Хроника безумной войны-15

Борис Ефремов
ХРОНИКА БЕЗУМНОЙ ВОЙНЫ
(Продолжение первой книги)

10 декабря

Дав распоряжение о незамедлительном разоружении “противоборствующих группировок” в Чечне, Ельцин лег на операцию с реабилитационным сроком в 8 дней. Значит, он никак не отреагирует на заявление журналистских организаций и телеграмму демократически настроенных депутатов Думы.

А события в Чечне развиваются сверхопасно: накапливаются русские и дудаевские силы; чеченцы готовятся к отражению атаки. В нашей печати – всё чаще предостережения Президенту. Отмечается проигрыш Ельцина во внешней политике: остался в гордом одиночестве... Неужели на нем придется ставить крест? Неужели так повязали его военные лоббисты и консерваторы? Что надломило Президента?..

Втайне я догадываюсь о причинах ельцинского падения. Нельзя одному переиграть консервативных соратников. Он слишком далеко ушел в уступках. И сам не заметил, как из полудемократа превратился в зазнайку-националиста.
Верны ли мои подозрения? Уж слишком большие изменения тогда ждут и без того несчастную Россию...

*   *   *

После недельной болезни выехал на дачу; сижу в тишине; жду сообщений по телевидению и радио. Тревожные часы и дни...

*   *   *

“И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии...” (Иеремия).

*   *   *

В Северной Осетии собрались все силовые министры России. Напряженность растет. Депутат Юшенков заявил, что если война будет развязана, то это даст повод думцам объявить импичмент Президенту...

11 декабря

Чеченский конфликт говорит о том, что в России не решена проблема разграничения власти между Центром и субъектами Федерации. Она пока и не могла быть решенной в силу постепенности процесса смены состояний (по ВЗОРу). У нас только что обобществленное состояние сменилось коллективным, только что Союз распался на республики. А такой распад безболезненно пройти не может: надо заново строить взаимоотношения, решать спорные вопросы. До регионов руки не доходят. А между тем, жизнь заставляет регионы жить самостоятельно; Центры не дают им возможность развиваться (дотаций уже нет, а налогов и запретов не перечесть).

Нет, какие-то попытки установить отношения с регионами Центры делают, энергично говорят о необходимости самостоятельности, местного самоуправления, а на деле вновь всё сводится к силе: что-то сделал регион не так, и ему  обеспечено наказание. Поднял голову Россель, Президент тут же снял его с поста губернатора. Пришел к власти Дудаев, провозгласил независимость Чечни, Ельцин не признал Дудаева, назвав его правление чуть ли не фашистским режимом.

С того самого дня отношения с Чечней у нашего Центра – замысловатые. Поскольку большая часть населения была за Дудаева, Россия начала готовить в Чечне послушную ей “оппозицию”. Так разжигалась гражданская война. Я еще обратил внимание на “игривые слова” Ельцина в одном из интервью, что, мол, без внимания Чечня не останется, процессом в Чечне мы руководим. Руководить – в данном случае значило не что иное, как настраивать народ против Дудаева, разжигать гражданскую войну.

Но тогда я не подумал о том, что такая политика связана с “коммунистической” безнравственностью: любые средства хороши, лишь бы цель была достигнута. Вот когда проявилась “великодержавность” Ельцина по отношению к Чеченской республике.

Видимо, план был такой: постепенно усилить оппозицию, потом несколькими мощными ударами занять Грозный и отдать под суд Дудаева, а недовольных разоружить. Но операция провалилась с треском: “режим” Дудаева оказался сильнее; атаки были отражены; в плен попали русские солдаты. Российская печать (в числе первых – Александр Михайлов, радио) разоблачила молчаливый заговор Президента с силовыми министрами. Теперь я понимаю, почему Ельцин снял с должности руководителя ФСК Московской области: видимо, он был против вербовки военнослужащих в Чечню.

Как ни печально, а приходится признать и на примере Ельцина справедливость закона постепенного рождения нового. Увы, и Ельцин насквозь пропитан тоталитарными привычками, гнусностью прежнего советского строя. Какой он демократ, когда от добра не может отличить явное зло, от правды ложь?

Свалив ответственность на правительство, Ельцин решил отлежаться в больнице, считая, что за неделю разоружение Чечни будет проведено. А между тем, туда прибывают добровольцы из Азербайджана, с Украины, из исламских стран. Народ Чечни идет в добровольцы. Среди россиян зреет протест против войны на Кавказе. Всё громче говорит об этом наша печать.
Казалось бы, здравый политик уже давно бы переориентировался. Даже Жириновский, грозившийся дойти до Тихого океана, и тот предложил “оставить Северный Кавказ” (“Через полгода он сам к нам приползет...”). И есть, есть в этом здравый смысл. Чечню оставить надо в том плане, что после немедленных переговоров дать ей как можно большую самостоятельность, вплоть до отделения от России, если так решат чеченцы. Иного пути нет; иной путь приведет только к разжиганию ненависти чеченцев к русским; конфликт будет тлеть и всё равно закончится новым пожаром...

Но почему, почему на Руси не верят своим Пророкам, Мудрецам? Почему слова Сахарова и Солженицына принимались и принимаются как пустой звук?! Почему в нас так живуча преподлая черта – унизить и обидеть, а то и раздавить, как мразь, еврея, чеченца, мордвина? Почему это всё в нас, в русских?..

