О книге Харуки Мураками Мой любимый Sputnik

Алена Сказкина
Это не первая уже книга Харуки Мураками, из тех, что я прочитала, об одиночестве. Он постоянно анализирует это состояние. Под конец книги автор даёт ответ читателю. Но только под конец. В самых последних абзацах. Хотя этот ответ с нами рядом всё время.

Каждый взрослый человек в этом мире одинок. Почему-то природа так сделала. От нас ничего не зависит. И чем больше народу вокруг тебя, тем более ты одинок. Японцы часто поднимают этот вопрос в своем творчестве, насколько я могла заметить. Эта проблема для них слишком актуальна. Их слишком много на маленькой площади их страны. Поэтому они остро чувствуют всепоглощающее одиночество. "Единый русский народ" един потому, что у нас большая площадь страны.

Почему так? Ответ, к которому я пришла в своей жизни. Человек чувствителен к эмоциям других людей, к всевозможным видам энергии, аурам и так далее. Это может нарушить наш собственный баланс энергий, за счет которых мы живем. Поэтому каждый человек всю свою жизнь возводит психологическую стену вокруг себя. Это заложено в наших генах, часто проходит помимо нашего сознания. Чем больше рядом "возмутителей энергии", тем выше и плотнее надо построить стену, тем более одинок человек.

Прежде чем приступить к рассмотрению ответа на вопрос об одиночестве, хотелось бы сказать о том, на чем автор заострился в своём произведении. О половом влечении. Почему заострился? Потому что это важно. Хотим мы говорить об этом или нет и вне зависимости от нашего отношения к нему, половое влечение - природный механизм, заставляющий нас сближаться с другими людьми. Изначально - чтобы размножаться. Больше ни для чего. Но именно оно обостряет наше одиночество. Причиняет сильную боль.

То, о чем я забыла сказать: люди все разные и воспринимают мир по-разному. Есть те, кто не склонен анализировать в принципе. Я честно завидую таким людям. Им гораздо легче живётся. И всё, что я здесь описываю, их может даже удивить, но они пропустят это мимо себя и пойдут дальше, легко и ровно.

Человек, прочитавший эту книгу до меня, сказал: "Я не понимаю, зачем так подробно были описаны отцы главных героинь? Они не принимают участия в сюжете." Первое. Преемственность поколений в Японии. Ммм... есть на Востоке почти культ почитания родителей, к ним относятся особенно, родители - наши создатели. В Японии отец - глава семьи, он влияет на всех в семье, особенно на детей. Я не могу сказать точно, это только мои предположения, основанные на моих субъективных знаниях. На досуге спрошу у знакомого японца, какое на самом деле значение имеет отец в японской семье. Абстрагируясь от японской нации, могу сказать, что отец, не только его поведение, но более сама личность, очень сильно влияет на формирование характера девочки, гораздо больше, чем мать. Я не буду рассуждать, как именно конкретно повлияли на Сумире и Мюу их отцы... мне банально лень тратить время на это, я боюсь, что более важные мысли убегут из моей головы, пока я это делаю. Но это правда важно. Важно, что отец Сумире был очень красив, важно, что отец Мюу - кореец и ему поставили памятник в родной деревне. Отчасти - это одна из важных причин, почему эти женщины совершенно в особенных отношениях с одиночеством.

Как-то так.

Кто может проникнуть к нам за стену, которую мы строим сами? Только два типа людей: дети и так называемые "родственные души". О них эта книга в равной степени с одиночеством. Дети. Они гораздо более восприимчивы, у них нет ещё этой "стены", но в то же время они воздействуют на взрослых не так, как другие взрослые (ударами), энергия детей проникает за нашу стену мягко и ненавязчиво, просачиваясь сквозь маленькие кровоточащие трещины в ней, смазывая их, как бальзам. Для этого в книгу введён (казалось бы неожиданно и непонятно с первого взгляда) мальчик по-прозвищу Морковка. Мальчик, который уже начал взрослеть. Слишком рано. Он ещё способен помочь главному герою пережить самое сильное отчаяние. Но. Дети могут избавить от одиночества только временно. Пока они дети. Когда мы начинаем ощущать их собственную стену, становится только хуже. Дети - как анальгин, временно избавляют от боли, не устраняя причину.

