Рождественский сочельник

Николай Сологубовский
7 января 2012 года.  Из тунисского дневника.

В ночь с 6 на 7 января 2012 года  православная община  в Тунисе отметила  Рождественский Сочельник в Храме Воскресения Христова, который находится в центре столицы этой арабской мусульманской страны на севере Африки.  Пришли на богослужение  не только русские, не только славяне, но и верующие христиане  из  африканских и азиатских стран. Батюшка Димитрий  провел божественную литургию. Матушка Светлана  и хор пели, голоса заполняли высокий свод Храма, построенного русскими эмигрантами в шестидесятые годы прошлого века.  С икон, сохранившихся от русских военных кораблей, пришедших в Тунис в 1920 году,  на прихожан смотрели лики  Христа, Богородицы, святых. Много лет назад они также молча и внимательно смотрели на других русских, моряков и членов их семей,  которые молились за Россию вдали от нее и желали ей добра и мира.
В праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,  патриарх Московский и всея Руси  Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя череду Рождественских богослужений — великое повечерие, утреню и Божественную литургию.  Благодаря спутниковому телевидению мы смогли и в далеком Тунисе быть вместе с россиянами в эти торжественные моменты: "Мы молились о стране нашей, о властях, воинстве и народе нашем по древней традиции, живущей с первых веков существования церкви Христовой. Мы молились о том, чтобы Господь приклонил мир свой к народу нашему, ко всем народам исторической Руси, чтобы солнце божественной правды освещало наш исторический путь. Верим, что по молитвам церкви... Господь ко всем нам приклонит свою милость и дарует мир, здравие, благополучие".   В эту ночь патриарх Кирилл  в своей проповеди  сказал то, что мы все чувствовали и переживали.
Мы публикуем  в изложении рождественское интервью телеканалу «Россия-1», а также рождественские послания и обращения патриарха Кирилла.
Патриарх  Кирилл призвал к мудрости и диалогу власть и общество России
«Нужно уметь выражать свое несогласие, не нужно поддаваться на провокации и разрушать страну, мы полностью исчерпали лимит разделения… Власть должна через диалог и слушание общества корректировать курс, и вот тогда у нас все будет хорошо», — заявил патриарх в рождественском интервью телеканалу «Россия-1;  7 января 2012 года.
По мнению патриарха Кирилла, у каждого человека в свободном обществе должно быть право выражать свое мнение, в том числе и несогласие с действиями власти. «Если люди такого права лишаются, то это воспринимается как ограничение свободы, это очень болезненно…  Но при этом должна быть мудрость определенная», — считает он.
Проводя историческую параллель, патриарх предположил, что «если бы демонстрации, предшествующие революции семнадцатого года, закончились выражением мирных протестов, и за ними не последовала бы кровавая революция и братоубийственная война, то сегодня Россия имела бы больше 300 миллионов населения и либо была такой, как Соединенные Штаты, по уровню экономического развития, либо даже превысила эта страну».
«Мы не сумели тогда сохранить балансы и сохранить мудрость. Мы разрушили свою страну. А почему это произошло? А потому, что в общем-то справедливые протесты людей очень ловко используются теми политическими силами, которые стремятся к власти», — считает патриарх.
В этой связи он напомнил о призывах демократов в конце советской эпохи к тому, чтобы разрушить номенклатуру, отказаться от всех тех людей, которые ездят на черных «Волгах» и т.п.
«Ведь под этот лозунг тысячи выходили… Что произошло? Взяли власть, из черных «Волг» пересели на черные «Мерседесы», и поставили мигалки, и разделили ресурсы страны», — продолжил патриарх Кирилл, назвав это примером того, «как легко соблазнить человека».
«То же самое ведь было в связи с революцией семнадцатого года, — сказал он. — Грабь награбленное. И ведь что, пошли врываться в квартиры, разрушать усадьбы, спалили страну. А где это награбленное? Новая элита кое-что получила, а народ разве стал жить лучше?»
Предстоятель РПЦ считает, что текущая политическая ситуация в России не похожа по "накалу страстей" на 1917 год или на времена перестройки, однако порой "из малого вырастает большое", предостерегает он.
По убеждению патриарха, задача нынешнего дня заключается в том, «чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса».
