Юрий Афанасьев - возврат к марксизму? или...

Владимир Костылев
       ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ – возврат к марксизму?
           Или всё тот же «либерализм»?

6 января 2012 г. на радио «Эхо Москвы» выступал со своим мнением известный общественный деятель Юрий Афанасьев. Известен он, прежде всего, тем, что в конце 80-х, начале 90-х годов принимал активное участие в общественной жизни (выступал в прессе, на митингах, был участником,  так называемой Межрегиональной депутатской группы).

Из биографии Афанасьева видно, что он занимал очень важные посты на идеологической работе в различных коммунистических организациях (например, был членом редколлегии журнала «Коммунист», важнейшего идеологического органа КПСС). То есть он был  истинным коммунистом, последовательным марксистом, борцом за дело партии коммунистов. Более того, он обучал марксизму молодёжь, читал лекции и т.п.

Однако в конце 80-х  Ю.Афанасьев  кардинально поменял свои взгляды. Вот, что он писал:  “Изменить  отношения собственности можно только кардинально: отдать  землю, предприятия, бытовое обслуживание, торговлю и т.д. в руки тех, кто работает в этих сферах” (Ю.Афанасьев, журнал “Столица”, № 1 за 1990 г., стр.3).

 Сегодня, читая эти призывы, эту критику  общенародной собственности, диву даешься - неужели этот уважаемый ученый не понимал, что  так называемый переход прав собственности “в руки  тех, кто работает  в этих сферах” обязательно обернется  захватом этой собственности немногими, многократным переделом этой собственности с обязательным криминальным уклоном,  разбазариванием собственности вплоть до ее уничтожения.

Проанализируйте, г-н Афанасьев,  современную структуру собственности и ее реальных владельцев. Полагаю, сегодня практически любому  исследователю ясно, что “те, кто работает в этих сферах” уже никакими собственниками не являются.  Всего за несколько лет, активно используя Вашу, г-н Афанасьев, “теоретическую” поддержку, народ  был  полностью  лишен  не только собственности, но и права пользования ею.

Ничего другого при капитализме и быть не могло.  Тот самый собственник - государство, -  которого Вы так усердно критиковали, был заменен другим - небольшой кучкой новых собственников, создавших себе  такие общественные институты, которые почище любого бывшего государства приспособлены для обирания  граждан.

Но самое страшное, что  взамен бывших отношений  труженик - государство, которые Вы образно назвали “поводком” (“Все у государства на поводке”, - писали Вы), возникли такие “поводки”,  страшнее которых и быть не может: идеологические, экономические, полицейские, бандитские и др.  И теперь хотя бы раз в месяц получить зарплату - вот счастье-то.

Таким образом, Юрий Афанасьев явился одним из тех  авторитетных в тот момент учёных, которые выступили с откровенно предательской по отношению к  делу всей своей жизни (и  к тому делу, которого от них ожидал народ) идеологической позицией.  Они превратились в идеологов нарождающегося капитализма, в людей, оправдывающих буржуазный строй, внедряющих в сознание людей новую «либеральную» идеологию. Они фактически подняли знамя «буржуазного либерализма»,  благодаря идеологическому воздействию которого все эти 20 лет  и происходит одурачивание и оболванивание людей.

Но вот, эфир «Эхо Москвы» 6.01.2012. И что я слышу? Ю.Афанасьев всерьёз говорит о засилье олигархов,  о небольшой кучке людей, захвативших сырьевую ренту (Извините, цитат дать не могу, так как текст передачи ещё не опубликован).  Афанасьев говорит о необходимости смены руководства страны, о политическом застое и т.д.

И даже верный анализ ситуации с митингами  дал. Не в требованиях снять Путина, говорит, суть дела. А в том, что разношёрстная толпа на митингах – это люди, почувствовавшие на себе гнёт капитализма, бесперспективность своей жизни. "Люди увидели обречённость своего существования"

Неужели, думаю, опять к марксизму потянуло, вспомнил профессор науку? 

Ан, нет, ошибся я.  Антикоммунистом был, им и остался. Почему? Да потому, что  взгляды его на частную собственность никак не изменились. Всё, что он предложил, есть абсолютнейшая чушь и примитивнейший идеализм. Ну, например, он предложил сырьевую ренту распределять на каждого жителя страны. Обеспечить доступ каждому к сырьевой ренте. "Природную ренту всему народу", "организовать свободный доступ" всему народу к природной ренте.

Я тут же вспомнил мошенническую схему,  применённую известной в 90-е годы финансовой пирамидой  «Гермес». Они предлагали каждому купить  реальную нефть в любом  количестве. Такой вот фьючерс на нефть. На бумаге, конечно. И люди верили, шли, покупали "нефть". Не понимая, как они будут её использовать, что они будут с ней делать. Одним словом – хохма.

Говоря о проблемах и недостатках в России, Афанасьев ни слова не говорит о том, почему они появились, он просто не понимает этого. Он сетует, что "в 91 г. отсутствие ясности относительно перспектив... как раз и привело... к поражению демократического движения".

Не понимает г-н Афанасьев, что именно его призывы к введению частной собственности  способствовали появлению той самой "маленькой кучки людей, овладевших природной рентой".

Не "отсутствие ясности относительно перспектив..." привело к поражению демократического движения, а лозунги и призывы к введению буржуазной демократии и частной собственности. Благодаря таким профессорам-идеологам как г-н Афанасьев в России и установился режим буржуазной диктатуры. Ибо ничего другого при безраздельном господстве частной собственности и быть не может.

Как и раньше, он не понимает сути частной собственности, не видит того, что именно она и является тем фактором, благодаря которому кучка людей и овладела природной рентой.

На самом деле, Афанасьев не понимает даже того, что уже сейчас часть  природной  ренты перепадает народу (в виде пенсий, социальных пособий и многого другого). Просто вопрос стоит о том, какова эта часть?

Заканчивая, хочу обратить внимание на то, что с развитие капитализма появилась и  та часть интеллигенции, которая готова идеологически защищать его основы.  Они будут «вскрывать» недостатки, «бороться» с «вертикалью власти»,  будоражить народ «либеральными» призывами к свободе.  Но никогда не скажут правду о частной собственности, о её сути, о том, что именно в ней и кроются все эти проблемы.