квадратных километров этой пустыне.
В центре полигона находились различные цели по которым производили бомбометания самолёты нашей дивизии, базирующейся на авиабазе «Ханабад» к северу от афганской границы. На расстоянии двух километров от целей находились три вышки наблюдателей оснащённых бустерами для наблюдения за целями и определения азимута разрыва бомбы.
Все вышки связаны с плашетистом телефонной связью, находящимся в блиндаже.

Планшетист наносит азимуты на планшет и отмечает разрыв бомбы относительно цели. Эти данные по радио передаются на КП дивизии и там выставляется оценка штурману за бомбометание.
В задачу полигонной команды входит поиск и подрыв неразорвавшихся бомб.
Полигонная команда должна следить за тем, чтобы на полигон не проникали посторонние.
В подчинении у старшины находятся три сержанта и три отделения по десять солдат разных специальностей: планшетисты, наблюдатели, радисты, сапёры, 2 повара и водители транспорта.
А весь транспорт это вездеход ГАЗ-66, мотоцикл с коляской, и три верховыые лошади.
У всей команды на вооружении табельное оружие, ракетницы и взрывпакеты.

Необходимое электричество вырабатывает дизель-генератор (освещение, кухня, прожектор, аккумуляторная, казармы, подсветка целей, связь.)
В трёх землянках отдыхает личный состав, в четвёртой – кухня/столовая, продуктовый склад и каптёрка.
Хозяйственный старшина изготовил из подсобных материалов небольшой курятник, где 2-3 десятка кур под руководством матёрого петуха регулярно несли яйца для улучшения однообразного солдатского меню.
В помощьь часовым в ночное время с цепи спускали трёх здоровенных псов, которые однажды даже справились с бродячим волком пытавшимся залезть в курятник.
Матёрый петух в отсутствии конкуренции  по утрам регулярно орал на всю пустыню, возвещая начало нового дня.

Здесь жизнь текла размеренно и спокойно, солдатская служба была однообразная, но не трудная. Иногда этот ритм нарушался. И я стал свидетелем этого.
Вдруг, как-то днём, залились лаем собаки. Вдалеке верхом на ишаке в халате и узбекском тюрбане появился человек. Часовой разглядел его в бинокль и доложил старшине:
- Товарищ старшина, Хаким едет.
- Пропустить! Скомандовал старшина.
Немолодой узбек с седой бородкой неспеша въехал на территорию, поздоровался, спешился и привычно направился к землянке. Навстречу к нему вышел старшина и как старые знакомые они обнялись.

Как потом выяснилось, это пришёл старший пастух большой бараньей отары, кочевавшей неподалёку от полигона, с просьбой впустить её на полигон на пару суток.
Переговоры окончились очень быстро и парламентёр отправился восвояси.
Старшина тут же всё мне объяснил. Территория полигона обладала скудной, но ещё нетронутой растительностью это было хорошим пастбищем для овечьего коллектива и это сулило взаимовыгодное соглашение.
В дни свободные от бомбометаний отара на полигоне получала хороший корм и отдых.
Пастухи получали в подарок от старшины соль, спички, крупу,  сахар и кое-что ещё  из излишков солдатского провианта. А старшине за это (тоже в подарок), оставляли одну овцу.
Соответственно, пару дней в солдатской столовой происходило понятное оживление Конечно, это было нарушением, но ведь старшина делал обмен не в личных интересах. И я молчаливо санкционировал это нарушение.
Все действовали без приказов и команд.
Посадили на цепь полигонных собак, чтобы избежать стычек с собаками охраняющими отару. Запустили генератор и включили дополнительное освещение объектов.
Повара стали готовить угощение. Через пару часов воздух наполнился блеянием, лаем собак и топотом  многочисленных «гостей».
Одного молодого ягнёнка сразу же отвели на кухню. Двух пастухов и подпасков стали угощать самым настоящим чаем, а на столах появилось печенье и конфеты.

Затем общими усилиями все мы съели вкусное баранье жаркое.
Точно в назначенное время благодарная отара покинула расположение полигона
потому, что сегодня будет работа.
Старшина доложил мне о готовности и я по радио передал об этом на КП дивизии.

Один за другим с интервалом в 10 минут самолёты стали заходить на цель. Гремели разрывы, звучали доклады по радио и через насколько часов всё утихло.
Рабочий день полигона «Голодная степь» окончился без происшествий.
Старшина доложил об окончании работ и тут же, (уже неофициально) с хитринкой в глазах добавил, что две овцы, «случайно» отставшие от отары, находятся в расположении. Не догонять же её?
Ох, уж этот старшина.