*   *   *

Часов в двенадцать закрыл дом и калитку и по дороге пошел к лесу. Раньше в лес я ходил задами, но нынче там тропинки нет, всё занесено снегом. Иду по дороге, любуюсь домами, выросшими этим летом: добротные особняки в два-три этажа из кирпича и дерева. За последним – дорога обратилась в натоптанную тропу; вот по ней я и пошел к лесу.
Ночью, в темноте, я заметил из огорода, как смутно белеется инеем сосновая роща, за огородами. Сейчас я разглядел всю эту чудную прелесть. Узорные ветки сосен опушены белым серебром: бор как перечеркнут замысловатыми пенными гребнями волн. А березы и осины вообще еле заметны на фоне заснеженного сосняка. Местами бор облит мягкими, почти матовыми потоками солнца, бельмом проглядывающего из белесого дыма.

В этой сказке-тишине (до соседних дач не попалось ни одного человека) дошел до большой колки вдоль дороги на ТЭС, благословил мир на четыре стороны и повернул назад. В одном месте заметил следы широких лыж по полю к лесу на синевших горах; в другом – след то ли волка, то ли собаки: к тому же лесу пропахана лыжником снежная целина.

Шел и радовался, что иду, дышу, смотрю на заиндевевшие остовы крон, на белое поле, на слившиеся в полоску горы. Бельмо солнца бодро висело передо мной. Но смотреть на него долго было все же невозможно, глаза начинали слезиться. Я шел да шел; редко так бывает чисто и хорошо.
Почему-то вспомнил отца: как мы ходили с ним по заснеженной протоке за дугами к лодке, а вдоль ее берегов узорчато светлели ивы и тополя...

*   *   *

Едко и остроумно прошлась по чеченским событиям передача “Не вырубить”: полное неприятие военного исхода, да и самой ельцинской политики по Чечне...

Новость! – Оказывается, операцию “Мост” проводила президентская охрана. Что делали охранники Президента около Мэрии, возле  так называемой группы “Мост”?
Что-то много вопросов к одному и тому же человеку. И что-то ни одного ответа на них...
Начинают проглядывать в человеке этом наглость и зазнайство...

*   *   *

Свершилась величайшая подлость последних лет. нынешним утром в Чечню тремя колоннами введены российские войска (хотел написать “наши”, но не смог). Это все-таки произошло, несмотря на объявленные на 12 число пере-говоры, на протест общественности против силовых действий, на уступку Дудаева вернуть пленных, на обещания Юшенкова и Явлинского содействовать мирному решению вопроса. В какое положение поставлены Явлинский и Юшенков?! Наши журналисты?!! Гайдар, заявивший сегодня, что ввод войск в Чечню будет означать конец демократии в России?!

Не хочется верить, но факт есть факт.

Знать, Бог лишил Президента разума...

*   *   *

Одна из колонн уже в 60 километрах от Грозного. Сопротивления нет.
Другая – блокирована мирным населением где-то около Моздока.
Колонны сопровождаются боевыми вертолетами и радио-устройствами, призывающими чеченцев сдавать оружие.

В “походе” участвуют подразделения спецслужб, внутренних войск и Министерства обороны.
Грозный готовится к обороне.

В больницу поступили двое раненых – первые в этой войне.
Один из членов Президентского совета выступил с заявлением, что демократические 1 силы России против ввода войск и что Президент может лишиться последней поддержки в стране...

1 Я часто употребляю в дневнике слова “демократы”, “демократические”;  в силу особых российских условий о полной демократии в те годы нельзя было и думать; она была уродливо усеченной, травмированной, размытой. Но так нам хотелось демократии, и так пленительно было говорить о ней..

*   *   *

Астероид размером с многоэтажный дом чуть не врезался в Землю. Он прошел мимо на расстоянии значительно меньшем, чем радиус лунной орбиты. Странное совпадение... Как бы свыше предупредительный знак...

*   *   *

В 13.00 Дудаев дал интервью ИТАР-ТАСС, в котором обвинил в начавшейся войне Россию. Сказал, что руководители ее делают всё возможное, чтобы сорвать ими же предложенные переговоры.

В “Вестях” (12.00) – осуждение начала военных действий.

Мнение нескольких кавказцев: “Никогда оружием ни один конфликт на Кавказе решен не был. Это безумие...”

*   *   *

О мерзких событиях и ручка пишет мерзко (на бумаге с этой записи стали расходиться чернила)...

*   *   *

Около памятника Пушкину состоялся митинг демократов против начала войны в Чечне. Юшенков: “Президент отгородился от народа носовой перегородкой...” Явлинский: “Угроза демократии...” Гайдар: “Надо срочно собирать Думу и Совет Федерации, завтра будет поздно...”

Ведущая “Вестей” Сорокина сказала: “Канун первой годовщины Новой Конституции отмечен двумя событиями: вывешиванием флагов на улицах и вводом российских войск в Чечню”...
По неправительственным сообщениям: в Чечне уже десятки раненых и убитых, пять танков подбиты...

Официальные сообщения: жертв нет...

(Продолжение следует)