Под парусами в прошлое 7

Борис Шадрин
1976 год
ВО ВСЕМ ВОЯЖЕ ДЕРЖАТЬ ЖУРНАЛ

Наше предложение о поддержке идеи плавания по маршруту Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга было решено обсудить на совместном заседании Ученого совета ПФГО[102], его секции мореплавания, Совета клуба капитанов Дальневосточного морского пароходства и Дальрыбы. Заседание это состоялось в марте 1976 года в конференц-зале Приморского филиала ГО СССР.
Здание филиала Географического общества располагалось в небольшом трехэтажном особняке в центре города на улице 1-го Мая - старинном, одном из первых каменных зданий Владивостока. На первом этаже – скромный по размерам конференц-зал, скорее даже большая, чуть сумрачная комната. Вдоль стен глухие, высоченные книжные шкафы потемневшего от времени почти черного дуба. За гранеными стеклами шкафов видна темно-коричневая кожа книжных корешков порыжевших, чуть растрепанных томов Реклю*, Брэма*, Арсеньева*, и ломкая, старчески желтая бумага обложек «Записок Общества изучения Амурского края»[103] за многие десятки лет. В простенках между окнами на акварелях Павла Куянцева*, нещадно дымя, раздвигают льды угольщики-ледоколы и, накренившись, стремительно несутся по штормовому морю клипперы. В левом углу комнаты стоит по-старинному громоздкая, надежно-устойчивая кафедра, тоже потемневшего дуба, с большими накладными буквами на ней: «ПФГО». Под старомодной, многорожковой люстрой, с чуть тускловатыми лампочками огромный квадратный стол несокрушимой прочности с массивными дубовыми, даже не ножками, а ножищами. За столом сидят члены секции мореплавания и Совета клуба капитанов - старейшие и опытнейшие капитаны торгового флота и рыбной промышленности Владивостока: Н. А. Егоров*, М. С. Бабиевский*, С. П. Лебедев*, Н. П. Манжолин*, Г. А. Яффе*, знаменитая А. И. Щетинина*. Люди достаточно почтенного возраста, большинство уже пенсионеры. На них тщательно отутюженные, чуть старомодные форменные костюмы, кители с подпирающими шею высокими стоячими воротничками. Общая черта - у них неторопливые жесты и чуть отрешенные взгляды из-под нависших бровей. У этих стариков уже нет реальной власти, их голос совещательный, но за плечами каждого огромный опыт, колоссальный авторитет и возможность одной фразой, короткой шуткой убедить немыслимо высоких для нас руководителей, ибо большинство этих руководителей – их ученики.
Непривычно осторожно, взвешивая каждое предварительно отобранное слово, начинаю сообщение. В середине выступления отчетливо слышу чью-то негромкую, но уверенно-неторопливую реплику:
- Разве есть нынче моряки? Кнопконажиматели!
Реплика словно подстегивает меня и, хотя понимаю, как опасно сейчас излишняя эмоциональность, кончаю свое выступление более высоким, чем следовало бы, тоном. Однако задаваемые после доклада вопросы довольно благожелательны. С огромным облегчением слышу:
- Что же, хорошее дело затеяли ребята. Надо им помочь!
Вот и я в «ребята» попал.
В конце совещания ученый секретарь ПФГО Борис Александрович Сушков* высказал мысль, что неплохо было бы нам, участникам будущих плаваний по маршрутам В.Беринга, объединить свои усилия с А. А. Сопоцко*, работающим под эгидой ПФГО над кандидатской диссертацией по материалам и документам экспедиций Витуса Беринга.
Через несколько дней мы встретились с Аркадием Александровичем Сопоцко - офицером-политработником, капитаном III-го ранга. После окончания военно-морского училища в Ленинграде он служил корабельным офицером на Тихоокеанском флоте, в том числе и командиром сторожевого корабля. Увлекся изучением истории военно-морского флота, в частности, изучением вахтенных журналов русских кораблей. Журналы эти, с ежечасной записью всех более или менее примечательных событий на борту корабля, были введены еще Петром I и назывались в разные времена по-разному: шханечными[104] (от слова шханцы – место, откуда шло управление кораблем), вахтенными, судовыми. Это увлечение привело А. А. Сопоцко в Киевский государственный университет, который он успешно закончил, специализируясь на изучении вахтенных журналов русских кораблей 18 века и, в частности, кораблей Беринга.
Что же известно было тогда о Беринге?
Январским метельным днем 1725 года, повинуясь указу Петра I: «Надлежит зделать один или два бота с палубами. На оных ботах (плыть – В.М.) возле земли, которая идет на Норд и, по чаянью, понеже оной конца не знают, кажется что та земля – часть Америки». Так из Санкт-Петербурга к Охотскому морю через всю бескрайнюю Россию под командованием русского морского офицера Витуса Ионсена Беринга отправилась искать Америку Первая Камчатская экспедиция.
Почтовыми трактами[105] и вьючными тропами, сплавом по рекам и через горные хребты, болотами и снежными пустынями, ценой безмерного труда и лишений матросы, солдаты, плотники, гардемарины и офицеры молодого российского флота доставили в Охотск все необходимое для постройки морских судов. Все - от гвоздей до пушек и якорей.
18 век был весьма скуп и сдержан в оценке этих трудов и лишений. Как об обычном, рядовом событии писал в своем отчете Адмиралтейств-коллегии[106] В. Беринг: «Понеже иной тому способности в перевоске провианту, кроме как людьми учинить было тогда неможно». Но однажды даже этот сдержанный человек позволил себе: «…и на море вытить будет не с кем, понеже ныне лутчево матроза от худости и наготы признать не можно, что он матроз, а показует якобы самый вящей невольник».
Летом 1728 года на втором, построенном экспедицией в Охотске морском судне - боте «Святой Гавриил»[107] (первое – шитик «Фортуна»[108]), экспедиция вышла из Усть-Камчатска. Командовал ботом В. Беринг. Его помощниками, вахтенными офицерами были М. Шпанберг* и А. Чириков*.
«Св. Гавриил» прошел вдоль северо-восточных берегов Азии, вышел в Чукотское море проливом, позднее названным Беринговым, достиг точки с координатами 67 градусов 18 минут северной широты и 169 градусов 00 минут западной долготы. В. Беринг счел задачу, изложенную в указе Петра I выполненной, и экспедиция вернулась в Усть-Камчатск*.
Минуло два с половиной столетия, но до сих пор среди историков и географов нет единой точки зрения по поводу результатов этой экспедиции. Что же нового дала первая в истории России государственная морская научная экспедиция, кроме бесспорного факта, что до широты 67 градусов 18 минут азиатский материк не соединяется с Америкой?
В сложный клубок запутанных, взаимосвязанных явлений сплелась бурная политическая жизнь России 18 века со сменявшими друг друга правителями-временщиками. Было еще многое другое - находки считавшихся исчезнувшими документов, как это случилось с отчетом о походе Семена Дежнева*, засекреченность на долгие годы результатов Первой Камчатской экспедиции, особенности характеров и взаимоотношений участников ее и местных властей от Тобольска до Камчатки. Но был еще один, очень существенный фактор, серьезно затруднивший объективную оценку результатов экспедиции Беринга. Она продолжалась целых пять лет, а плавания «Святого   Гавриила» в 1728-1729 годах заняли в общей сложности всего три месяца. Естественно, что количество рапортов, преморий[109], ордеров, реестров, счетов, доносов (были и они, и не один!), освещавших подготовительные мероприятия, оказалось намного больше количества документов, описывающих главную, исследовательскую работу экспедиции. Более того, основной документ о жизни каждого судна - вахтенный журнал[110], по терминологии 18 века – шханечный, впервые частично проанализированный еще Г. Миллером*, современником В. Беринга, в наше время считался утерянным. Если анализ подготовки к экспедиции производился по первичным документам, (счетам, распискам, донесениям), в результате чего известна судьба почти каждого топора, фунта пороха, аршина холста, то анализ результатов экспедиции всеми историками после Г. Ф. Миллера производился по вторичным документам: итоговым картам экспедиции, рапортам в Адмиралтейст-коллегию* и так далее. Так составитель уникального по своей полноте сборника подлинных документов «Экспедиция Беринга» А. Покровский писал в 1941 году: «…судовой журнал[111] о первом путешествии Беринга 1725-1729 гг. до нас не дошедший». А предположение известного исследователя русского арктического мореплавания М. И. Белова, что на «Св. Гаврииле» не велся вахтенный журнал, бросало тень на репутацию В. Беринга как морского офицера и командира корабля. По тем суровым временам такой проступок Беринга мог бы стоить ему головы.