«Вот это самое главное. Если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой признак», — считает патриарх Кирилл.
"Если что-то происходит, общество должно иметь право высказать свое недовольство", - уверен предстоятель РПЦ.
Однако, считает он, общество должно проявлять при этом мудрость, так как всегда найдутся те, кто пожелает использовать народные настроения в своих политических целях.
Вместе с тем патриарх Кирилл считает, что требовать соблюдения правды  "на макроуровне" человек может лишь тогда, когда принцип правды соблюдается и в его частной жизни.
«А разве среди протестующих нет того, кто обманывает своего мужа или свою жену, кто ведет параллельную жизнь, кто нечистоплотен в бизнесе? Если мы творим неправду в нашей личной, семейной жизни, в сфере нашей профессиональной, почему так горячо требуем, чтобы правда осуществлялась где-то на макроуровне, а на микроуровне ее не должно быть?»  -  убежден патриарх Кирилл.
По его словам,  правда должна быть на всех уровнях жизни общества.
Предстоятель РПЦ подчеркивает, что Церковь не может занимать ничью сторону, так как ее прихожане есть "и среди тех, кто был на площади, и среди тех, против кого выступают на площади".
"Слово Церкви не может быть политизированным, оно не может быть несбалансированным... Слово Церкви должно нести правду, которую примут все. А правда эта заключается в том, что ложь должна уходить из нашей жизни: из политической, из экономической, социальной, из личной",  -  убежден  патриарх Кирилл.

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
«Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В светлый и исполненный радости праздник Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сердечно приветствую всех вас, дорогие мои. В эту светозарную ночь мы вместе молитвенно вторим ангельскому славословию, возвещающему «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2:10-11).
Человечество, отвергшее Бога в грехопадении, вновь обретает возможность единства со своим Творцом и Промыслителем. Вхождение Сына Божия в мир есть Его добровольное умаление себя до готовности снизойти до мучительной позорной «смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Бог рождается во плоти, для того чтобы явить Свою любовь людям и помочь обрести полноту бытия всякому человеку, желающему услышать Его призыв.
Именно поэтому нынешний праздник дарует нам непреложное упование на помощь свыше в самых сложных обстоятельствах нашей жизни. Бог, не оставивший Своего творения и открывший ему путь к вечности, явлен нам во Младенце Христе, беззащитном ребенке, нуждающемся во внимании и заботе.
Всем нам необходимо хранить в своем сердце этот библейский образ. Вспоминая лежащего в яслях Богомладенца, мы обретаем твердую веру и нерушимую надежду на Промысл Божий, ведущий ко благу всякого человека. И даже если в жизни нашей не остается опоры, все кажется нетвердым и ненадежным, мы должны ясно осознавать, что Господь способен преобразить Своей благодатной силой боль, страдание и нищету нашего мира в блаженство, радость и изобилие духовных даров.
В праздник пришествия Спасителя мысленные взоры верных обращаются к колыбели христианства, Святой Земле, удостоившейся быть местом рождения, обитания и земного служения Господа. Ныне последователи Христа в странах, где происходили события Священной истории, переживают нелегкие испытания, сталкиваются с новыми угрозами существованию многовековой духовной традиции. Вознесем в светлые дни Рождества усердные молитвы о наших собратьях по вере, хранителях бесценных святынь, наследниках первохристианского предания.
Если страдает один член, то с ним страдают все члены (см. 1 Кор. 12:26). Эти слова апостола относятся не только к членам одного прихода, одной церковной общины. Они, конечно же, охватывают всех чад Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Церкви Православной, распространенной по всему миру. Ее единство — не только в единой святоотеческой вере и общении в Таинствах, но и в сопереживании трудностям, в жертвенном служении друг другу, во взаимной молитве.
Минувший год был непростым в жизни многих стран и народов, в том числе тех, что проживают на пространстве исторической Руси: немало трагических происшествий и катаклизмов послужили испытанием нашей веры и стойкости.
Однако сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Те опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что — зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем.
