ТУЧА

Геннадий Пастернак
     Оборона любой армии строится, как правило, таким образом, чтоб нападающая сторона оказалась на открытой для обстрела местности. При этом обороняющиеся, несмотря на интенсивное подавление их силами артиллерии и авиации сохраняют определенные преимущества за счет инженерного оборудования местности, пристреленной местности, принятой системы маскировки, включая использование ложных целей.
     Напомню, что любая армия на одного воюющего имеет не менее 4-5 человек обеспечения:   инженерного, технического, тылового, медицинского и соответствующую им инфраструктуру. Поэтому не трудно понять, что проникновение во вражеский тыл танковых и мотострелковых частей имеет решающее значение на исход боя или даже целой операции. Всякие другие боевые действия носят вспомогательный характер, а иногда и ие желательный, например, как в отечественную войну под Прохоровкой, танки сошлись лоб в лоб. Да извинят меня историки, подобной дури больше не повторялось ни с той, ни с другой стороны: выводы были сделаны правильные – не надо из войны делать олимпийские игрища, которые в условия войны приводят к неисчислимым человеческим жертвам и только.
    Отсюда и задача прорыва состоит в том, чтоб потерять как можно меньше своих средств прорыва для ввода их в тыловую инфраструктуру противника, а не уничтожить до последнего все в полосе обороны противника: в идеале задача пройти оборону противника насквозь незамеченными.
     Одним из способов, представившимся нам для дезорганизации подготовленной обороны противника обороны вероятного противника, стала возможность постановки дымовых завес перед наступающими танками, (около 300м), послойно отсекающих оборонительные рубежи для наступающих танков. На первых порах хотя бы в видимом диапазоне и ближнем инфракрасном, поскольку в те времена тепловизионные прицелы еще не превалировали на поле боя..
     Однако попытки привлечь к этой работе соответствующие заказывающие управления МО (НТК ГРАУ, НТК химических войск) потерпели неудачу.
      Пришлось браться самим за эту не свойственную для нас (НТК ГБТУ) работу, обратившись к организациям и предприятиям промышленности с ОКР «Туча», которые, не мудрствуя лукаво, слегка изменив процентное содержание компонентов одного из серийных составов дымовых завес и, изготовив примитивные ПУ, в целом с поставленной задачей справились. Возможно замысел не полностью воплотился в металл: не так далеко от наступающих, как хотелось бы, ставилась дымовая завеса, не так быстро она образовывалась... Но это было уже кое-что, способное дальше расти и совершенствоваться.
      В ходе проведения ОКР гром грянул с неожиданной стороны: военное представительство на предприятии в г. Загорск доложило, что дымовая граната не при каких  ухищрениях разработчиков не может пройти ускоренное хранение (имитация длительного хранения нагревом). И это, практически, серийный состав, неоднократно успешно преодолевающий подобные этапы! Директор предприятия, доктор химических наук, практически расписался в безвыходности сложившейся ситуации: алюминиевые корпуса дымовых гранат трескаются из-за объемного роста состава.
       И тогда в работу активно включился зампред НТК  ГБТУ Л.Н.Карцев (бывший ГК Уралвагонзавода), пристыдивший  директора в беспомощности и заявивший, что будет вынужден лично приехать в его организацию, чтоб разобраться сего учеными..
       Вызвав на месте всех специалистов химических дел и заслушав их подробную информацию по каждому компоненту дымового состава (их, припоминается, было что-то около 18-ти), Леонид Николаевич однозначно указал им какой состав надо исключить. Испытания подтвердили правильность его определения. С тех пор системой «Туча»   оборудуются все   боевые объекты бронетанковой техники: на любом снимке танка можете увидеть на башне несколько ПУ слева и справа от пушки.
         Остается только пояснить почему этот этап (ускоренное хранение) всегда преодолевали серийные составы для других средств постановки дымовых завес: все просто – они были в картонных корпусах, которые дулись, но не лопались, в то время как у нас состав был в алюминиевой оболочке!      
        Не исключаю, что доктора химических наук сделали правильные выводы из посещения кандидата технических наук.