Синтез культур

Сергей Владимирович Жуков
                Синтез  культур.

   Нынче  мы  с  какой-то яростью  устремляемся  за Западом,  вернее,  за    его  цивилизацией,  порой,  не  желая   осознать  того,  что корни  культуры  у  нас  совершенно  свои.

    Во-первых, Западная  Европа  облагорожена  и  взращена  в  первую       очередь  Римом,  сама  культура   которого  во  многом,  если  не  во  всем   эклектична, то  есть  собирательна,  и  синтетична.

    Мы  же,  восточные  и  южные  славяне, восприняли  культуру  от    Византии,  то  есть  от  государства,  в-основном   расположенного  на     территории,  бывшей  некогда  Элладой.

   В-частности,  византийские  мыслители,  заложившие   основы    православной  религиозной  мысли,  учились   и  работали  непосредственно  в   Афинах /Дионисий  Ареопагит,  Василий  Великий/  или  в  Салониках /Николай     Кавасила, Григорий  Палама, Григорий  Синаит/.

   Вплоть  до  шестого  века  нашей  эры  в  Афинах  работала   Академия       Платона,  ярчайшим  представителем которой   был  Прокл.  В  основе  же       платонизма   лежит  интеллектуально - чувствующая  интегрирующая  идея            /эйдос/.

   Философия  Запада, фундамент  которой  заложен  Блаженным  Августином,  а  также  арабскими  комментаторами  Аристотеля  /в-частности   Ибн-Рушдом/,  представляет  собой  рациональную  философию  категорий,  то  есть  мысль  заключенную  в  строгую  форму.  Форма  же   детерминирует  или   ограничивает  идею,  а  также дифференцирует  или  разделяет  ее.

   Мало того, и к самому, что  ни  на  есть  исконно-истинному  Востоку мы значимо,  а  не  просто  значительно  ближе.
Россию  почти  в  равной  мере питают духовные  потоки,  истекающие  из       Индии, Палестины  и  Греции.

   Крупный   русский   ученый  20-го  века  Павел  Иванович  Новгородцев       говорит,  что  "православие  ближе,  нежели  католичество  и  протестантизм  и     к  самому "первоначальному  духу  христианства,  ближе  к  глубине     религиозных  сокровищ  Востока" 

   Вместе  с  православием,  в российском  духовном  океане  действуют  такие могучие  течения  как  ислам  и  буддизм.
Иудаизм   вместе  с  различными  индуистскими  сектами  нельзя  полностью  исключить  как  факторы,  влияющие   на  развитие субконтинентальной  культуры, которая, по  мнению  Н.А.Бердяева, отнюдь не  является синонимом  цивилизации.

   Действительно, слово "культура"  означает  буквально  "взращивание".    Значит, без  питающей  почвы, без вбирающих и  передающих корней,  без       осознания  чувства  Родины  и природы  культура   невозможна.
И  в  то  же  время  СЛОВО   "культ"  означает  поклонение.

   Рим  по  сравнению с  Элладой  и  её  наследницей  Византией   более   цивилизован,  но,  пожалуй, менее  культурен.
Даже  изобразительное  искусство  Рима  более  практично и  эйдетично, то       есть  более  конкретно  и   удалено  от  идеального.
Чем,  прежде  всего, славится  культура  древней  Италии?  Именно        тщательным и   дотошным,  даже  порой  нелицеприятным  портретизмом.
Греция  пронизана  стремлением  к  идеалу, Рим  насыщен  его     воплощением.
Таким  образом, цивилизация, не  опирающаяся  на  глубинную  культуру,    несмотря  на  свою  кажущуюся  технологичность  и  утонченность, не  обладает       завидной  прочностью.
         
Чем  дальше  цивилизация  отходит  от  культурных  истоков  и  корней,    тем  более  усложняется  и  в  то  же время  утяжеляется   цивилизационный         или  технический  каркас  человеческого  бытия.

   Российские, греческие,  индийские  города  и  селения  часто визуально      смотрятся  неопрятными  в  отличие  от  германских  или  английских,  однако внешняя  ухоженность  улиц  и  наполненность  холодильников  имеют  далеко не абсолютное  значение  блага.

   Цивилизация, в  отличие  от  культуры,  хрупка,  ибо  не  в силах пронизать     всю глубь  народной  жизни.
Несмотря на  вымытость  мостовых,  Германия  не только породила, но    всей  душей  восприняла  гнусность гитлеризма.
Хотя  этот  вопрос  требует  более обширной  разработки.

  Наши  российские корни  небесного древа  надрезаны, так  что    необходима  длительная  регенерация гениальности – на  нашей почве,  что  и       призваны осуществить педагоги,  работающие  за скудный  паек...

                1996.