9-I Триста Фабиев и аллийский день

Публий Валерий
                Книга девятая

                I

  В двести семьдесят пятом году от основания Города, в консульство Кезона Вибулана (третье) и Тита Трикоста Рутила продолжалась очередная война с этрусками. Главным образом, с одним из их самых могущественных городов – Вейями. Государству угрожала опасность и со стороны вольсков и эквов, а вейенты и не воевали толком, разбегаясь при виде римских легионов, и мира не хотели заключать. Тогда род Фабиев явился в Курию, где консул Кезон от имени всего рода просил отцов-сенаторов предоставить им одним дело охраны отечества от вейентов. Сенат отвечал с великой благодарностью. На следующий день консул сам повёл своё войско от собственного дома.

  Построив лагерь на реке Кремере, триста шесть патрициев больше года одним своим родом вели боевые действия с неприятелем вдоль всей границы. Причём дело не всегда ограничивалось разорением полей и нападением на разорителей, случались и битвы в строю, под знамёнами. И часто Фабии одерживали победы над отрядами могущественного неприятельского города. Тогда вейенты заманили увлекшихся патрициев в ловушку, и напали весьма превосходящим числом. Фабии не дрогнули, собрались вместе, и отошли на склон холма, где даже смогли передохнуть. Но многочисленный отряд неприятелей обошёл, занял вершину и атаковал оттуда. Фабии полегли все как один, все триста шесть доблестных мужей. Произошло сие памятное событие в пятнадцатый день перед августовскими календами в консульство Гая Пулвилла и Тита Ланата, то есть в двести семьдесят седьмом году от основания Города.

  Это прославило трёхсот Фабиев не менее чем среди эллинов подвиг того же количества спартанцев с царём Леонидом во главе тремя годами ранее в Фермопилах. Только вместе с лаконскими воинами было девятьсот греческих союзников, однако и персов было куда больше, чем этрусков. Доблестная служба и гибель трёхсот шести Фабиев ещё более возвеличила заслуги рода перед Римом, и мужи, принадлежащие к нему – потомство единственного мальчика, остававшегося тогда в Городе – заслуженно обладали влиянием и пользовались расположением народа. И продолжают поныне.

  Через восемьдесят семь лет, в самом начале – пользуясь для разнообразия греческим летосчислением – третьего года девяносто седьмой олимпиады, в тот же самый день, при другой речке, Аллии, также произошло сражение. Из-за пренебрежения к правилам религии, из-за того, что над легионами не было единого начальника: ни диктатора, ни консула, из-за многочисленности неприятеля – войско было наголову разбито грозными тогда галлами. Им командовали шесть военных трибунов, ровно половина из которых были Фабиями: братья Нумерий, Кезон и Квинт… В память вторичного поражения день назвали «аллийским» и стали считать несчастным.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/06/421


----------------------
  консульство К. Фабия Вибулана (третье) и Т. Трикоста Рутила – 479 г. до н.э.
  триста Фабиев – скорее всего, не считая клиентов, т.е. вместе с клиентами – согласно некоторым источникам – могло быть четыре-пять тысяч; Кремера – маленькая речка, правый приток Тибра.
  консульство Г. Пулвилла и Т. Ланата – 477 г. до н.э.
  третий год девяносто седьмой олимпиады – 390 г. до н.э. – когда галлы взяли Рим, разбив у реки Аллии р. войско.