Этой опасности нам должно противостоять в первую очередь, призывая на помощь Пречистую Деву и сонм угодников Божиих, дабы они своим заступничеством у Престола Владыки Святого и Истинного (Откр. 6:10), почитаемого ныне в образе новорожденного Младенца, исходатайствовали для нас силы бороться с грехом, бороться «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Обманы и миражи земного благополучия важно научиться распознавать в наших пагубных пристрастиях, в корыстных устремлениях, в соблазнах рекламы, в развлекательных и политических текстах. Важно всегда слышать голос своей совести, предупреждающей об опасности греха, уметь согласовывать свои действия с Евангельскими заветами.
Ныне, как и всегда, каждый христианин призван подтверждать своими ежедневными поступками ценность праведного образа жизни, сознательно противостоять нравственному релятивизму и культу быстрой наживы. Вокруг нас много немощных, больных, одиноких людей. Немало и таких, кто в силу экономических трудностей покинул родные места в поисках заработка и нуждается в заботе, попадая подчас в недружелюбное окружение. В проведении социальной, миссионерской, церковно-общественной работы должен участвовать каждый пастырь и мирянин. По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию Откровения небесного можно найти стезю, ведущую в вечную жизнь».
С теми, кто чает Христова утешения, мы должны разделить тепло и радость нынешнего праздника. Каждый из нас может принести свет Вифлеемской звезды ближним и дальним — коллегам, друзьям, родственникам, соседям.
В минувшем году в соработничестве с государственными властями, общественными организациями, представителями деловых кругов было положено начало многим инициативам, которые могут сплотить людей, возродить твердые духовные и нравственные основы общественной жизни.
Развитию такого соработничества, также как и свидетельству о драгоценном единстве нашей Церкви, служили и совершенные мною поездки по России, Украине, Молдове. Эти посещения обогатили мой опыт молитвы и общения с верующим народом и, надеюсь, содействовали укреплению духовных уз. В богослужениях, проходивших при участии очень большого количества людей, особым образом являлась сила веры и молитвы, что и составляет красоту Православия, красоту и мощь «единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3).
Поздравляя всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием, молитвенно желаю неизменного пребывания в радости о Господе, Который воплотился, чтобы «мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Аминь».
Перед началом прямой трансляции Рождественского богослужения из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил телезрителей с великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вот его слова:
«Этим богослужением, дорогие братья и сестры, мы торжественно входим в празднование Рождества Христова. Мы прикасаемся к событию, смысл которого настолько велик, что проникновение в него способно коренным образом изменить жизнь человека, как само Рождество коренным образом изменило жизнь и течение всей человеческой цивилизации.
Рождество открыло новые горизонты и выявило тот смысл человеческого бытия, до которого не додумывались и которое не могли осознать даже самые выдающиеся умы древности. И смысл заключается в том, что Бог не где-то там далеко. Это не тот бог, которого боялись древние. Бог — это Тот, Кто пожелал стать человеком, Кто явился в мир, Кто реально стал человеком, одним из нас.
Что все это означает для нас — для людей, для жителей Земли? Означает, что если Бог рядом, то Ему легко протянуть руку. Даже в самые трудные безбожные годы люди, именовавшие себя неверующими, в тяжелейшие моменты жизни, как, например, поднимаясь в атаку, говорили: «Господи, спаси!» Они на ощупь искали Бога, они прикасались к Нему в экстремальной ситуации.
Сейчас нам не нужно проходить через экстремальные ситуации, повторяя ошибку прошлых лет. Мы сегодня свободно можем быть вместе с Богом, если мы этого захотим. А если захотим, то давайте прикоснемся — прикоснемся своим разумом, своим сердцем, своею душою, почувствуем присутствие Его благодати.
Не в громе и в молнии, не в образе могущественных земных владык, а в тихом образе простого человека пришел в мир Спаситель Господь наш. Он стал одним из нас, и потому судьба каждого из нас близка и понятна Ему. Он вместе с нами, почему и провозглашаем мы замечательные слова на том богослужении, которое сейчас будет совершено: «С нами Бог! Покаряйтесь, языцы! С нами Бог!»
Я хотел бы от всего сердца пожелать вам, мои дорогие, чтобы вы смогли ощутить своим разумом и своим сердцем Божественное присутствие — и не только в минуты скорби, но и на протяжении всей своей жизни и, ощутив, почувствовать, сколь благо присутствие Бога в человеческой жизни. С праздником всех вас сердечно поздравляю, и пусть милость Божия приклонится к Отечеству нашему и каждому из нас».
