Самашки

Саид-Хасан Кацаев
1

Лю И-Цин (403-444). «Новое изложение рассказов, в свете ходящих».
Сюнь Цзюй-бо приехал к больному другу. В ту пору случилось на область нашествие хуских разбойников. Друг сказал Цзюй-бо: «Мне время умирать, а вы уезжайте». Цзюй-бо ответил: «Я так долго ехал, чтобы быть рядом с вами, а вы отсылаете меня! Попрать долг ради спасения жизни? Не таков Цзюй-бо!» Явились разбойники. Пришли к Цзюй-бо, спрашивают: «Нас большое войско, вся область разбежалась; и дети, и старики, и женщины. Как же ты, мужчина, решился остаться?» Цзюй-бо сказал: «Друг мой болен. Я остался подле. Я пусть умру, а он будет жить». Разбойники сказали: «Люди, не ведающие долга, вторглись в царство долга». Они повернули войска и ушли восвояси. Область получила мир.

2

ХХ век. 1995 год. Чечня. Селение Самашки осаждено русскими войсками.
Если бы они обладали хоть сотой частью доблести и человечности древних китайцев, которых сегодня считают дикими, в Самашках не случилось бы не раз сотворенное там русскими войсками.
Классическим примером тому является произведение Л.Н. Толстого о кавказской войне, показывающее истинное лицо русской армии. В рассказе «Набег» он повествует о судьбе старика-чеченца, оставшегося в селе после его захвата.
– Почему ты один остался, когда все покинули село? – спросили его. – Разве ты не боишься русских?
– Джигиты пошли драться с русскими, а я старик. Что мне русские сделают? – ответил он.
Его связали, как мешок привязали позади седла и увезли. Он был необходим для обмена пленных.
И в нынешней войне было задержано много ни в чем не повинных людей, чтобы обменять их на своих солдат или заполнить ими фильтрационные (конц) лагеря.
Как их винить в том, что они жестоки к чеченцам, которых считают своими врагами, когда даже не подбирают трупы своих солдат, брошенных на Чечню, валяющихся по всему Грозному и пожираемых бездомными собаками?

3

Рассказ боевика из Самашек.
В бою с российскими войсками при взятии их села погибло 300 мирных жителей и 70 боевиков. Ни один из них не был удостоен ни ордена, ни медали. И ни один представитель правительства их не посетил, и никому нет до них дела.
А медали… продаются на базаре…