Борьба между городом и деревней

Игорь Суриков
 Цитата: "За последние 20 лет с карты России исчезло 23000 населенных пунктов."

 Уже длительное время города и деревни ведут между собой борьбу за преобладание в мире. Постепенно относительно старинные формы жизни людей в деревне уступают место переселению людей в города. Во всем мире, не только в России, деревни пустеют и исчезают, а города растут и крепнут. Городской образ жизни становится преобладающим на планете Земля. Действительно, в городах люди чувствуют себя все более комфортно. Здесь, в городе есть все, что может удовлетворить современного человека. Это городские удобства личной жизни (отдельные квартиры, даже дома, водопровод, канализация, рабочие места, школы для подрастающего поколения, все блага современной цивилизации и культуры). Впрочем, деревня по-прежнему привлекает городского жителя как место для отдыха, но это уже не деревни, а дачные поселки, кооперативы, что довольно сильно отличается от статуса деревни, села, где люди не только отдыхали, но и работали, выращивали своих детей, создавали и потребляли сельскую культуру. Город победил деревню, став местом жительства большинства населения многих стран, особенно развитых в экономическом и культурном отношении. То же самое происходит и в развивающейся России. Более того даже города претерпевают постепенную эволюцию от мелких поселений типа больших сел к возникшим и все растущим мегаполисам, занимающим все более доминирующее положение на Земле. Мелкие городки приходят в упадок и также начинают гибнуть, как пришли в упадок и погибли десятки тысяч деревень, попавшие в статистические отчеты. Среди городов стали преобладать, главенствовать мегаполисы типа Нью-Йорка, Лондона и нашей Москвы. Мегаполисы постепенно поглощают близкие к ним городки, становящиеся сначала пригородами, а затем районами центра региона. Так в прошедшем году Москва поглотила большой кусок сельской и пригородной территории, увеличив свою площадь в очередной раз. И на этот раз в разы. Территория Москвы теперь стала равна территории крупной области, подошла к границе с соседней, Калужской областью. И этот процесс видимо будет продолжаться и развиваться. Не исключено, что когда-то Москва и Санкт-Петербург сольются в рамках огромного столичного мегаполиса, протянувшегося от Среднерусской возвышенности до Балтийского моря. Ведь даже сейчас дорога из Москвы в Санкт-Петербург представляет собой цепь сливающихся воедино населенных пунктов.
   Таким образом переход от сельской жизни к городской идет со все возрастающей скоростью. Деревни в России запустевают, исчезают с карты страны, а города, особенно крупные растут и занимают все большие пространства. Практически все блага жизни, материальные и культурные, производятся в городах. Процесс развития городов естествен и его нельзя остановить. Наша ностальгия по сельской идиллической (а по существу идиотической) жизни не может нас остановить на пути превращения Земли в планету городов. В процессе исчезновения деревень меняется и способ производства деревенской продукции, продовольствия. Возможно, что со временем неудобные (а у нас, в России холодные по климату северные) территории будут все более забрасываться, а производство будет переноситься в климатически более благодатные области. И сами люди, переселившиеся в города, станут обрабатывать землю под продовольственные и технические сельскохозяйственные культуры, выезжая в поле, может быть, вахтовым способом. Радости такая перспектива у нынешнего поколения горожан, наверное, не вызывает, но законы развития жизни заставят с этим смириться.
   Однако развитие городов поставило и все более остро ставит возникшую не так уж давно новую проблему утилизации отходов. При сельском устройстве жизни страны такой проблемы не было. Деревни производили, конечно, какие-то отходы, но они естественным образом утилизировались на месте их возникновения. С городами не так.  Количество, объемы отходов растут в геометрической прогрессии. Пока эту проблему решают главным образом детскими способами, путем захоронения на прилегающих к городу территориях, на мусорных свалках и полигонах. Но совершенно очевидно, что это проблему не решает, а только отодвигает в будущее. Рано или поздно потребуется развивать индустриальные методы и формы переработки мусора. Или он погребет под собой всю Россию, весь мир. Проблема индустриализации переработки мусора стоит сейчас не менее остро, чем ранее стояла проблема индустриализации сельскохозяйственного производства.  Потрясают данные о том, что проблема мусора приобрела характер всемирного бедствия. Гибнут животные от обилия мусора в океанах. Становятся непригодными для жизни и отдыха территории, прилегающие к городам. Постепенно меняется состав воздуха, не говоря уже о воде, в сторону его ухудшения. Воздух становится все менее пригодным для жизни живых существ, включая человека. Наконец, в последние годы появилась проблема глобальной катастрофы в результате наступления глубоких климатических изменений на Земле вследствие так называемого парникового эффекта. 
   Итак, в историческом споре между городом и деревней за преобладание на Земле, пока побеждает город. Как знать, может быть со временем, по мере развития информационных технологий и всеобщей компъютеризации исход  людей из сельской местности в города сменится обратной тенденцией бегства из замусоренных, перенаселенных городов в сельскую местность. Там человек, научившийся работать на машинах-компьютерах, имеющий все средства быстрой связи с другими людьми, получивший все цивилизационные блага благодаря новым достижениям энергетики (строительство индивидуальных ветровых, солнечных, а может быть и атомных электроагрегатов, снабжающих его электричеством), благодаря новым достижениям в индивидуальном обеспечении жилого дома коммунальными услугами, сможет жить, работать, выращивать детей не в условиях городского муравейника, а в условиях частной и вместе с тем комфортной жизни. Однако нельзя забывать, что человек все же общественное животное, что он нуждается в живом общении с себе подобными. Поэтому частная жизнь на отшибе может привлекать только некоторую часть людей, особенных индивидуалистов. Остальные предпочтут все же жить в маленьких коммунах, может быть даже маленьких, но удобных городках. А крупные города останутся существовать как центры общечеловеческой культуры. Тогда спор между городом и деревней перестанет быть фатальной альтернативой взаимоисключающих образов жизни. Каждый сможет выбрать себе жизнь по вкусу. Города останутся, а деревни превратятся в поселки типа нынешних элитных поселений со своей инфраструктурой, коммунальным обеспечением и независимой частной жизнью. Человек снова вернется к природе, но сохранит все преимущества городской жизни. А борьба между городом и деревней закончится победой здравого смысла.

8 января 2012 года