Так был ли шханечный журнал бота «Св. Гавриил» и сохранился ли он до нашего времени? Да, был. Да, сохранился. Е. Кушнарев - ученый секретарь Центрального музея Военно-морского флота пишет, что журнал не терялся, просто он не был по-настоящему изучен. В своей  книге «В поисках пролива» он опубликовал фотокопии нескольких листов шханечного журнала бота «Св. Гавриил» и дал обзор и анализ литературы о Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга.
Основываясь на ежечасных записях в шханечном журнале, используя итоговые материалы экспедиции (донесения Беринга, Итоговую карту Первой Камчатской экспедиции и другие), навигационные пособия наших дней, А. А. Сопоцко предложил свою реконструкцию на современных штурманских картах достаточно крупного масштаба пути, пройденного ботом «Св. Гавриил» в 1728-1729 годах.
Трудность в определении объектов, обозначенных  в шханечном журнале состоит в том, что моряки «Св. Гавриила», за редкими исключениями, не давали собственных названий всем впервые увиденным или положенным на карту географическим открытиям, предпочитая описательные названия: «гора отлогая», «берег каменистый» и тому подобное. Совершенно естественно, что более поздние мореплаватели, в том числе и иностранные, ошибочно считая себя первооткрывателями, давали этим же объектам собственные имена. Описательная особенность шханечного журнала создавала почву даже для разного рода домыслов и спекуляций, как например, предложение переименовать Берингов пролив в пролив Джеймса Кука*. Интересно отметить, что почти через пятьдесят лет после его открытия именно Кук назвал этот пролив в честь В. Беринга.
Сопоставление записей шханечного журнала «Св. Гавриила» с имеющимися в исторической литературе данными о количестве географических открытий за время плаваний кораблей Первой Камчатской экспедиции привело А. А. Сопоцко к выводу, что их сделано значительно больше, чем считалось ранее. Так по маршруту 1728 года штурманами «Св. Гавриила» дано описание 48 пунктов, тогда как ранее историками считалось, что их не более 10.
Особенно не повезло в этом отношении плаванию «Св. Гавриила» 1729 года. Оно совершенно верно считается лишь вспомогательным, хотя по некоторым данным можно сделать предположение, что во время этого похода В. Беринг сделал попытку отыскать мифическую землю Хуана де Фука*. Тем не менее, плавание привело к открытию или к определению обсервованных координат 24 географических объектов. Кстати, и сам В. Беринг в своем донесении Адмиралтейств-коллегии писал, что единственным географическим результатом этого вояжа[112] «Св. Гавриила» было определение координат южной оконечности Камчатки, мыса Лопатка*»: «…и пошли кругом южного Камчатцкого угла, к Большередцкому устью*, и оный угол описали, который прежде не был описан…»
Таким образом, реконструкцией маршрутов «Св. Гавриила» и их анализом А. А. Сопоцко хотел бы содействовать утверждению приоритета русских моряков в открытии и описании северо-западного побережья Тихого океана. Разумеется, плавание яхт по морским маршрутам Первой Камчатской экспедиции было бы иллюстрацией и украшением будущей кандидатской диссертации А. А. Сопоцко.
Однако через несколько дней после начала совместного обсуждения предстоящего маршрута было решено проводить не «плавание яхт ДВВИМУ по маршруту В. Беринга», а «физическое моделирование морской части Первой Камчатской экспедиции». Признаюсь откровенно, поначалу я с известным недоверием отнесся к такой замене. Было опасение потери части нашей самостоятельности как парусников-крейсеристов. А еще и потому, что я пока не видел особой фактической, а не словесной разницы в замене одного термина другим.
Попытки получить четкое, как формулы классической математики, определение, что же это такое «физическое моделирование плавания прошлых веков», от А. Сопоцко особых результатов не дали. Объяснения были  расплывчатые, неубедительные. В них было больше эмоций по поводу моей некомпетентности в вопросах истории, чем точных, не допускающих двойственного толкования, признаков классификации. Пришлось отложить поиски определенности – само наше плавание должно было выявить, что же это такое «физическое моделирование». Одно мне было понятно сейчас – во время плавания яхт нужно будет как можно тщательно и полно вести свои вахтенные журналы, описывать со всей возможной подробностью и точностью, что будет происходить на их бортах и что можно будет увидеть с их палуб.
Тем не менее, при всей своей в данном случае неопределенности (а, может быть, именно поэтому), слово «моделирование» стало в наших руках своеобразным оружием - ключиком для открытия многих замков. Слова «модель», «моделирование», перекочевав из научных трактатов и пособий для пионерских технических кружков на страницы прессы, стало употребляться в те годы все чаще и чаще: «модель атмосферы»,  «математическая модель транспортного узла», «моделирование процессов горообразования». Среди этих почтенных и вполне определенных терминов «физическое моделирование плавания В. Беринга» тоже выглядело отнюдь не бедным родственником.
Через пару недель состоялась передача исходных материалов по моделированию А. Сопоцко, теперь уже научного консультанта экспедиции, Л. К. Лысенко и мне. Передача проходила в присутствии председателя президиума Приморского филиала ГО СССР, доктора геолого-минералогических наук Евгения Васильевича Краснова* и ученого секретаря Бориса Александровича Сушкова. Эти материалы состояли из фотокопий листов шханечного журнала плавания «Св. Гавриила» в 1728-1729 годах, перевода их на современный язык и около двух десятков штурманских карт наших дней с проложенными на них маршрутами бота. Мы с Лысенко дали письменное обязательство о неразглашении в печати либо другим каким-то способом содержания этих документов без согласия А. Сопоцко.
Такой церемониал несколько озадачил меня. Но чему удивляться? Плавания яхт - дело до этого практически любительское, зависевшее от энергии энтузиастов, становились сейчас заботой нескольких заинтересованных солидных организаций. Походы яхт поднимались на новую ступень, а новые задачи диктовали и новый стиль взаимоотношений с новыми людьми.
С глубоким интересом и волнением я стал рассматривать страницы шханечного журнала. Строчки эти писались на качающейся палубе маленького корабля, при тусклом свете масляного светильника, в дождь, под брызгами разбивающихся о борт волн. Меня поразила не неразборчивость почерка, а неукоснительная систематичность записей. Левые страницы журнала разграфлены вертикальными линиями для ежечасных записей курса бота, его скорости, пройденного расстояния, дрейфа и других данных. На правых страницах – ежечасные записи обо всем случившемся на корабле и увиденном вахтенным офицером и матросами. В конце каждой страницы – суточные итоги пройденного расстояния, координаты корабля на начала суток (морские сутки в 18 веке начинались в 12 часов дня), координаты в форме разности широт и долгот от какого-либо определенного географического пункта. Записи читались с трудом, я отчетливо мог различать лишь цифры и буквы латинского алфавита – со времен Петра I в русских пособиях и книгах по навигации определенным латинским буквам соответствуют строго определенные понятия.

