Погон

Геннадий Пастернак
Упоминание слова «погоны» невольно ассоциируется с военным человеком, погоны которого дают определенное представление о месте его на ступеньках воинской иерархии. Однако изначальное появление погон предполагало обеспечить защиту плеча от тяжелой ноши, достававшейся воинам прошлых веков. Кстати, синяки на плечах так называемых «боевиков» и в настоящее время свидетельствуют о их принадлежности к бандформированиям.
     Но здесь речь пойдет о более специфичных погонах – погонах башен объектов бронетанковой техники (БТТ).
     Вообще-то об истории создания каждой конструкции или агрегате объектов БТТ можно писать достаточно слезные конструкторско-технологические романы, поскольку на каждом этапе их существования жизнь (и не только боевая) непрерывно преподносила какие- либо сюрпризы, зачастую ставя в тупик и КБ, и представителя заказчика, да и само заказывающее управление в тупик. Не только опытные образцы, но и изделия серийного производства находятся в постоянном изменении. Так,  например, на головном заводе в течение 15 лет в документацию БМП-1 ежегодно в среднем вносилось по 1200 изменений (объем документации около 9000 наименований).
     Один из вновь назначенных начальников управления производства заказов П.Н.Баженов, встретивший впервые одну из таких ситуаций отторгнул ее с чисто войсковой непосредственностью: «Здесь у вас в КБ 300 килограмм мозгов. Вот сами и думайте!».
     Вернемся собственно к погону башни формально являющемуся  радиально-упорным подшипником.
Подшипниковая промышленность в Советском Союзе в 60 годах прошлого века давно оформилась в особое производство со своими ГОСТами и ОСТами и насчитывала 21 специализированный завод  с широкой номенклатурой от миниатюрных приборных подшипников до мастодонтов  в интересах агрегатов гидроэлектростанций.  Однако подбашенных подшипников они не выпускали и всячески отвергали такую возможностьс которой танкисты к ним обращались. Уж больно специфичными и противоречивыми оказывались для них требования  на их отработку.
     Подшипник для танковой башни, диаметром более 2-х метров должен нести массу около 9 т., весьма даже статически неуравновешенную (значительная лобовая броня плюс там же масса пушки 2,5 т, неравнопрочное основание (высокая жесткость в районе бортов и «гибкая» в районе крыши трансмиссионного отделения), прогибы основания при движении танка по пересеченной местности (на Т-72 взаимное перемещение броневых бортов танка достигает 50 мм, что там говорить о легкобронированных машинах), значительные условия запыленности и загрязненности, невозможность применения смазки, значительные динамические нагрузки при стрельбе танковой пушки ( достигают 80 тс не в плоскости подшипника да еще и при углах возвышения порядка 150). Здесь перечислены только вопросы ,лежащие на поверхности проблемы. Сколько еще их, связанных с работой стабилизатора, обеспечения точности стрельбы и т.д.
     Взять бы хотя бы башню для  боевой машины пехоты БМП-1. Установка безоткатного 73 мм орудия «Гром» предельно нагружало подшипник с деформацией беговой дорожки и потребовалась масса ухищрений для решения этой проблемы в пределах упругих деформаций исполняемых конструкций, в том числе применение специальных керамических шариков.
    Есть еще такая, с первого взгляда казалось бы несущественная проблема, - башни весьма редко разворачиваются на  полные обороты в боевых условиях, тем более в одну строну два оборота подряд, чаще совершают возвратно-поступательные движения.
     Но старые автомобилисты не могут забыть шариковый подшипник распределителя зажигания Жигулей, поставленного конструкторами примерно в такой режим: этого ГОСТовского подшипника едва хватало на 40 тыс. км! Там он качался в пределах 30 градусов. Сами его меняли, но он был в дефиците, его на заводе заменяли другим, но без должного эффекта. А он определял пусковые качества двигателя, путевые расходы и мощность двигателя. Местная выработка дорожки разбалтывала обоймы подшипника, но завод десятилетиями не менял конструкцию распределителя хотя бы под роликовый или подшипник скольжения.
     Даже изготовление танковых подшипников на карусельном станке оказалось не простым мероприятием: например, Кургане, длительное время только один пожилой рабочий (к стати, не без традиционного русского изъяна) мог качественно исполнять эту работу. Привлекаемые ученики никак не могли освоить уроки его мастерства. Бывало, что директорская Волга привозила на рабочее место.
      Переход на БМП-2 еще дальше усугубил эти проблемы: увеличен диаметр погона в связи переходом командира в башню из корпуса машины, появилась автоматическая 30 мм пушка с углом возвышения 600 и темпом стрельбы до 600 выстрелов в минуту.
      А тут еще въедливый военпред решил проверить погон, провернув башню на несколько оборотов в одну сторону. Подшипник (башню) заклинило!!! Может это неправильно? Зачем в одну сторону? После определенного давления начались поиски выхода из создавшегося положения. Сепараторы, как выявилось, не спасали, ни целиком, ни при объединении шариков в группы. В конце концов решение было найдено за счет применения шариков несколько уменьшенного диаметра в качестве разделительных между шариками нормального диаметра.
     Одним словом  подбашенный шарикоподшипник язык не поворачивается   называть этим именем, ближе ему название, несущему на себе все вооружение и башню, древнее – погон.