На рыбалку с Чеховым

Владимир Лях
      Когда-то мне довелось учиться в одном из интереснейших южнорусских приморских городов – Таганроге, который вполне можно считать музеем под открытым небом. В исторической судьбе Таганрога, так или иначе, принимали участие три русских императора. Основан город был в 1698 г. Петром I, как военно-морская база и крепость на Азовском море. Однако стратегическим замыслам Петра в этом регионе не суждено было сбыться. Таганрогскую крепость  разрушили, как говорится, своими руками  по условиям Прутского договора.
    Вторым своим рождением Таганрог обязан императрице Екатерине Великой. В 1774 году она подписала Указ, по которому повелела: «Таганрог крепостью не считать и обратить его в торговый город». Через полвека, точнее в 1825 году, император Александр I выбрал Таганрог местом своего пребывания, где волею судьбы преставился 1 декабря того же года.
      В этом городе 29 января, в далёком теперь уже 1860 году, родился Антон Павлович Чехов, замечательный русский писатель и драматург. Он провёл в Таганроге девятнадцать лет, из отпущенных ему судьбой сорока четырёх лет жизни. 2004 год в связи со столетием смерти великого русского писателя, был объявлен ЮНЕСКО годом памяти Чехова и широко отмечался.
       Родной город всегда присутствовал в воспоминаниях и творчестве Чехова. Антон Павлович стоял у истоков всех культурных начинаний Таганрога того времени. Городская аптека, краеведческий музей, библиотека, общественный сад и, наконец, замечательный памятник основателю города Петру I работы знаменитого скульптора
М.М. Антокольского. Всё это появилось при заинтересованном и активном участии классика русской литературы Антона Павловича Чехова.
       Однако, мало кому известно, что Чехов на протяжении всей своей жизни был истинным поклонником и энтузиастом рыбалки. Вот что писал на этот счёт его двоюродный брат, Алексей Долженко: «Будучи уже гимназистом, Антоша очень любил ловить рыбу. На ужение мы ходили в Таганрогскую гавань. Обычно было нас четверо: Чеховы – Антон, Николай, Иван и я. Ловили мы преимущественно бычков. Антон умел добиваться удачной ловли. Он изобрёл специальные поплавки, изображающие человека, у которого руки поднимались и опускались во время ловли рыбы. Это указывало на то, какого размера рыба попалась на крючок. Если человек в воде по пояс, значит, попалась небольшая рыбка, если по плечи – то средняя, если с головой и руки подняты вверх, то значит, крупная, и её нужно вынимать умеючи. В таком случае Антон нам не доверял и вынимал сам. Поплавки он делал из особого дерева, похожего на пробку, которое брал у местных рыбаков. Отправляясь на рыбную ловлю, мы брали с собой сковородку и всё необходимое для стряпни, а иногда Антон захватывал своё любимое сантуринское вино. Такая обстановка рыбной ловли особенно нам нравилась, и мы обставляли дело так, чтобы об этом не пронюхал Павел Егорович (отец А.П. Чехова). Уничтожив часть пойманной рыбы, мы, отправляясь, домой проходили мимо порта.
       По дороге нам нередко попадались орехи или рожки, высыпавшиеся из провозимых на телегах мешков, которые уличные мальчишки прорезали на задних возах. Мы набивали себе карманы и, довольные, продолжали путь до Каменной лестницы, которая ведёт в город».
      Вполне возможно, что именно те самые толстые и тонкие детские поплавки и были своеобразным прообразом  будущего рассказа А. П. Чехова «Толстый и Тонкий». А вот, некоторые высказывания самого А.П. Чехова о своём увлечении   рыбной ловлей: «Чудесное занятие! Вроде тихого помешательства. И самому приятно, и для других неопасно. А главное, думать не надо: Хорошо!». «Поймать судака – это выше и слаще любви». «Я думаю, что многие произведения русской литературы задуманы за рыбной ловлей». «В моей бедной душе до сих пор нет ничего, кроме воспоминаний об удочках, ершах и вершах».
       Давайте и мы с Вами проделаем путь юного Антоши и отправимся в Таганрогский порт за бычками, что не раз приходилось проделывать   мне в пору студенчества, особенно когда заканчивалась стипендия. Тем более  что мой родной посёлок Седово тоже расположен на берегу Таганрогского залива и все тонкости здешней рыбалки мне были знакомы с детства.
     Бычки – донная прибрежная рыба. Сравнительно небольшая  рыбка имеет продолговатое тело, большую широкую голову, близко расположенные друг к другу глаза, два верхних плавника (один из них обычно с костяными лучами), а снизу – подобие присоски, возникшей  от срастания брюшных плавников. Бычок образует много видов, наиболее распространенных в Чёрном и Азовском морях, но вообще существующих повсеместно. 
      Ловят бычков поплавочными, донными удочками, различными другими снастями. Приманка – креветка, кусочки лиманного червя или рыбы, в том числе и самого бычка. В достаточно пресном Азовском море применяют и обычных навозных, и земляных червей.   Самая  добычливая ловля происходит в море с лодок. Местные рыбаки знают расположение всех каменистых участков  акватории Таганрогского залива и успешно ловят на этих местах.
      Мы же с вами, говоря словами А.П. Чехова, «за неимением гербовой будем писать на простой», просто спустимся по Каменной лестнице и, как юный Антоша Чехов, пройдём по набережной в сторону морского порта. Территория порта закрыта, и мы остановимся на пристани яхт - клуба. Глубина в этом месте приличная, непосредственно у стенки причала достигает более четырех метров. Ловят здесь любопытным способом, на так называемые «коромысла» и «кольца», эти приспособления  мне не приходилось видеть в других местах
     С насаженной  на крючки наживкой, эта нехитрая, но испытанная временем добычливая снасть опускается прямо у стенки причала на дно и время от времени проверяется. В зависимости от концентрации бычка время между подъёмами редко  превышает  несколько  минут. Эта ловля больше похожа на нудную работу  и,  чтобы сделать рыбалку более интересной и увлекательной, я обычно ловил  на самодельную  донку с небольшим грузом  и двумя длинными крючками  Поклёвка бычка почти всегда резкая, хорошо различимая, а нередко бычки ловятся сразу на несколько крючков. Причём, чем крупнее рыба, тем аккуратнее она берет наживку, как бы тянет. Если наживка кончается, ничего страшного, в ход идёт нарезка пойманного бычка или рыбной  мелочи.
       Примерно так же, хотя и с небольшими вариациями, ловят бычков и в других местах Таганрогского залива, например в Седово. Чехов, правда, там не бывал, но и в этом месте  бывшего Миусского округа с центром в Таганроге, его считают своим земляком.
     Будь то в Таганроге или в Седово, без улова вы не останетесь и сможете оценить не только красоту южного моря, но и чудесные кулинарные качества жареных на подсолнечном масле азовских бычков. А для большей исторической достоверности попробуйте, как юный Чехов, запивать это неординарное блюдо хорошим белым сухим вином.