Конечно. В такой отаре из сотен овец, невозможно увидеть недостачу даже нескольких. Тем более, что в 3-4 месячном движения отары по пастбищам происходит окот и отара осенью возвращается с большим приплодом.

Вскоре моя командировка подошла к концу и, попрощавшись с личным составом  полигонной команды, снова занял место рядом с водителем в кабине вездехода.
Подпрыгивая на неровностях и ухабах бездорожья пустыни, мы двинулись к далёкой железнодорожной станции, чтобы мне уже поездом вернуться в свою часть.
Снова с завистью смотрел я на сержанта  как он ведёт свой ГАЗ-66 по безкрайней пустыне. Меня съедало желание.
- Сержант, может мы поменяемся местами? Спросил его улыбаясь.
- Давйте, товарищ капитан. С готовностью согласился он.
С некоторым волнением я занял место водителя, окинул взглядом безкрайнюю степь, выжал сцепление и медленно добавил газ, отпуская сцепление.
И мы поехали!
Переключил скорость, ещё переключил. Ура! Теория переросла в практику.
Да, я давно уже знал как это всё нужно делать, всё представлял себе, но впервые поехал сам.
Ехал не быстро. Сержант подсказывал направление одному ему известным чутьём.
Через несколько километров, освоившись, преодолел напряжение, стал более свободно держать баранку и разговаривать с улыбающимся сержантом.

А вот когда  мы из бескрайней пустыни въехали в населённый пункт, пришлось снова сосредоточиться. Казалось, что все встречные машины едут прямо на меня. Невольно уходил чуть вправо. Но там канава, дальше нельзя.
Сейчас вспоминаю, что меня даже пот прошиб. Но всё обошлось. Мы подкатили к вокзалу и радостный, как после парашютного прыжка, я попрощался с сержантом.

Вот так прошла первая самостоятельная поездка за рулём.
А затем, когда приходила моя очередь ехать на патрулирование из расположения части в соседний город, то я уже смело занимал место водителя.и никто не спрашивал или есть ли у меня права на вождение. Конечно, это было нарушением, но я очень старался и всё обошлось.

Демобилизовавшись снова вернулся в свой родной город, став теперь уже гражданским авиатором и теперь приобрёл вместо велосипеда мотороллер.
Ура! Теперь всё едет одновремённо и ноги и попа.
Я снова на колёсах.
Но однажды случилась беда. Пересекая железнодорожные пути, слегка зацепился глушителем за рельсы и не обратил на это внимание.
Уже на большой скорости глушитель оторвался и попал под заднее колесо. Меня выбросило из седла вперёд и проделав в воздухе дугу я упал на асфальт.
Закрытый перелом левой лучевой кости, ушибы, повреждение подбородка и массовые глубокие царапины.
После длительного лечения и операции, я снова в строю. Считаю, что мне повезло.

Нет, подумал я, колесо – это очень хорошо, но одного и даже двух колёс для счасья недостаточно. И вообще то, что между ног – это не транспорт.

И тогда я купил себе автомобиль.
По совремённым понятиям очень скромный, а точнее: сильно поддержаную «Копейку». Вместо 25 занятий уже через пять сдал экзамен, получил водительское удостоверение и теперь на законных основаниях в свои 35 лет от роду стал собственником первой в своей жизни автомашины.

Вначале я исполнил своё детское обещание, которое дал матери.
Что когда я вырасту большой, то обязательно куплю автомобиль и покатаю её по городу.

Мы приехали на высокий  берег и долго вместе сидели рядом всматриваясь в морскую даль, вспоминали моё далёкое детство, сказки, которые мне читала мама и многое другое она как ребёнок радовалась вместе со мной.

Затем мы с женой поехали в нашу первую поездку по Украине, Белоруссии в Прибалтику. Собирали янтарь на Рижском взморье, посещали замки, знакомых, а на обратном пути, поздней осенью, попали в сильный гололёд на дороге. Это был экзамен для моей новой машины и для меня, как для молодого водителя.

Прошло много лет, мою «Копейку» поменял сначала на «Шестёрку», объездил на ней все «страны народной демократии», и сразу после падения Берлинской стены, оказавшись в ФРГ приобрёл свою первую иномарку - мощный 100 сильный Опель-рекорд.
И...пошло-поехало.  Автомобиль перестал быть дефицитом, колесо сделало своё дело.
В далёкое путешествие совсем необязательно брать с собой своё колесо. В любом месте его можно взять напрокат. Индустрия сервиса пошла далеко вперёд.
Колесо далает человека свободным. Правда не совсем и не всегда, но ПОЧТИ.

И даже иллюзия свободы делает человека почти счастливым.

Да здравствует КОЛЕСО !