Боробудур

Константин Рыжов
Боробудур. Долина Негу, Центральная Ява. Аэрофотосъемка.

В VIII в. в Центральной Яве утвердилась суматранская династия махараджей Шайлендра, представители которой, в отличие от местных раджей (те все были шиваитами) исповедовали буддизм махаяны. Время их правления  стало  эпохой подлинного расцвета искусства. Тогда-то почти в самом центре Явы, посреди плодородной, окруженной горами равнины и был возведен Боробудур («много будд») – самое большое  монументальное  сооружение Южного полушария и один из самых впечатляющих архитектурных памятников мира. Внешне этот единственный в своем роде храм напоминает рукотворную гору. Он завершает собой естественный холм, спускаясь ступенями по его склонам и как бы вбирая его в себя. От подножия храма идут плоские склоны, мягко переходящие в террасы рисовых полей (http://proza.ru/2012/01/07/394).

По форме храм представляет собой  ступенчатую пирамиду высотой 34 метра, подобную буддийской ступе (полусферической постройке без внутреннего помещения), однако такой конструкции, в которой особую роль играет  квадратное многоступенчатое основание, воспроизводящее буддийскую модель мира – мандалу. Центральным мотивом Боробудура является священная гора Меру – легендарный центр мироздания.  Нижняя часть комплекса, символизирующая нижний мир, Землю, представляет собой пять стоящих друг на друге и последовательно уменьшающихся каменных террас, окруженных высокими балюстрадами. Выше располагаются три круглые верхние террасы, символизирующие  верхний, духовный мир (http://proza.ru/2012/01/07/401). По их краям установлены  72 ступы (дагобы). А центральная ступа Боробудура – золотая, диаметром 15 м и высотой 8 м, венчающая последнюю, самую верхнюю террасу, символизирует золотую вершину горы Меру. Тем самым посетители храма, начиная свой путь от подножия холма, постепенно восходят снизу вверх, от «земли» к «небу». Поднимаясь все выше, пересекая все ярусы и галереи, они как бы проходит сквозь  все космические сферы, достигая высшей и завершающей.

При первом визуальном знакомстве с Боробудуром поражает его скульптура. Великолепные фигуры сидящих в наружных нишах будд и сплошные ленты рельефов увлекают зрителя, уводят его  в лабиринт галерей, которые тянутся  по периметру храма через бессчетные повороты лестницы на многие сотни метров. (Галереи представляют собой коридоры, не имеющие крыш; они образуются главной стеной корпуса храма и более низкой балюстрадой справа, превышающей, однако, рост человека).  Над стрельчатыми арками ниш ступенями подымаются  башенки разного размера, конфигурации  и сочетаний, образуя общее многоступенчатое, зубчатое и сложное сочетание ярусов храма. Создается впечатление, что ты оказался в настоящем городе со своей системой улиц и стен, рельефных изображений, скульптур  и открытых террас с колоннобразными башнями.

Боробудур не случайно называют «каменной энциклопедией буддизма» По пути от нижних ступеней к верхним перед паломником разворачивается вся история жизни и учения Будды, проиллюстрированная полутора тысячью высеченными из камня скульптурами, рельефами и буддийскими символами. Рельефы первого яруса, выполненные тонко и пластично, изображают сцены земной жизни воплощенного Будды. Авторы рельефов напоминают, что наслаждение жизнью, прельщающее слабое, затемненное человеческое  сознание, приносит людям неисчислимые горести и страдания, что земные подвиги, чувство собственного превосходства над другими, тщеславие неизбежно поражают людей болезнями, бессилием, смертью. Таким образом, обход первого яруса, как и обход стены основания, еще не лишает посетителя храма связи с внешним миром, с только что оставленной им обычной жизнью, полной забот и треволнений. В то же время посетители храма, вкусившие радость от общения с классически ясной, как бы духовно просветленной скульптурой, настраиваются на дальнейшее восприятие все более и более отвлеченных философских доктрин.

Рельефы следующих ярусов  рассказывают о жизненном пути  святых бодхисатв, искавших просветления. Это мир  подвига и святости, населенный героями, достигшими высшей ступени познания мудрости. Один из ярусов целиком посвящен Будде Шакьямуни. Его жизнь последовательно раскрывается в 120 рельефах, которые тянутся по всему периметру здания. Их дополняют 200 рельефов на сюжеты джатак и авадан.
 
Сюжеты, расположенных в верхних галереях изображений лишены занимательности нижних. Рельефы становятся все более плоскими, все более графическими. Особенно характерно это для рельефов четвертой галереи. Но по мере уплощения и геометризации рельефов, постепенно сливающихся с архитектурным декором, вниманием зрителя овладевают круглые статуи будд, сидящих в неизменной позе в нишах высоко над стеной. Выражение отрешенности, повторяемое стократ, оказывает свое влияние на зрителя – он проникается духом замкнутых в себе, совершенных в своем покое будд.

В состоянии успокоенности и некоторой отрешенности зритель переходит к последним трем ярусам, где нет стен, балюстрад, галерей, а есть только гладкие выступы широких террас и 72 круглые скульптуры сидящих будд, покрытые колоколообразными решетчатыми башнями – дагобами. По замыслу древних зодчих, статуи сидящих в дагобах будд еще пока являют миру свое видимое, телесное совершенство, но они уже наполовину скрыты каменными решетками башен. Предельный аскетизм в образе полувидимых будд в сочетании с ощущением высоты и пустоты подводит посетителей храма  к осознанию последней грани бытия.

И наконец, на самом верху в центре – большая колоколообразная ступа – дагоба с наглухо закрытым внутренним пространством порождает ощущение  исчезновения иллюзорного, хотя и материального мира. Вместо него приходит слияние с абсолютом, то есть достижение состояния высшего просветления.

К сожалению, яванские исторические хроники ничего не сообщают нам  ни о Боробудуре, ни о его строительстве. Но очевидно, что он построен не позже IX в. В Х в. Боробудур, как и другие памятники Центральной Явы, был заброшен, а потом, с утверждением ислама, и совсем забыт. 

В 1006 г. Боробудур постигла катастрофа. Извержение вулкана Мерапи  частично разрушило храмовый комплекс, часть его была засыпана вулканическим пеплом. Долгое время комплекс оставался заброшенным и зарос джунглями. Только в 1814 г. Боробудур был открыт европейцами. В 1907 г. началась его медленная реставрация голландскими археологами, которая завершилась к 1980 г.

За годы запустения многие фрагменты памятника были вывезены из Индонезии и сейчас находятся в музеях разных стран. Но и сегодня, по прошествии двенадцати столетий, Боробудур со всем многообразием его остроконечных башенок, каменных скульптур и статуй Будды остается выдающимся произведением древнего искусства. Грандиозность Борободура, необычайная композиция, строгость силуэта, классическая гармония архитектуры и скульптуры ставят его в один ряд с величайшими произведениями мирового зодчества.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270