Первое впечатление – изумление перед громадностью работы, проделанной Сопоцко, перед его терпением и настойчивостью. Превратить эти закорючки, черточки и искривленные в разные стороны палочки в знаки русской азбуки и извлечь из этих знаков понятные современному человеку слова – какое для этого нужно упорство! Такую работу не сделаешь одним лихим налетом, с наскоку.

Начинался следующий этап нашей парусной жизни – этап союза с наукой. Что ждет нас в этом союзе, какие горизонты откроет он нам?
Все это впереди, а сейчас меня охватывала радость ожидания новых встреч, новых дел, новых маршрутов.

*ЖАН ЖАК ЭЛИЗЕ РЕКЛЮ - (фр. Jean Jacques ;lis;e Reclus, 1830 - 1905)
Французский географ и историк, член Парижского Географического общества, убежденный вегетарианец и анархист.
Рдился 15 марта 1830 года. Уже в юности он решил, что сделает описание географии Земли, и с этой целью он посетил почти все страны мира, начиная с Европы и кончая удаленными уголками Америки, Африки и Азии.
Свою крупнейшую работу «Земля и люди», вышедшую в 19 томах, исследователь писал 20 лет (с 1873-го по 1893-й годы).
Умер 4 июля 1905 года.

*БРЭМ АЛФРЕД - (1829 - 1884)
Естествоиспытатель, натуралист, автор знаменитой «Жизни Животных»
Будущий естествоиспытатель, натуралист и автор знаменитой и увлекательной «Жизни Животных» Альфред Брэм родился второго февраля 1829 года в небольшом герцогстве Германской Империи - Саксен-Веймар (Тюрингия).
В 1947 году вюртембергский любитель природы, приключений и путешествий барон Мюллер предложил Брэму путешествовать вместе с ним по Африке, тогда еще мало исследованному «Черному Материку». Брэм с восторгом, ни минуты не раздумывая, принял это предложение.
В феврале 1848 года путешественники начали сухопутное путешествие по Кардофану, в бассейне Белого Нила, собирая образцы местной флоры и фауны.
29 января 1849 года Брэм в Египте и на субсидию Мюллера предпринял второе путешествие по Африке. В Египте Брэм оставался до мая месяца 1850 года.
13 июня 1850 года караван вернулся в Хартум.
Вскоре он направился в леса Голубого Нила, затем далеко за Сеннар.
В 1855 году им были выпущены «Путевые очерки с северо-восточной Африки. В 1856 году он отправился путешествовать в Испанию, затем посетил Норвегию и Лапландию. В 1861 году все отдельные статьи были собраны в книгу и изданы под названием "Жизнь птиц».
В 1863 году в Гильдбургтаузене, появляется первый том знаменитой «Иллюстрированной жизни животных». Во время издания первого тома Брэму предложили место директора зоологического сада в Гамбурге. Он с готовностью принял это предложение. После Гамбурга Брэм был устроителем Берлинского Аквариума.
В 1872 году он начал писать свою книгу «Птицы в неволе». В 1876 году Брэм также предпринял путешествие по Сибири на средства, доставленные бременскими торговцами и русским промышленником Сибиряковым.
Альфред Брэм объехал тогда часть Туркестана до Алатау и значительную часть Сибири до Карского моря. Путешествие по Сибири было последним крупным путешествием в жизни Альфреда Брэма. С тех пор он предпринимал только небольшие, хотя и с научной целью, поездки по Венгрии и Испании (1878-79). В 1883 году он побывал также и в Северной Америке.
11 ноября 1884 года знаменитого натуралиста не стало.
Выдающийся его труд «Жизнь Животных» впоследствии был еще раз переработан и дополнен немецким ученым-натуралистом, профессором Пехуэль-Леше, выпустившем в 1890 году третье издание.
Книга, написанная великолепным языком, доступно, доходчиво, полная тонких и живых наблюдений над таинственным миром животных современна до сих пор, не потеряла своей ценности не только как фундаментальный научный труд, но и как увлекательное и познавательное чтение для всех возрастов и поколений. По выражению Э Краузе, «она (т.е. книга Брэма - автор.) и теперь стоит на высоте современной науки, оставаясь глубоко интересной и поучительной для всякого читателя».

