Памятная Большая коробочка
Я гордился тем, что из шести молодых лётчиков в предстоящие большие войсковые учения командование включило меня одного. И моих однокашников, и меня это решение несколько удивило: по уровню личной лётной подготовки мы «шли фронтом», то есть были одинаково готовыми к полётам днём в простых условиях, а в сложных метеоусловиях только начинали вывозные полёты и ещё многого не умели и даже не знали.
Начало условных боевых действий по каким–то причинам задерживалось (время «Ч» – начало наступления наземных войск – перенесли). И командир полка решил: всем участникам облетать свои самолёты.
На предполётном построении до нас довели фактическую погоду, и решение командира: в очерёдности боевого расчёта с интервалом в одну минуту выполнить полёт «по большой коробочке»**. Прозвучала команда «По самолётам!» и я тоже пошёл к своей боевой машине. Но меня окликнул командир соседнего звена Юрий Федотов:
– Игорь, а ты знаешь, как выполнить «большую коробочку»?
– Это, как круг, только подальше.
– Что ты? Совсем не так. Запиши на листочке и прикрепи под прицелом. Перед взлётом пусти секундомер. Через минуту выполни разворот влево на 90 градусов. Дойди до КУР*** 240 и доверни на обратный посадочному…
И Юра просто и доходчиво разъяснил задание.
– Вот это и будет «полёт по большой коробочке». Иди!
На листочке из блокнотика на крыле самолёта я начертил схему полёта и прикрепил её в кабине перед своим носом, прищёлкнув крышечкой, закрывающей лампу подсвета прицела.
Погода чудесная: безоблачно, видимость хорошая. Но я, уверенный в себе, решил выполнять «большую коробочку», как в сложных условиях, то есть только по приборам, не глядя по сторонам – на горизонт, на землю, на небо. Как в облаках.
Перед взлётом пустил секундомер. Ровно через минуту выполнил разворот влево на 90 градусов. Высота заданная – 500 метров. Пилотирую полностью по приборам, не выглядываю за кабину. Вот и подходит КУР 240 градусов. Развернулся на курс обратный посадочному. Жду момент выпуска шасси. Слышу, по радио кто–то кому–то говорит: «Высота!» Продолжаю выполнять полет, но кто–то опять кому–то ещё более требовательным голосом напоминает: «Высота!!!» Кто? Кому? Зачем? Невольно посмотрел на высотомер, а это, оказывается, у меня высота 200 метров, вместо заданных 500. Глянул вниз, а под «пузом» моего самолёта сосны мелькают. Тут же «прыгнул» на 500 метров.
Вот и пилотирование по приборам неподготовленного лётчика! Настроение было совсем испорчено: вёл самолёт по приборам, а на высоту, один из главнейших параметров полёта, внимания не хватило: не сохранил, не видел, упустил. А подо мной ещё и превышение рельефа местности, так что истинная высота полёта и в самом деле была близка «к макушкам сосен».
Оказывается, Юра Федотов не только догадался проинструктировать меня, но и шедшего за мной Гарика нацелил «приглядеть» за молодым.
Вот и «полёт по большой коробочке». Казалось бы, ерунда! Пустяк! Мелочь! А чуть не начал самолётом «стричь верхушки леса» на скорости 500 километров в час. Чем бы это кончилось? Полный рот земли!
Спасибо, Юрик! Спасибо, Гарик!
«Большая коробочка»** – один из методов захода на посадку в сложных метеоусловиях.
КУР*** – курсовой угол радиостанции, то есть угол между продольной осью самолёта и направлением на радиостанцию, на которую настроен автоматический радиокомпас.
фото автора "Готовность №1"
© Copyright:
Игорь Теряев 2, 2012
Свидетельство о публикации №212010600856