Марлезонский балет

Геннадий Москвин
"Балетмейстер Юрий Григорович 30 лет с наслаждением возглавлял обезглавленный им труп Большого театра". "Силовики пришли с обысками в фирмы нового директора Новосибирского театра оперы и балета В.Кехмана".
(из газет)

Кто дергает за ниточки революции в российском балете?
Главные герои этой истории о борьбе за власть - "банановый миллионер", пара дезертиров из Большого театра, испанец-авангардист и всесильный импресарио.

В 2007 году петербургский Михайловский театр нуждался в ремонте, а его балетный труп привлекал мало внимания. "На сцене появился 39-летний Владимир Кехман: мультимиллионер, импортер фруктов, с фрейдистской высокопарностью называвший себя "Императором Бананов".

Кехман вложил в этот театр, принадлежащий государству, 40 млн долларов из собственного кармана и убедил власти назначить его гендиректором. По мнению автора, поворотный момент, после которого Михайловский театр стал приобретать репутацию за рубежом, наступил в 2009 году - Кехман взял художественным руководителем Михаила Мессерера.

В.Кехман - просто бескорыстный меценат? - гадали наблюдатели. "Или он ведет игру, рассчитанную на долгий срок? Метит на место Иксанова в Большом? Положил глаз на министерство культуры?"

В 2010 году В.Кехман вновь изумил балетный мир - объявил, что художественным руководителем Михайловского станет испанский балетмейстер Начо Дуато, один из клиентов американского импресарио Сергея Даниляна. Решение было неожиданное, поскольку танцовщики Михайловского получили образование в духе классического балета, а Дуато занимается современной хореографией. Многие также сочли, что Кехман дурно обошелся с Мессерером - оттеснил его на вторую роль после всего, что тот сделал для труппы.

По наблюдениям, балетная труппа постаралась подстроиться под стиль Дуато, а Мессерер старался, чтобы танцовщики не забывали приемы классического балета. Это было очень важно для подготовки "Спящей красавицы". Но самой громкой новостью стал переход Натальи Осиповой и Ивана Васильева из Большого театра в Михайловский.

Как и в случае с Дуато и Сарафановым, все это организовал Данилян, импресарио обоих. Если Осипова и Васильев и обрели свободу, то это свобода зарабатывать больше денег для Даниляна. И если учесть, какова теперь власть импресарио над Михайловским, напрашивается предположение, уж не превратили ли заядлого воротилу Кехмана в марионетку.

Теперь труппа стоит на распутье. По словам Кехмана, на очереди - новый балет Дуато для Осиповой и Васильева. Кехман также намеревается переманить Дэвида Халлберга из Большого. "Возможно, это как-то связано с тем фактом, что Халлберг - первый американец, который стал премьером в российской труппе - клиент Даниляна?

Но успех на мировой балетной сцене не достигается путем "враждебных поглощений". Михайловскому следует сделаться не просто холдингом для звездных клиентов Даниляна. По мнению специалистов, Кехману следует посоветоваться с Мессерером, который "по знаниям, опыту и вкусу намного превосходит всех остальных в его окружении".

А тем временем 24 января 2013 года полиция провела обыск в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Вскоре выяснилось, что к театру это не имеет никакого отношения. МВД расследует дело о долгах компании JFC, основателем которой является директор театра Владимир Кехман.

Компания JFC, занимающаяся импортом фруктов, была создана в 1994 году. Вместе с двумя конкурентами, Sunway и Sorus, компания контролировала примерно 70 процентов рынка. В результате кризиса 2008 года оба конкурента разорились, и JFC стала крупнейшим игроком рынка — в частности, в импорте бананов ее доля составляла около сорока процентов.

В феврале 2012 года JFC подала в арбитраж заявление о банкротстве (после чего бананы в РФ подорожали примерно на 50 процентов), и весной в компании ввели наблюдение и назначили временного управляющего. Разные источники называли разные суммы долгов банкрота: от 15,8 до 38,5 миллиарда рублей. Среди кредиторов — ОАО «Сбербанк России», ОАО «Уралсиб», ЗАО «Райфайзенбанк», ОАО «Банк Москвы» и другие организации. Той же весной о банкротстве заявили «Бонанза интернэшнл» и «Карго джей эф си».

Кехман в 2007 году возглавил Михайловский театр. Оперативное управление JFC он при этом оставил (хотя пост председателя совета директоров не покидал). СМИ по-прежнему называли Кехмана «банановым королем». Впрочем, многие источники утверждают, что по-настоящему Кехман никогда не отходил от «фруктовых» дел.

Банки один за другим подавали к поручителям иски о возврате кредитов. Аналитики отмечают, что в Петербурге юристам Кехмана удавалось затягивать рассмотрение исков, а вот московские судьи часто без проволочек вставали на сторону кредиторов. Мещанский районный суд обязал Кехмана, Захарову и Афанасьева вернуть Райффайзенбанку 465 миллионов рублей.

Гагаринский суд взыскал с них три миллиарда рублей в пользу Сбербанка. В последнем случае Кехман пытался оспорить свое поручительство, однако безуспешно. Надо сказать, что в данном случае поручители еще легко отделались — изначально Сбербанк хотел получить по три миллиарда с каждого из них, но затем иски объединили в одно производство.

А Банк Москвы тем временем обратился с иском в британский суд. В результате в сентябре 2012 года были заморожены активы британских компаний, подконтрольных Кехману. Впрочем, в данном случае бизнесмен сумел дать изящный ответ: в ноябре он добился в лондонском суде признания банкротом самого себя как физического лица.

Однако кредиторы были настроены решительно. В декабре 2012 года МВД возбудило уголовное дело о мошенничестве. По версии следствия, руководство JFC изначально не планировало возвращать ряд кредитов, взятых перед банкротством. Сумма ущерба от мошенничества оценивается в десять миллиардов рублей.

До января 2013 года об уголовном деле не было известно широкой общественности. МВД «презентовало» его 24 января, проведя сразу восемь обысков. Семь адресов были вполне предсказуемы — это дома, квартиры и другие помещения, имеющие отношение к Захаровой и Афанасьеву. А вот восьмой обыск прошел в кабинете В.Кехмана в Михайловском театре и немало взбудоражил общественность. Вы думаете, что Кехман сядет за решетку? Это вряд ли. Скорее наоборот.

Кто следующий возглавит обезглавленный труп Большого театра - Зяма Шустрый или Миша Швыдкой?

Свершилось! Не прошло и 3 лет после скандала с "трупом Большого театра" как осуществлен очередной переворот. На этот раз в Новосибирском театра оперы и балета. Банановый магнат В. Кехман стал директором не только Михайловского театра в С.-Петербурге, но и директором Новосибирского театра оперы и балета. Бананы по совместительству с оперой и балетом. В бизнесе как в бизнесе - ничего святого.

Кто на самом деле заправляет культурой в России? Как вообще могло такое случиться, что банановый торгаш управляет искусством, кто вообще в России дергает за ниточки марионеток "марлезонского балета"?

Силовики в очередной раз пришли с обысками в фирмы В.Кехмана - "императора бананов" и нового директора Новосибирского театра. К чему бы это? Неужели посадят? Даже не надейтесь.