*АРСЕНЬЕВ ВЛАДИМИР КЛАВДИЕВИЧ - (1872, - 1930)
выдающийся русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока.
Родился 10 сентября 1872 в Санкт-Петербурге.
В 1892 году В.К. Арсеньев поступил в Петербургское юнкерское пехотное училище.
После окончания учёбы в 1895 году Арсеньев получил назначение в Польшу. В 1900 году по личной просьбе он был переведен во Владивосток.
C 1900 года В.К. Арсеньев является членом Общества любителей охоты, с 1903 года - действительным членом Общества изучения Амурского края.
Первые свои экспедиции (1902—1907) Арсеньев совершил в качестве военного топографа. В его задачу входило проведение маршрутной съёмки, но он попутно собирал и научные материалы о рельефе, геологии, флоре и фауне Южного Приморья и Сихотэ-Алиня, о народах, населяющих эти места.
В 1909 году В.К. Арсеньева избрали действительным членом Императорского Русского географического общества. Рекомендации ему дали секретарь ИРГО А.А. Достоевский и действительный член этого общества ротмистр А.Н. Гудзенко.
В 1908—1910 годах Арсеньев при поддержке Русского географического общества осуществляет исследования Северного Приморья. Обобщённый материал, полученный в ходе этих экспедиций Арсеньева - «Краткий военно-географический и военно-статистический очерк Уссурийского края», был издан в 1912 году.
Следующая экспедиция Арсеньева (1918) на Камчатку.
В 1930 году Арсеньев внезапно умирает от воспаления лёгких во время экспедиции на Нижний Амур.
Похоронен на Морском кладбище Владивостока.

*КУЯНЦЕВ ПАВЕЛ ПАВЛВИЧ - (1912 - 1998)
Капитан дальнего плавания, художника-мариниста.
Родился 3 марта 1912 года.
В годы ВОВ командовал различными транспортными судами, осуществлял перевозку судов. Картины Куянцева экспонировались с успехом за рубежом и в России более чем на 10 выставках. Его акварели находятся в ряде отечественных музеев, в том числе в музее ТОФа, в Приморской картинной галерее в Лондонской национальной галерее и в Японии. Награжден орденами Красной Звезды и «Знак Почета», медалями.

*Н. А. Егоров, М. С. Бабиевский, С. П. Лебедев, Н. П. Манжолин, Г. А. Яффе – капитаны-ветераны ДВМП и «Дальрыбфлота» В 70-е годы XX-го столетия члены ОИАК и Совета клуба капитанов.

*ЩЕТИНИНА АННА ИВАНОВНА - (1908 - 1999).
Родилась 26 февраля 1908 года в семье крестьян в г. Владивостоке, ст. Океанская. Осень 1925 года – поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума.1926–1928 гг. - палубный ученик, матрос на пароходах «Дальгосрыбтреста». Весной 1929 г. - окончила Владивостокский морской техникум. С 25 января 1934 г. по сентябрь 1960 капитан дальнего плавания, капитан-наставник на судах Батийскоого и Далневосточного пароходств. Автор, соавтор и редактор учебников и учебных пособий «Мореходные приборы и инструменты», «Учет приливов в судовождении», «Морское дело», «Справочная книжка матроса», «Управление судном и его техническая эксплуатация», «Наставления по организации штурманской службы» и др. За мужество и отвагу, проявленные во время Великой Отечественной войны, и заслуги в развитии морского транспорта награждена двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны II степени, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией». За трудовой героизм присвоены звания: Герой Социалистического труда, Заслуженный работник транспорта РФ, Почетный работник ММФ, Почетный гражданин г. Владивостока. Основные вехи жизненного пути Анны Ивановны: С 5 февраля 1998 г. – почетный член Дальневосточной Ассоциации морских капитанов. С 26 февраля 1998 г. – почетный член Международной федерации ассоциации морских капитанов (Лондон). Почетный член «Русског географического общества». 25 сентября 1999 г. – А.И. Щетинина ушла из жизни. Похоронена на мемориальном участке Морского кладбища города Владивостока.

*СУШКОВ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ - (1905 - 1980)
Известный краевед, ученый секретарь ПФГО (ныне ОИАК) (с 1965 по 1979 г .).
Родился 7 (19) июня 1905 года на Тамбовщине в рабочей семье. Поступил в Свердловский горный институт, но в 1926 году перешел в Школу военных сообщений в Ленинграде, после успешного ее окончания уехал в Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) в 9-й железнодорожный полк. Преподавал военную геодезию, восстанавливал мосты, взорванные беляками.
В 1932 году его направляют служить во Владивосток на только что созданный здесь Тихоокеанский флот. Здесь, во Владивостоке, до конца своих дней Сушков Б.А. трудился на самых различных участках: помощником командира отдельной крепостной железнодорожной роты по технической части, начальником Владивостокского военного порта по строительной части, помощником начальника 2-го отдела штаба ТОФ. В 1950 году подполковник Сушков Б.А. был утвержден в должности начальника военно-исторического музея ТОФ.
По рекомендации А.И. Куренцова в 1940 году вступил в Географическое общество и многие годы был его бессменным ученым секретарем (с 1965 по 1979 г .).
Организовал моделирование маршрутов В.К. Арсеньева по Сихотэ-Алиню, Н.М. Пржевальского – от Владивостока до бухты Ольга, И. Москвитина – от р. Майи до Охотоморского побережья, участника Амурской экспедиции Н.К. Бошняка – по р. Тымь на Северном Сахалине.
Много работал над путевыми очерками и заметками участников походов и экспедиций по Приморскому краю. Подготовленные с его помощью материалы увидели свет в научно-популярных сборниках «Дальневосточные путешествия и приключения», «Тихоокеанские румбы», «Океан и человек», в центральных журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь» и др. Б.А. Сушков – один из авторов книги «Город нашенский», его перу принадлежит историко-географический обзор «Дальневосточные моря и побережья», написана книга «Пост Владивосток

*СОПОЦКО А.А.
Военный историк. Автор моделирования и организатор плавания 1976 году яхт ДВИМУ им Невельского по маршруту 1-й Камчатскй экспедиции В.Беринга. Автор книги «История плавания В.Беренга на боте «Св. Гавриил» в Северный Ледовитый океан», изданной в 1983 году.