Перечитав свой текст, понимаю, что книга эта о родственных душах гораздо более, чем об одиночестве. Просто чтобы понять значение таких людей в нашей жизни, необходимо чтобы читатель остро почувствовал их необходимость. Поэтому создана такая атмосфера. Могла бы понять сразу. По названию. Давно не читала таких книг... над которыми задумываешься, а не просто проводишь время, наблюдая сюжет.

Так вот. Родственные души. Есть такое понятие. Не буду открывать словари, чтоб найти точное определение. Скажу от себя: Родственная душа - это правда душа, а не личность - человек, с которым ты находишься в гармонии. Ваша энергетика, о которой я говорила ранее, взаимно дополняет друг друга, не вызывая реакции отторжения при соприкосновении. Две души словно держатся за руки, где бы они не находились, в каких бы отношениях ни были эти два человека - друзья, любовники, братья-сестры - их души всегда держатся за руки. Я мыслю визуальными образами, поэтому опишу так: есть два светящихся белым светом шара, блуждающих во тьме, и когда они встречаются, осознают, что они родственные души, между ними становится видно пучок света, который их связывает в пустоте, он такой прочный, что его невозможно разорвать. Пусть эти два человека не видятся годами, пусть находятся на разных концах планеты, пусть даже в разных мирах, эта нить есть всегда, им обоим хорошо от того, что существует такая родственная душа. Это правда выглядит как спутник и планета... или даже не так - как два спутника друг друга. Обо всём этом написал автор в своей книге. О том, насколько важно для одинокого человека найти родственную душу.

На самом деле, настоящие, подлинные родственные души - это крайняя редкость и крайнее везение. Может быть поэтому не каждый сможет принять эту книгу, а только те, кому дана в дар за что-то Родственная душа. Мне повезло. У меня есть такая душа. Она просто существует. Такой шар, к которому от меня тянется неразрываемый пучок света. Это человек противоположного пола, но я абсолютно не вижу в нём мужчину. Только душу. Наверное это так же и с его стороны. Я надеюсь. Я точно знаю, что не хочу его потерять. НИКОГДА. Я знаю, что он тоже не хочет потерять меня. И это ВАЖНО. Я это просто чувствую. Поэтому книга мне оказалась понятна и близка.

В заключение хочу сказать, что Харуки Мураками - правда выдающийся писатель. Кто бы что ни говорил. Его книги заставляют задуматься ВСЕГДА, анализировать. (Вон я какой текст накатала, а ведь 4 часа ночи сейчас... хотя вообще-то почти 5 утра оказывается!) Через его книги можно понять самого себя, почему происходит именно так, а не иначе. Есть яркая светящаяся точка - основная мысль - остальная "вселенная" книги крутится вокруг неё, сжимаясь спиралью. Всё повествование подчинено одной единственной мысли. Всё происходит только чтоб её выразить и объяснить. Потрясающее чувство!

 

P.S. Интересно, что бы в школе мне поставили за это сочинение? Ни одной цитаты. Никакого анализа сюжета. Но сюжет здесь нужен только чтоб выразить мысль, как поддерживающая опора, только чтоб автора поняли люди. Думаю, если бы Харуки Мураками мог обойтись без сюжета, он сделал бы это. Как гениальные мастера хокку.

 

P.P.S. И да. Я не раскрыла ещё одну тему: сны и наши собственные миры. Причины:

1. Это личное, каждый к этому относится по-своему, для каждого это важно в разной степени.

2. А данном произведении о снах говорится лишь дли того, чтоб показать другие миры, в которых может существовать человек, и показать, что связь родственных душ не разрывается даже тогда, когда они находятся в разных мирах.

3. Может существовать и другая причина, скрывающаяся в особенностях Японской культуры, религии, мифологии, о которой я могу не знать.

 

На этом всё.