Лео Кленце - древнегреческий архитектор Германии

Койфман Валерий
Пантеон "Валгалла", 1830-1842 (интерьер)


Лео фон Кленце - самый "древнегреческий" архитектор Германии

В истории европейских архитектурных течений особое место занимает стиль «неогрек», возникший в 1820 году в рамках неоклассицизма и провозгласивший «возвращение» к древнегреческим образцам. Он заключался в детальном, почти археологически точном подходе к воспроизведению древнегреческой классики, без влияний древнеримской культуры и итальянского Ренессанса.
Создателем этого впечатляющего стиля считается замечательный немецкий архитектор XIX века Лео фон Кленце, деятельность которого тесно связана с Мюнхеном. Правомерен вопрос: «Какой была бы ныне баварская столица без строений архитектора
Лео фон Кленце?». Несомненно, прекрасным немецким городом, но ни в коем случае не «Новыми Афинами на Изаре» и не «самым северным итальянским городом». Именно таланту Кленце Мюнхен обязан многими великолепными и гармоничными архитектурными ансамблями, создавшими этому городу славу одной из самых блестящих метрополий Европы.

Родился Лео фон Кленце (собственно Franz Leopold Karl  Klenze) 29 февраля 1784 года в Шладене (Южная Саксония) в семье зажиточного чиновника, позднее надворного советника, Карла Кленце и его жены Терезии. До 1800 года Лео учился в Брауншвейге в престижном Collegium Carolinum, учебном заведении, включавшем в себя элементы гимназии и университета. Уже в 16 лет он едет с родителями в Берлин, где изучает юриспруденцию в местном университете, а чуть позже стал посещать лекции по архитектуре.
Тогда уже проявилась особая приверженность юноши к классицизму.
В 1803 году он продолжает изучать архитектуру в Париже у знаменитого архитектора и мастера по интерьерам Ш. Персье. Одновременно Лео c большим успехом обучался у художника
Ш. Буржуа приемам декоративной живописи - важной составляющей архитектурных ансамблей. В эти же годы Кленце совершает свое первое путешествие в Италию, затем в Англию, вбирая в себя познания в области искусства и градостроительства.

Имея на руках хорошие рекомендации, 24-х летний Лео в 1808 году становится придворным архитектором короля Вестфалии Жерома Бонапарта (младшего брата Наполеона I), а с 1810 года - директором строительных работ в Касселе.
Первой самостоятельной постройкой Кленце стал дворцовый театр в замке Вильгельмсхоэ.
В августе 1813 года Лео женится на проживавшей в Касселе красавице-итальянке из Турина Фелиции Бланджини (с годами в их семье появятся три сына и две дочери).
После крушения империи Наполеона I Лео Кленце теряет своего работодателя и с семьей покидает Вестфалию.
Он уезжает сначала в Вену, а затем в Париж, где, благодаря успешным операциям с французскими ценными бумагами (пригодились знания в юриспруденции), ведет жизнь преуспевающего делового человека, но жажда творчества все же никогда не покидала Лео.

Судьбоносной оказалась его встреча в Париже с баварским кронпринцем Людвигом (в октябре 1825 года он станет королем Людвигом I). Баварец избрал Лео Кленце в исполнители своих обширных планов архитектурных преобразований в Мюнхене.
Прибыв в 1814 году из фешенебельного Парижа в Баварию, Кленце был вначале разочарован жизнью чиновничьего Мюнхена с 40 тысячным населением, но затем с головой уходит в архитектуру, став приватным архитектором при кронпринце.
Страстное увлечение Людвига древнегреческим искусством оказало значительное влияние на формирование стиля Лео Кленце.
После того, как 1816 году он с блеском выигрывает конкурс на постройку здания Глиптотеки (музея скульптур, преимущественно античных), Кленце становится уже официальным придворным архитектором, заняв место знаменитого Карла фон Фишера. 
В Мюнхене зодчий создает по заказу своего патрона целый ряд важных для облика города архитектурных ансамблей. Самый знаменитый из них – сооруженная в античном стиле площадь Кёнигсплац, которая, по замыслу кронпринца, должна была стать площадью искусств в «Новых Афинах на Изаре».
Благодаря таланту Кленце, площадь стала одним из наиболее известных современных эллинистических ансамблей: Глиптотека, с портиком ионического ордера (1816-1830), Музей античных собраний с коринфскими колоннами (1838-1848) и впечатляющие Пропилеи (Входные ворота) в дорическом стиле (1646 - 1860).
Так Лео Кленце стал основателем стиля «неогрек». Он возвел еще множество построек в древнегреческом стиле, и не только в Мюнхене.
Особенно известны  грандиозная «Валгалла» близ Регенсбурга (1830-42) в стиле храма Парфенон - своего рода Пантеон немецкого народа (с бюстами почти всех знаменитых людей Германии) и огромное куполовидное дорическое здание «Зала Освобождения» на горе Михаэльсберг в Кельхайме.
Однако архитектор далеко не всегда оставался верным эллинизму. Так, возведенное по его проекту в 1826-36 годах музейное здание Пинакотеки (сейчас «Старая Пинакотека») выдержано в стилистических формах ренессансной дворцовой архитектуры Италии.
Кленце хотел создать «идеальный музей», и это ему удалось. Пинакотека с ее верхним освещением через окна-фонари и боковыми галереями, разделенными на кабинеты, стала прототипом многих современных музейных зданий.
Известность архитектору принесли также выполненные им в Мюнхене разностилевые работы по реконструкции Людвигштрассе и Одеонплац, проект новой Резиденции (Кёнигсбау), здание Военного министерства, обелиск на Каролиненплатц, Пантеон Славы и т. д.
В 1833 году, после завоевания Грецией независимости, на греческий престол был возведен король Оттон I (20-летний сын Людвига I принц Фридрих Людвиг).
Лео Кленце, который стал уже европейской знаменитостью и был возведен в дворянское сословие, выполнил проекты перестройки обветшалой греческой столицы в традициях античного зодчества и возглавил работы по реставрации древних афинских зданий.

В 1838 году российский император Николай I привлек немецкого архитектора к строительству  «Императорского музеума» - первого в России здания, специально предназначенного для хранения и публичной демонстрации художественных коллекций, известного ныне как «Новый Эрмитаж». Проект был разработан в 1839-40 годах, а строительство велось до 1852 года. Интерьер, задуманный архитектором из Мюнхена как преддверие картинной галереи, призван был напомнить историю античного искусства. Стены были декорированы 80 картинами, выполненными восковыми красками, на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников (художник Г. Хильтеншпергер). На сводах разместили  барельефные портреты мастеров искусства, среди которых и самого Кленце.
Знаменитый портик «Нового Эрмитажа» с Атлантами, как известно, стал символом всего музея.
Кроме архитектуры, Кленце многие годы занимался живописью. Он автор прекрасных ландшафтных и исторических архитектурных видов Италии, Греции и Германии (их можно увидеть в крупных музеях, в том числе и в Новой Пинакотеке, и в Эрмитаже).
Умер Лео фон Кленце в 1864 году в возрасте 80 лет и был похоронен на мюнхенском кладбище Alten S;dfriedhof. Его именем названа учреждённая в 1996 г. награда правительства Баварии за достижения в архитектуре и градостроительстве («Leo-von-Klenze-Medaille»).
И хотя творчество Кленце часто черпало себя в прошлом, объективно оно всегда служило и служит будущему, привлекая всех красотой его не стареющих архитектурных шедевров.