*ШАНБЕРГ МАРТЫН ПЕТРОВИЧ - (? - 1761).
Русский мореплаватель. По происхождению датчанин.
В 1725—1730 и 1733—1741гг. - участник первой и второй Камчатских экспедиций. В 1738—1739 совершил плавание к берегам Японии и Курильских островов.
Летом 1738 г. Шпанберг плавал вдоль западных берегов Курильской гряды, насчитал 31 неизвестный еще остров, дал им названия и нанес на карту. Летом 1741 г. он совершил свое третье путешествие к Курильским островам. С 1743 г., по Высочайшему указу, Шпанберг оставался на русской морской службе и умер в 1761 г.
Именем был назван остров Шикотан, входящий в Малую Курильскую гряду и, одновременно, в состав «Северных территорий» Японии.

*ЧИРИКОВ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ - (1703 - 1748)
Русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.
Родился 13(24) декабря 1703, в с. Лужное, Тульской области.
1715 — закончил Московскую навигационную школу.
1721 — закончил Петербургскую морскую академию, получив звание унтер-лейтенанта и назначение на Балтийский флот.
1722 — возвращён в Морскую академию в качестве преподавателя навигации.
1725 — произведён в лейтенанты и направлен помощником Витуса Беринга в Первой Камчатской экспедиции (1725—1730). На пути следования определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяжённость Сибири. На боте «Святой Гавриил» совершил плавание от устья реки Камчатки на север для поиска пролива между Азией и Америкой.
1728 — получил чин капитан-лейтенанта.
1733—1741 — участник и один из руководителей Второй Камчатской экспедиции на пакетботах «Святой Пётр» и «Святой Павел». В 1740 экспедиция основала на полуострове Камчатка Петропавловскую гавань, увековечив названия своих кораблей.
Участвовал в составлении карты русских открытий в Тихом океане по итогам Камчатских экспедиций.
1746 — директор Морской академии в Санкт-Петербурге. Был женат и имел двоих сыновей и трёх дочерей.
7 сентября 1747 — Алексею Чирикову был пожалован чин капитан-командора с переводом в Москву, где он руководил Московской конторой Адмиралтейств-коллегии, но вскоре скончался от туберкулёза и последствий цинги.

*Усть-Камча;тск - посёлок в России, административный центр Усть-Камчатского района Камчатского края.
Расположен на восточном побережье полуострова Камчатка, в устье реки Камчатка.
Посёлок основан в 1731 году под названием Усть-Приморский, в 1890 году переименован в Усть-Камчатск.

*ДЕЖНЕВ СЕМЁН ИВАНОВИЧ - (1605 - 1673)
Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей.
Родился в Великом Устюге (по другим сведениям - в одном из пинежских сёл).
В Сибири он сначала служил в Тобольске, а затем в Енисейске. Из Енисейска перешёл в Якутский острог. Вся служба Дежнёва в Якутске представляет ряд неустанных трудов, нередко соединённых с опасностью для жизни. Он был 9 раз ранен.
Летом 1641 года он спустился в реку Индигирку, а по ней вышел в Северный Ледовитый океан.
На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года.
К осени 1648 года Дежнёв добирался до реки Анадырь. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю, где было устроено зимовье, названное потом Анадырским острогом. В 1659 году Дежнёв сдал команду над Анадырским, но оставался в крае ещё до 1662 года. В середине 1664 года Дежнёв, с государевой казной, был послан в Москву. В 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году, где и умер.
Дежнёв составил чертёж реки Анадырь и части реки Анюй, в челобитных описал плавания по Анадырю, природу Анадырского края.

*МИЛЛЕР (МЮЛЛЕР) ГЕРХАРД ФРИДРИХ или в русифицированном варианте Фёдор Ива;нович Ми;ллер (нем. Gerhard Friedrich M;ller; 1705 - 1783)
Российский историограф немецкого происхождения.
Родился 18 октября н. ст. 170 года. в Герфорде (Вестфалия).
Школьное образование Герхард получил в гимназии своего отца. Затем будущий российский академик посещал Лейпцигский университет.
5 (16) ноября 1725 года Миллер приехал в Россию и был определен адъюнктом в только что основанную Академию наук и художеств. Преподавал латинский язык, историю и географию в Академической гимназии, вёл протоколы академических заседаний и канцелярии (1728 - 730), издавал «СПб. Ведомости» с «Примечаниями».
В июле 1730 года Миллер назначен профессором Академии наук и художеств.
Миллер объездил главнейшие пункты западной и восточной Сибири в пределах: Березов-Усть-Каменогорск-Нерчинск-Якутск (31 362 версты пути) и тщательно перерыл местные архивы, открыв, между прочим, сибирскую летопись Ремезова. Десятилетнее (1733 - 743) пребывание в Сибири обогатило Миллера массой ценных сведений по этнографии инородцев, местной археологии и современному состоянию края.
После возвращения в Санкт-Петербург из Камчатки и Сибири, Мюллер написал историю российских исследований.
В 1747 году Миллер принял русское подданство и 20 ноября (1 декабря) назначен историографом Российского государства.
6 (17) октября 1750 года Миллер за ссору с Ломоносовым был разжалован, на год, президентом Императорской Академии наук и художеств, графом К.Г. Разумовским из профессоров в адъюнкты Академии.
В 1765 году М. был назначен главным надзирателем Московского Воспитательного дома, с оставлением при Академии наук и художеств в звании историографа, а через год определен начальником Московского архива Коллегии иностранных дел (ныне Московский главный архив министерства иностранных дел.
После смерти Миллера осталась коллекция автографов и рукописей (в 258 портфелях), важных для изучения истории, этнографии, статистики и промышленности России и в частности Сибири.
Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт с 1725, профессор истории с 1730), вице-секретарь Академии наук и художеств (1728 - 730), конференц-секретарь Императорской Академии наук и художеств (1754 - 765), действительный статский советник. Руководитель самой большой в истории экспедиции - I Академической Экспедиции, суммарно в которой участвовало около 3 тысяч человек.
До нашего времене более половины сибирского архива Г.Миллера не опубликовано.

