Т-64а на уралвагонзаводе

Геннадий Пастернак
      Проводятся испытания Харьковского танка Т-64А, но с двигателем Челябинского тракторного завода. Установка этого двигателя потребовала больших рамеров моторно-трасмиссионного отделения, заметно возросла масса танка. К этому надо добавить, что испытательная трасса Уралвагонзавода не в пример харьковской: огромное число серийных танков превратили ее в нечто похожее на специальный стенд проверки ходовой части. На этой трассе подвеска танка Т-64А подверглась жесткой проверке, при которой было выявлено, что заделка опорных концов торсионов в середине днища не состоятльна: днище на этой трассе стало принимать участие в работе подвески,   проявились усталостные явления вокруг  заделки торсионов, особенно на передних и задних опорных катках. Начали возникать аварийные ситуации с надрывом заделки торсионов под двигателем, вплоть до разрушения двигателя.
        Последним звоночком стало прибытие машины с трассы к воротам цеха, когда опытный механик-водитель вдруг обнаружил зияющие трещины вокруг своего рабочего сиденья, что грозило реальной опасностью для его жизни. Я в этот момент находился в опытном цехе и не мог не обратить внимание на прибытие опытного образца с испытательной трассы: было сразу понятно, что с танком что-то произошло – он буквально еле-еле вползал в цех, замер и из него, также, как в замедленном кино, стал появляться механик-водитель, которого я знал как мощного парня-силовка, способного танковую  аккумуляторную батарею (около 70 кг) поднимать за один конец, а тут мне показалось, что он повредил позвоночник, и я быстро подошел и спросил его, что случилось. А он говорит, залезай, посмотри: вокруг сиденья водителя зияло несколько сквозных щелей (по кругу) и заметил он их только, когда подъехал к воротам цеха.
       На завод немедленно прибыла группа специалистов главка, ВНИИтрансмаша, технологического института во главе с заместителем министра МОП  Ж.Я.Котиным , которая не нашла выхода из создавшегося положения и была вынуждена согласиться с предложением КБ завода вернуться к классической подвеске танков Уралвагонзавода: торсион с борта на борт, когда   торсион  надежно работает в заделке бортового листа.
       Так решилась судьба всей ходовой части будущего Т-72 в пользу собственных технических решений и заделов КБ Уралвагонзавода, а не реализованной конструкции  на  танке Т-64А харьковского завода .