По окончании Литургии  патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом.
Патриаршее слово после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в праздник Рождества Христова
«Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, все, кто меня сейчас видит и слышит, — ко всем я хочу от глубины своего сердца обратить приветствие с праздником светозарным, радостным — Рождества Христова!
«Тебе кланятися, Солнцу правды», — эти слова мы произносили неоднократно во время сегодняшнего богослужения. Это слова о Нем — о родившемся в Вифлееме Младенце. Какое же это Солнце и почему правды? Для того чтобы понять, почему эти, а не иные слова вложены в главную молитву праздника — в тропарь Рождества Христова, нужно вспомнить, что всегда в конце года, когда начинал увеличиваться день, когда происходило зимнее солнцестояние, языческий мир поклонялся выдуманному божеству Митре, богу Солнца. И неслучайно, что христиане с глубокой древности именно в это самое время, когда начинает увеличиваться день, когда, собственно, начинается новый астрономический год, празднуют праздник Рождества Христова, чтобы подчеркнуть: Он является Солнцем, но не светилом, которое дает физический свет, а Солнцем, которое дает людям тепло и свет Божественной правды.
Как это странно по отношению к беспомощному Младенцу, родившемуся даже не в обычных человеческих условиях, а где-то в пещере, среди животных, которых загоняли в эту пещеру, когда случалась непогода! Какое солнце, с точки зрения человеческой правды, могло воссиять из той пещеры? Оно могло воссиять из дворцов, из могущественных крепостей, от великих и сильных, от тех, у кого власть, деньги, кто проявил себя мудрым правителем или мужественным полководцем. Но Солнце воссияло из той пещеры, потому что Божественная правда не желает отождествлять себя с человеческой силой, — чтобы кому-то не пришло в голову, что это не Божия правда, а человеческая сила.
Именно тогда Божественная истина достигала умов и сердец людей, когда она не опиралась на человеческую силу. Именно поэтому в годы гонений и притеснений, в годы, когда за одно слово «христианин» людей подвергали смерти и истязаниям, и вырастала во всю силу Божественная правда.
И сегодня очень многие не связывают никакого света правды с Вифлеемской пещерой. Как и во времена, когда народ поклонялся идолу, богу-солнцу, они связывают с правдой человеческую силу и человеческое могущество. И как тогда казалась странной проповедь о Христе, родившемся в вертепе, в загоне для скота, так и сегодня для многих это слово остается камнем преткновения. Тем не менее за две тысячи лет ни силой оружия, ни огнем, ни могуществом человеческим не удалось истребить веру в то, что Родившийся в Вифлеемской пещере есть Солнце Божественной правды. И ныне, в центре огромного мегаполиса, мы вместе с теми, кто был до нас, — мучениками и исповедниками, преподобными, пророками и апостолами — проповедуем и исповедуем ту же самую истину: Христос есть Солнце правды. Тот, кто эту истину принимает, тот, кто отождествляет себя с этим Божественным посланием, тот на опыте своей жизни понимает, что всё это именно так. Это не мифы, не легенды — это живое Божественное Слово, вошедшее в плоть и кровь рода человеческого.
Обращаясь ко всем вам, мои дорогие братья и сестры, я призываю вас хранить веру в Господа и Спасителя, как Солнце Божественной правды, и в лучах этой правды оценивать что есть добро, а что зло, что правда, а что ложь, что ко спасению и что к гибели.
Сегодня мы молились о стране нашей, о властях и воинстве, о народе нашем — по древней традиции, живущей с первых веков существования Церкви Христовой. Мы молились о том, чтобы Господь приклонил мир Свой к народу нашему, ко всем народам исторической Руси, чтобы слово Божественной правды освещало наш исторический путь. И верим, что по молитвам Церкви, по молитвам народа, по молитвам тех, кто ныне пребывает с Богом — мучеников и исповедников — Господь ко всем нам приклонит Свою милость и дарует мир, здравие, благополучие, во всем благое поспешение.  Аминь».
 (Официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/index.html  и по сообщениям российских  агентств)