ДЖЕЙМС КУК - (англ. James Cook; 1728 - 1779).
Кук родился 27 октября 1728 года в деревне Мартон (Южный Йоркшир).. В возрасте восемнадцати лет он нанимается юнгой на угольщик «Фрилав» Уокеров. Так начинается морская жизнь Джеймса Кука.
Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель. Возглавлял три экспедиции по исследованию мирового океана, все были кругосветными. Во время этих экспедиций совершил ряд географических открытий. Обследовал и нанёс на карту малоизвестные и редко посещаемые до него части Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Благодаря тому вниманию, которое Кук уделял картографии, многие из составленных им карт по своей точности и аккуратности не были превзойдены на протяжении многих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.
Кук был известен своим терпимым и дружеским отношением к коренным жителям посещаемых им территорий. Совершил своеобразную революцию в мореплавании, научившись успешно бороться с такой опасной и широко распространённой в то время болезнью, как цинга. Смертность от неё во время его плаваний практически была сведена к нулю. В его плаваниях принимала участие целая плеяда знаменитых мореплавателей и исследователей, таких как Джозеф Банкс, Уильям Блай, Джордж Ванкувер, Джордж Диксон, Иоганн Рейнгольд и Георг Форстер.
Член Королевского общества и капитан Королевских ВМС.Трагически погиб 14 февраля 1779 года на Гавайях.

*ХУАН ДЕ ФУК 1602) (исп.Juan De Fuca, собственно Иоаннис Фокас, в некоторых источниках также Апостолос Валерианос, по названию деревни Валериано, откуда он был родом.
Испанский мореплаватель греческого происхождения.
Родился на греческом острове Кефалония. Совершил ряд плаваний к американскому континенту, в ходе которых, в частности, обнаружил пролив, названный двести лет спустя его именем.

*мыс Лопатка - крайняя южная точка полуострова Камчатка.
На мысе находится погранзастава и метеостанция, ранее основанные поселения заброшены. Рельеф - низменный, тундровый.
Юго-западнее через Первый Курильский пролив шириной в 11 км расположен самый северный остров Курильской гряды Шумшу.

*река Быстрая – старинное название р. Большередцкая - вторая по протяжённости река Камчатки, протекает вдоль южной части Срединного хребта. В устье река Быстрая сливается с рекой Плотникова, образуют реку Большую, которая является одной из крупнейших рек западного побережья Камчатки.
В верхнем и среднем течении река является типичной горной. Преимущественно река Быстрая протекает вдали от населённых пунктов, среди дикой природы.

*КРАСНОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Научный сотрудник института геграфии ДВО РАН. Доктор геолого-миорогических наук. В 1975-1976 годах Председатель ПФГО-«Русског географическго общества».

