Памятная Большая коробочка

Игорь Теряев 2
               
Я гордился тем, что из шести молодых лётчиков в предстоящие большие войсковые учения  командование включило меня одного.  И  моих однокашников,  и меня это решение несколько удивило:  по уровню личной лётной подготовки мы «шли  фронтом», то есть были одинаково  готовыми к полётам днём в простых условиях,  а в сложных  метеоусловиях только начинали вывозные полёты  и ещё многого  не умели  и даже  не знали.
 Начало условных боевых действий по каким–то причинам задерживалось  (время «Ч» – начало наступления наземных  войск – перенесли).  И командир  полка  решил:  всем участникам облетать  свои самолёты.
На предполётном построении до нас  довели фактическую погоду, и решение командира:  в очерёдности боевого расчёта  с интервалом в одну минуту  выполнить полёт  «по большой коробочке»**.  Прозвучала команда  «По самолётам!» и я тоже пошёл к своей  боевой  машине.  Но  меня окликнул командир соседнего  звена  Юрий Федотов:
–  Игорь,  а ты знаешь, как выполнить «большую коробочку»?
–  Это, как круг,  только подальше.
  – Что ты?  Совсем не так.  Запиши на листочке и прикрепи  под  прицелом.  Перед взлётом пусти секундомер.  Через минуту  выполни разворот влево на 90 градусов.  Дойди до  КУР*** 240  и доверни на обратный посадочному…
И  Юра  просто и доходчиво  разъяснил задание.
– Вот это и будет «полёт по большой коробочке».  Иди!
На  листочке из  блокнотика  на крыле самолёта  я начертил схему полёта и прикрепил её в  кабине перед своим носом,  прищёлкнув крышечкой,  закрывающей лампу подсвета прицела.

Погода чудесная:  безоблачно, видимость хорошая.  Но я, уверенный в себе, решил выполнять «большую коробочку»,  как  в сложных условиях,  то есть  только по приборам,   не глядя  по  сторонам – на горизонт, на землю, на небо.   Как в облаках.

Перед взлётом пустил секундомер.  Ровно через минуту выполнил разворот влево на 90 градусов. Высота заданная – 500 метров. Пилотирую полностью по приборам, не  выглядываю  за  кабину.  Вот и подходит  КУР 240 градусов.  Развернулся на курс обратный  посадочному.  Жду  момент выпуска шасси.   Слышу, по радио кто–то кому–то говорит:  «Высота!»    Продолжаю выполнять полет, но кто–то опять кому–то  ещё  более требовательным голосом  напоминает:  «Высота!!!»   Кто?  Кому?  Зачем?  Невольно посмотрел на высотомер,  а это,  оказывается, у меня  высота  200 метров,  вместо заданных  500.   Глянул вниз, а под «пузом» моего  самолёта  сосны мелькают.  Тут же  «прыгнул»  на  500 метров.
Вот и пилотирование по приборам неподготовленного  лётчика!  Настроение было совсем испорчено: вёл самолёт  по приборам,  а на высоту, один из главнейших параметров полёта, внимания не хватило: не сохранил, не видел,  упустил.  А подо  мной  ещё и превышение рельефа местности, так что истинная высота полёта и в самом деле была близка  «к  макушкам сосен».

Оказывается,  Юра Федотов не только догадался проинструктировать меня,  но и шедшего  за мной  Гарика  нацелил  «приглядеть»  за  молодым.
Вот и  «полёт по большой коробочке».  Казалось бы, ерунда!  Пустяк!  Мелочь!  А чуть не начал самолётом  «стричь  верхушки  леса»  на  скорости  500  километров  в час.   Чем бы  это кончилось?    Полный рот  земли!
         Спасибо,  Юрик!   Спасибо,  Гарик!




«Большая коробочка»** – один из методов захода на посадку в сложных метеоусловиях.

КУР*** – курсовой угол радиостанции, то есть  угол между продольной осью самолёта и направлением на радиостанцию, на которую настроен автоматический  радиокомпас.


фото  автора  "Готовность №1"