Роковая ошибка

Геннадий Пастернак
        На боевую машину десанта БМД-1 в силу специфики завода-производителя (ВГТЗ) целиком заимствовалось боевое отделение (башня с вооружением) боевой машины пехоты БМП-1.
         Впоследствии в состав боекомплекта этих машин для 73-мм орудия «Гром» была отработана и введена осколочная граната, как попытка исправить чисто противотанковое его предназначение. Это привело к необходимости исключения из всех машин автомата заряжания, так как эта граната имела значительные конструктивные отличия.
        Однако последствия этого введения для БМД-1 стали роковыми и привели к трагическим результатам. Выявились эти последствия лишь в Афганистане при минных подрывах этих машин – срабатывал самоликвидатор осколочной гранаты: боекомплект детонировал примерно через 8 секунд. На БМП-1, чья башня заимствовалась для БМД-1, таких явлений не наблюдалось.
        Проведенными на Кубинке испытаниями было подтверждено предположение о том, что при подрыве, работая как мембрана, алюминиевое днище бьет снизу по боеукладке и гранаты получают перегрузки, соизмеримые с перегрузками, возникающими при выстреле, которые и взодят механизм самоликвидации, что предотвращает засорение территории боевыми частями, у которых по какой-либо причине не сработал основной взрыватель..
        Конструкция БМП-1 существенно отличалась от БМД-1: боеукладка  ее размещалась в 120 мм от днища, вместо 60 мм на БМД, а главное – защищена торсионами, которые на десантной машине отсутствуют.
        Технических решений в короткие сроки ни для машины, ни для гранаты   не было найдено  и БМД-1 были выведены из участия в боевых операциях в Афганистане.