[102] «Общество иучения Амурского края» (ПФГО-РГО)
Основано 18 апреля 1884 года.
В числе 45 учредителей ОИАК были известные во Владивостоке и в крае личности: заведующий переселенческим управлением Ф.Ф. Буссе, учитель В.П. Маргаритов, купец М.Г. Шевелев, князь Л.А. Кропоткин, краевед Л.Ф. Гриневецкий, прокурор Владивостокского окружного суда И.А. Бушуев, редактор-издатель газеты «Владивосток» Н.В. Соллогуб, врач и поэт П.И. Гомзяков и др.
С 1888 г. был начат выпуск собственного издания – «Записок ОИАК».
30 сентября 1890 г. был освящен и открыт для публики музей ОИАК. К 1915 г. в фондах музея было сосредоточено свыше 15 000 музейных предметов.
В 1884 г. была образована библиотека ОИАК. Сегодня библиотека ОИАК насчитывает 43 600 томов книг и 45 000 журналов, 50 % которых составляют редкие издания.
Архив ОИАК – один из старейших на Дальнем Востоке. В нем хранится 30 документальных фондов, 330 личных коллекций, 2238 карт, около 2000 фотографий, уникальные подшивки первых дальневосточных газет за 1885-1917 гг. («Владивосток», «Дальний Восток», «Далекая окраина» и другие.)
В настоящее время ОИАК объединяет в своих рядах профессионалов-исследователей в различных областях наук и энтузиастов-краеведов, генеалогов, экскурсоводов, любителей истории, журналистов, фотографов и писателей. Его структурными подразделениями являются секции культурной атропологии и береговедения, клуб истории морского флота и эсперанто-клуб «Пасифико», клубы «Владивостокская крепость» и «Юный краевед», секции растениеводства и экскурсоведения, Центр экологических инициатив и центр польской культуры «Гмина» и другие.
В настоящее время ОИАК существует как Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
[103] Записки Общества изучения Амурского края»[103]
С 1888 года Общество изучения Амурского края – предшественник отделения РГО на Дальнем Востоке – издавало Записки общества изучения Амурского края, которые по праву можно назвать энциклопедией дальневосточной жизни.
Программа издания «Записок ОИАК» появилась 11 апреля 1888 года. В ней было определено, что в «Записках» станут помещаться: «1) доклады и сообщения в общих собраниях, 2) отдельные заметки и монографии, 3) списки с документов по истории края, 4) сведения библиографические о научных сочинениях и заметки о вышедших книгах по Амурскому краю, 5) протоколы и отчеты комитета и общих собраний, 6) другие сведения о деятельности членов общества и программы для научных работ».
Из аннотации к первому тому «Записок ОИАК
 «Записки Общества изучения Амурского края» – официально разрешенное Обществу периодическое издание. Сообразно с целью Общества записки будут заключать в себе вообще материалы, касающиеся различных отраслей изучения края, в виде ли научных работ, или заметок и монографий. В них могут быть помещаемы и работы лиц, не принадлежащих к составу членов Общества. Записки будут выходить по мере накопления материала отдельными томами…»
Первый том был издан в 1888 году во Владивостоке и напечатан в типографии Сибирского флотского экипажа. Небольшая книжка включала три статьи – «О каменном угле по берегам залива Петр Великий» В.П. Маргаритова, «Поездка на острова Тюлений и Сахалин» С.С. Россета, «Остатки древности в долинах Лефу, Даубихэ и Улахэ» Ф.Ф. Буссе – и отчёт ОИАК за 1887 год.
Второй том «Записок ОИАК» вышел только через пять лет после первого, в 1893 году, и включал в себя одну обширную работу под названием «Анадырский Край. Рукопись жителя села Маркова Г. Дьячкова».
«Ф.Ф. Буссе отмечал:
 «К сожалению, о личности автора я не могу дать никаких сведений; ни в рукописи, ни в отчетах Гриневецкого не упомянуто даже имя его, а Дьячковых в селе Марково много. Самый манускрипт состоит из многих тетрадей, написанных четким и убористым почерком. Изложение ясное, местами несколько растянутое – из очевидного желания не упустить подробностей… Замечаются некоторые неправильности в построении фразы, встречаются ошибки в правописании, но эти недостатки настолько незначительны, что надо удивляться, как автор при недостатке школьного образования достиг таких результатов. Талантливость автора блистательно выразилась в обобщениях расспросных сведений и личных наблюдений, почему у него мы находим прекрасные обзоры и выводы».
Интуиция не обманула Фёдора Фёдоровича Буссе. Через три года, выступая в стенах ОИАК, адмирал С.О. Макаров доложил: «Некто Дьячков, простой человек, без всякого образования, составил описание Анадырского края. В своих рассказах он пишет то, что видел и то, что слышал без прикрас… Все его сказание вследствие этого дышит неподдельною правдою. Я как член Общества представил работу Совету Географического общества, который наградил Дьячкова медалью. Следовательно, труд Дьячкова признан вкладом в науку …»
Свой доклад С.О. Макаров завершил поистине пророческими словами:
«Во имя науки, которой некоторые из нас так страшатся, во имя дела, которое каждый из вас ведет и, наконец, во имя этого края, который каждый из вас любит, я, по желанию председателя этого общества, приглашаю вас, Милостивые Государи, не увозить отсюда с собою познания, приобретенные путем ли исследования или путем житейского опыта, не оставив следа в виде простых, но правдивых записей. Позвольте закончить мое сообщение пожеланием, чтобы труды Общества изучения Амурского края никогда не прекращались и чтобы усилия работников встречали доброе сочувствие в тех лицах, коих влияние может прямо или косвенно поощрять работу или задерживать ее»
В данном кратком обзоре невозможно даже просто перечислить все работы, появившиеся в последующие годы на страницах «Записок ОИАК». Вот лишь некоторые темы:
• «Материалы к описанию Хинганской экспедиции полковника Путяты»,
• «О трепанговом промысле в водах Уссурийского залива»,
• «О месторождениях нефти на острове Сахалине»,
• «Краткий очерк климата поста Св. Ольги»,
• «Песни, былины и сказки уссурийских гольдов»,
• «Русско-ороченский словарь»,
• «Потребность учреждения во Владивостоке морской биологической станции»,
• «Морские промыслы Южного Сахалина»,
• «О черном фазане»…
Многие известные исследователи и учёные опубликовали свои труды до 1917 года: Н.А. Пальчевский и С.Н. Браиловский, Э.Э. Анерт и Н.В. Кирилов, А.М. Оссендовский и М.Е. Жданко, Б.О. Пилсудский и А.И. Черский, С.О. Берг и П.В. Виттенбург.
Следующего, XVIII тома пришлось ждать шесть лет; в нём были напечатаны работы о муравьях Южно-Уссурийского края, о промысловых моллюсках залива Петра Великого, об острове Беринга и библиографический обзор доцента ГДУ З.Н. Матвеева «Новая литература по истории Приморья». В 1929 году в «Записках» (том XX, выпуск 1) была опубликована уникальная по количеству собранного материала монография А.А. Емельянова «Змеи Дальнего Востока»; до сих пор эта работа остаётся источником ценных научных сведений для герпентологов. В 1930-х годах «Записки ОИАК» выходили довольно регулярно. На их страницах мы можем встретить такие известные фамилии, как К.Г. Абрамов, А.П. Георгиевский, Г.У. Линдберг, А.К. Мольтрехт, З.Н. Матвеев, В.Ф.Овсянников, И.Н. Савич, А.Я. Таранец.
В 1936 году вышел XXIII том «Записок ОИАК» под общим названием «Заповедники Дальневосточного края». Это был первый и единственный на то время полностью природоохранный по тематике сборник статей о девяти уникальных заповедных территориях: от Ханки и Кедровой Пади (Приморье) до Сахалина и Камчатки. В них содержится чрезвычайно ценный сравнительный материал, позволяющий судить об истории развития заповедного дела на Дальнем Востоке.
