Тумба- тумба!

Ольга Боровская
У деда с бабкой было пятеро детей: четыре сына и дочь Зинка.
Старший Виктор и средний Толик почти одновременно женились и  обзавелись дочками -погодками: Валя-Оля, Таня-Света.
Девки -внучки были, как и положено у деда- фронтовика, вольные, шкодливые, хочь и умницы-красавицы.

"Молодые"(родители девочек)часто отправляли дочерей к деду с бабкой, чтоб не мешали строить семейную жизнь, чему те были безмерно рады.

У деда было огромное поместье: большой старинный дом, фруктовый сад  на 15 - 20 сотках,  огород, соток 35,  конюшня,  прохладный подвал, голубятня, бассейн – колодец  и много чего интересного, где можно было играть и прятаться от взрослых.

Бабушка Нюра(урожденная Анна Михайловна Устинова) была набожна:  темные лики старинных икон в красном углу, лампадка, пламя которой делало лики на иконах живыми и пугающими,  утренние и вечерние молитвы, обязательное соблюдение христианских ритуалов. Внучкам,  она тоже пыталась привить любовь к вере. «Боролась»,  как могла,  с советской школой за наши души.

Перед сном, постелив лохматые тулупы для сна такой оравы, вставала на колени перед своим иконостасом, а девчонки  - рядом; 8 коленок, 4 шмыгающих носа,8 озорных глаз. Бабушка читала молитву и клала  поклоны,  а мы повторяли за ней. Но смиренно не получалось. Чтобы показать свою любовь к ней, а может больше из –за озорства, как можно громче стукались лбами о пол на каждое «аминь».

- Отче наш, иже еси на небеси, -шептала бабушка.
- Гусей нам принеси, - смеялся в рифму дед-фронтовик, отстегивая протез на ноге.
- Молчи, анчихрист,-сердилась бабушка, а мы хихакали, зыркая на веселого деда.

Вот бабушка закончила молиться, тут очередь деда. Пристукивая одной ногой,  начинал приговаривать и  прихлопывать в ладоши,припевая: «Тумба –тумба, тумба –тумба!» Это был сигнал, что пора готовиться к вечернему концерту для деда с бабкой.

Мы подхватывались, бежали в горницу наряжаться в длинные бабкины юбки и платки и тут же выскакивали, пританцовывая «тумбу» или цыганочку с выходом. "Тумба", в исполнении деда, с прихлопами и притопами была вместо гармошки. Так азартно отхлопывал дед, пристукивая единственной ногой, что даже бабушка иногда не могла удержаться и запевала медленно частушки: "Ве-се-ла-я семья наша -брат играет, сестра пляшет..."

А иногда и печалилась:
"Когда б имел златые горы
И реки, полные вина,
Всё отдал бы за ласки, взоры,
Чтоб ты владела мной одна!"

Всегда просила нас, чтобы не выходили замуж в дальние края. Чтобы все были рядом, чтобы не получилось, как в песне:
"Ступай обратно в дом отца.
Оставь, Мария, мои стены,
Я провожу тебя с крыльца!"

Чтобы она могла защитить и помочь. Маленькая и такая стойкая моя бабушка Нюра. Анна Михайловна.

В упоении читали стихи и танцевали перед дедом с бабкой да  перед  друг дружкой четыре внучки. Ох и веселый и озорной был Федор Стефанович. Выбежим в сад под ветку, далеко бежать ночью до уборной на заднем дворе, а он из сеней смеется и дразнится:"Лизка,Лизка, не садись близка, а садись падале, шоб не ваняли"
 -Ну, дед!!!- возмущенно кричали мы.

А потом засыпали, сладко сопя и прижимаясь  друг к другу, а дядья, два молодых парня, спали тут же с двух сторон, чтобы не "раскатывались" племяшки по всему полу.

Тумба -тумба -чудесная страна...


(Картинка из инета)