Архетипические слои текста

Николай Малофеев
Многозначный символ «ключа», данный в самой названии сказки, подразумевает, естественно, наличия какой-то двери какую он должен отпирать и поиск её. В сюжете этот ключ как переходящий «приз»:

• первоначальное владение ключом Карабасом Барабасом
•-> его потеря
•–> тайное хранение во временном месте
•-> новое обретение владельца
•-> борьба за него и погоня
•–> открытие двери как входа в новый мир.

А интересно, что было бы, если ключиком овладел Карабас? И он стал владельцем нового театра. А впрочем, у него уже и так есть один театр.

Кем бы тогда стал наш Буратино?

Ходил бы по дворам с шарманкой, пел и плясал на потеху зевакам?

Или стал третьим жуликом в шайке жуликов кота Базилио и лисы Алисы, с примкнувшим к ним Пьеро?

Это из серии по альтернативной истории, которая сейчас достаточно популярна.

Например, наш красноярский писатель Александр Бушков написал книгу про Д'Артаньяна, который не попал в мушкетёры, а стал гвардейцем Ришелье . И друзья у него конечно другие, а не Атос с Портосом и Арамисом.

Или, допустим, народный герой Герасим топит противную старуху, а не ласковую собачку Му-Му.

Или Советский Союз первым бы напал на Гитлера (по Суворову-Резуну), воюя на чужой территории и малой кровью и т.д.

Ключик в сказке является тем символом, передающимся от (плохиша!) Барабаса, который временно хранится у праматери, живущей в глубине подсознания образа древнего существа, как архетипа страшноватенькой Великой и Ужасной  Матери. Точнее, прабабушки.

Она вначале, как всякая бабушка, или как Баба Яга из русских сказок, привычно ворчливо-добродушно ругает его, называя безмозглым, доверчивым дурачком с короткими мыслями, но потом всё-таки обязательно помогает своему непутевому потомку.

А куда денешься от правнуков? Что выросло – то выросло!

Подтверждение того, что черепаха Тортила глубинное хтоническое существо, архетип Великой Матери  – сама исполнительница её роли - Рина Зеленая. Она ранее часто выступала на эстраде в амлуа ребёнка. Кстати, её сценическое имя Рина  – это уменьшительная форма, то есть в сущности детское сокращение, от взрослого имени Екатерина.

Об этом может служить популярная эпиграмма поэта-пародиста Александра Иванова на неё: «И десять лет спустя,/ И двадцать лет спустя,/ И тридцать лет спустя - /Дитя!».

А её песенка в экранизации Л.Нечаева (1975), прямо напоминает из какой  глубины прошлого происходит межпоколенная связь:

Затянулась бурой тиной
Гладь старинного пруда…
Ах, была как Буратино
Я когда-то молода.
Был беспечным и наивным
Черепахи юной взгляд,
Всё вокруг казалось дивным
Триста лет тому назад… 

Далее она как древняя носительница Рода полностью одобрительно оценивает боевую позиция своего пра-правнука (далее выделено мной – Н.М.):

Юный друг, всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись,
Будь весёлым, дерзким, шумным,
Драться надо – так дерись!
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад,
Я САМА была такою
Триста лет тому назад.

Как всякая добрая Архетипическая Мать она вручает (дарит) ключ Буратино, ведь он уже прошел обряд инициации:

• «огнем» (очаг Карабаса),
• «воздухом» (висение на дереве)
• «водой» (утопление в пруду).

Остаётся для него поиск своей взрослой идентичности, своего взрослого предназначения (проверки на «медные трубы сценической славы»). Вот пропуск в этот взрослый мир она и даёт.

Кстати, он авансом получает этот ключик от черепахи Тортилы, раньше, чем узнаёт, для ЧЕГО он нужен. Только потом дезертир Пьеро передаёт ему некую часть тайны. А сам Буратино уже собственной хитростью (как разведчик, работающий под прикрытием – сперва петуха, потом спиритическим «привидением-из-кувшина») выведывает у Карабаса всё остальное.

Ключик – вот уникальное средство, основной стержень сюжета, которому просто нет места в сказке про Пиноккио:

• это символ заслуженного итога инициации;

• он нужен для исполнения акта справедливости – передачи от недостойного, непосвященного, профанного Карабаса к новому достойному посвященному владельцу;

• представляет собой материальную ценность (золото), но главная ценность  - сакральная;

• открывает радикальный поворот сюжета, возможность нового витка «спирали» событий.

Так что не ошиблась в своём пра-правнуке, на лицо «ужасная, но добрая внутри»  - его прабабушка – черепаха Тортила.



Смотри страницу: http://proza.ru/2011/12/20/1656