Следующий, XXIV том пришёл к читателям только через 29 лет, в 1965 году. Это было долгожданное возрождение традиции, на которое практически никто уже не надеялся. В XXIV томе были опубликованы интереснейшая работа А.И. Куренцова «Линия Арсеньева в биогеографии Сихотэ-Алиня» и дискуссионная статья В.П. Алексеева «К краниологии орочей». Вновь в «Записках» появились имена, широко известные в научном мире: уже упомянутые К.Г. Абрамов и А.И. Куренцов, Л.И. и Ю.А. Сем, Э.В. Шавкунов, Г.И. Худяков, Б.П. Полевой, Б.Г. Масленников, Н.А. Навиндовский…
В краеведческом издании печатаются наши современники: Л.В. Александровская, А.М. Буяков, А.И. Груздев, С.С. Минской… Наверное, не удастся найти тему, которая не получила бы освещения в том или ином томе «Записок ОИАК» за последние годы: история заселения Дальнего Востока и православия, история китайцев, корейцев и аборигенных народов, школьного образования и эсперанто-движения, флота и казачества, исследование Владивостокской крепости, география и экология, этнография и археология, искусствоведение и фольклористика, спелеология и судостроение, происхождение названий населённых пунктов, туризм и экскурсоведение, пешие путешествия и автопробеги….
Страницы «Записок Общества изучения Амурского края» по-прежнему открыты для всех, кто интересуется историей Дальнего Востока России, для тех, кому есть что поведать о нашем прошлом. Без которого, как известно, нет будущего.
[104] шханечныи - шханечный журнал - основной официальный документ на судах русского парусного флота. В шханечный журнал непрерывно, с ыомента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. В 1869 г. был переименован в вахтенный журнал.
[105] почтовый тракт - с 18 в. название дороги, по которой перевозилась почта в России. Почтвый тракт должен был поддерживаться в хорошем состоянии, обеспечивающем движение по нему в любое время года. Почтовые тракты подлежали измерению, и на них устанавливались верстовые столбы
[106] Адмиралтейств-коллегия - высший орган управления военно-морскими делами в России в 1718—1802 годах.
Образована в ходе реформы центральных органов управления указом Петра I от 11(22) декабря 1717 года в числе первых 10 коллегий. Согласно указу явилялась главным органом управления Военно-морского флота. В коллегию были переданы функции нескольких существовавших до этого флотских организаций:
• Воинского морского приказа
• Московской адмиралтейской канцелярии (ранее - Адмиралтейский приказ, занималась вопросами хозяйственными и финансовыми вопросами)
• Воинской морского флота канцелярии (занималась кадровыми вопросами)
• Морского комиссариата (ведал доходами адмиралтейства, раздачей жалованья и провианта флотским чинам, отпуском денег на нужды кораблестроения и закупкой кора¬бельных припасов, производил суд над морскими чинами)
• нескольких контор и канцелярий: Экипажеской, Провиантской, Мундирной, Обер-сарваерской, Лесных дел, Счётных дел.
Адмиралтейств-коллегия подчинялась Сенату, руководил коллегией президент. В состав присутствия (общего собрания) коллегии входило от пяти до семи флагманов. Делопроизводством коллегии заведовал обер-секретарь, для ведения судебных дел имелся обер-аудитор, правильность ведения дел контролировал прокурор, в штате имелись два фискала для выявления служебных упущений и преступлений. Размещалась в центральной части комплекса зданий Петербургского адмиралтейства.
Основным рабочим органом Адмиралтейств-коллегии была Канцелярия. С 1723 года все структурные подразделения коллегии стали носить названия контор. В состав коллегии входили:
• адмиралтейская (заведование верфями, складами, снабжением и оснащением кораблей)
• цейхмейстерская (артиллерийская)
• генерал-кригскомиссариатская, или комиссариатская (отвечала за вопросы обеспечения личного состава флота, ведение списков личного состава, руководство морскими госпиталями)
• подрядная (отвечала за проведение торгов, организацию закупок)
• провиантская (отвечала за прием, хранение и выдачу продовольствия)
• казначейская (прием и расходование денег)
• цалмейстерская (выдача жалованья личному составу)
• контролерская (контроль за приходом и расходом материальных и денежных средств)
• мундирная (заготовление и выдача обмундирования)
• обер-сарваерская (расходование лесных припасов, постройка кораблей)
• вальдмейстерская контора (заведование заповедными лесами)
• Московская адмиралтейская контора.
15(26) декабря 1717 года президентом Адмиралтейств-коллегий был назначен генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.
К решению задач боевого управления флотом не привлекалась, хотя время от времени члены Адмиралтейств-коллегии принимали участие в составлении планов кампаний и общих указаний командирам эскадр.
В 1802 году вошла в состав созданного морского министерства, в 1827 году преобразована в совещательный орган при морском министре - Адмиралтейств-совет.
[107] «Святой Гавриил» - бот. Служил на Тихом океане 27 лет, до 1755г. В документах того времени его называли по-разному: «Святой Гавриил», «Гавриил» и даже «Гаврила» или «Гаврил». С ними связаны многие открытия и исторические события. Такие как, плавание первого европейского судна за северный полярный круг в Чукотском море в 1728г., открытие Аляски в 1732 г., участие в обследовании юго-западного побережья Охотского моря, Шантарских островов в 1730г., участие в подавлении восстания ительменов и основании нового Нижне-камчатского острога, первое посещение русскими Японии в 1739г., исследование Авачинской губы и основание в 1740г. одного из старейших городов на русском Дальнем Востоке - Петропавловска-Камчатского.
На «Св. Гаврииле» плавали известные русские мореплаватели, как В.Й. Беринг, А.И. Чириков, М.П. Шпанберг, П.А. Чаплин, К. Мошков, Я. Генс, И. Федоров, М.С. Гвоздев, В. Вальтон, И.Ф. Елагин и другие.
[108] шитик - суда, появившиеся в Новгороде в XI в. Были распространены среди поморов, а с XVII в. в Сибири и на Камчатке. Их отличительная особенность заключалась в том, что обшивка крепилась к набору кожаными ремнями, а оснастка была выделана из кожи. В XIII веке шитики были распространены как транспортное судно поморов.
Шитик «Фортуна» - заложен в 1726 на Охотской верфи. Строитель А. Чаплин. Спущен 8.6.1727. Построен для 1-й Камчатской экспедиции. Участвовал в 1-й Камчатской экспедиции 1725 - 1730. 1.7.1727 вышел из Охотска в Большерецк с частью грузов для экспедиции И. И. (Витуса) Беринга. В 1730 включен в состав экспедиции А.Ф. Шестакова, исследовавшей пять северных Курильских островов. 13.10.1737 года шквалом был выброшен на берег и разбился.
Командиры: М. П. Шпанберг (1727), К. Мошков (1728), В. А. Шестаков (1730), Родичев (1737).
[109] премория – (устар) – подробная памятная записка или наставление.
110],[111] вахтенный журнал - судовой журнал или вахтенный журнал — один из основных судовых документов.
В судовом журнале фиксируются: список команды, дата прибытия в порт и отплытия из порта, глубина воды в порту и при выходе в море, скорость, курс, сила ветра во время рейса, фамилии вахтенных экипажа и вахтенных штурманов и их подробный доклад о всех событиях, происшедших за время совершения рейса.
При инцидентах на море, например столкновениях или кораблекрушениях является основным документом записи которого имеют юридическую силу при судебных разбирательствах.
В торговой практике судовой журнал используется в качестве доказательства виновности или невиновности перевозчика при возникновении споров по повреждению или гибели всего груза или его части.
[112] вояж - (устар. и ирон.) – путешествие, поездка.