Новая школа...

Геннадий Никишин
Сегодня уже мало что напоминает о том времени, когда в центре нашего рабочего посёлка Марьинский стояло это красивое и заметное здание. Наш посёлок разрастался, стали закрываться дальние лесные деревушки, и их жители устремили взгляды в сторону Марьинского.Поближе к цивилизации. Посёлок тянулся на добрые километры: посреди Марьинского проходила дорога, к которой подходили дома. Кругом стена леса. После войны к посёлку прирос 105-й лесоучасток, который тоже быстро обжили люди...«Красный уголок» с библиотекой, где появился самый первый телевизор, клуб с киноустановкой, но главное – магазины и школа. Даже самые упрямые не выдерживали и перебирались в посёлок.

К нашему переезду местный завод ещё продолжал работать, и нам в Думиничи, где мы снимали квартиру, передали, нужен электрослесарь. Отец к тому времени успел набраться опыта в самых разных профессиях. А в посёлке пришлось начинать кузнецом. Здание, прокопченное с пола до потолка, стояло на краю пруда. Возле дверей кузницы всегда было многолюдно, я впервые увидел, как подковывают лошадей. Груда железа напоминала о том, что в кузнеце всегда бывает жарко.

Посёлок увеличивался, пришла пора подумать и о новой школе. Старая в две классные комнаты уже не вмещала всех желающих, и мы учились в две смены. В третьей комнате жила супружеская пара Бочаевых, для многих Иван Васильевич и Тамара Романовна были первыми учителями. Похожие на сказку уроки, мы редко засиживались за партами и, выбрав хорошую погоду, отправлялись в ближайший лес или на поляны Жирного луга. Провести уроки в зимнее время становилось всё сложнее... Старое здание и ветхие стены уже не держали тепло. Школу ремонтировали, утепляли завалинки, две печи из кирпича не прекращали работу ни на минуту, но мало что помогало. Здание школы устояло даже в годы войны.

Мы сидели в накидку, уроки укорачивали, нам кипятили чай в большом титане, который мы с большим желанием выпивали на большой перемене. Навсегда запомнились коллективные посадки молодых деревьев, за которыми мы отправлялись в соседнюю деревню Речица. Мы поднимались на самую высокую точку деревни, и наши учителя начинали рассказ. Какой Речица была до войны, какую трагедию принесли на её улицы гитлеровские каратели. В некоторых местах пустые кирпичные коробки напоминали, что здесь жили люди. Даже прошедшие годы не смогли скрыть следы пожаров, на стенах были заметны выщербины от пуль. Густые заросли бузины…Площадь, на которой стояла двухэтажная средняя школа. Сейчас на этом месте возвышается рукотворный памятник в память о тех, кто был казнён в ту январскую ночь 42…
Строительный материал для новой школы начали завозить среди зимы. А вот с местом долго определиться не удавалось. Предложений было много, но остановились на одном: центр посёлка. Рядом автобусная остановка, магазин, клуб, медпункт. Когда все вопросы по строительству были решены, известный всем мастер Андрей Михайлович начал создавать бригаду плотников из окрестных сёл. Сам ходил и разговаривал с каждым, и к весне на территории бывших огородов выросли первые венцы из пахучей ели.

Срок был короткий – сдать школу под ключ уже к началу первых занятий. Практически все работы выполнялись вручную. «У нас будет новая школа!» Это событие было главным, событие, которое хотелось ускорить, самому приложить к нему руки. Мы, мальчишки, тоже не оставались в стороне. Хотя по правде сказать, от нас была небольшая польза.

Здание школы рождалось на наших глазах. Мы уже знали, что школа будет представлять собой букву «г», что большинство окон будет смотреть на восток. Пять комнат с высокими потолками, где всегда будет тепло и светло. Мы были уверены, что будет именно так. Территория позволяла отстроить на ней маленький спортивный городок, где будут самые разные площадки: волейбольная, баскетбольная, тут же ямы для прыжков, турники, гимнастические кольца…

Но для этого надо было ещё много приложить сил. А сроки поджимали. Узнав, что к нам будут ходить ребята из соседней деревни, решено было к уже намеченным классам пристроить ещё три. Для этих целей из дальнего рабочего посёлка, который опустел, перевезли сруб школы, и работы прибавилось.

Нам нравилось приходить на место стройки и наблюдать, как мечта многих мальчишек и девчонок превращается в реальность. Мы даже испытывали гордость, что рядом с нами живут люди, которые способны на такой подарок. Что теперь к нам зачастят учителя из других районов и городов. Так и случилось. Почти ежегодно к нам кого-то направляли. Это были в основном молодые девочки – выпускницы педагогических училищ. Но среди них были и опытные педагоги, которые уже успели поработать в школе. Фроловы, Капраловы, В.А. Пронин. Василий Алексеевич прошёл войну, был награждён медалями, и мы считали, что нам крупно повезло. Вскоре после его прихода в школе был организован патриотический клуб имени Зои Космодемьянской. К нам на уроки мужества стали приходить местные жители, кто прошёл войну трудными солдатскими дорогами.

 Надо отметить, что такие ветераны были почти в каждой семье. Мы узнавали историю Великой Отечественной по их рассказам, много литературы на эту тему было и в школьной библиотеке.
Когда-то напротив школы была братская могилка с захороненными красноармейцами, но их решено было перезахоронить. Нас убеждали, что это правильное решение, за большой могилой легче ухаживать, но мы считали, что это не совсем верно. Нам хотелось не просто приходить и возлагать цветы к подножию земляного холмика в какие-то праздничные даты, но и проводить поиски. Откуда родом эти парни, где учились, откуда ушли на фронт…

С открытием новой школы многое изменилось в облике самого посёлка. Многие из нас первые представления о будущей профессии получили именно в школе, в стенах мастерской, где мы учились работать по дереву и железу. Среди наших односельчан было немало добрых и отзывчивых людей, примерных специалистов, на которых нам хотелось быть похожими. Наша школа представляла собой одну большую и дружную семью. Много цветов, аллейки из деревьев лиственных пород, а потом появился и свой яблоневый сад…

 Когда кто-то из нас долго отсутствовал и приезжал в отпуск, первым делом он спешил в школу. Мы знали друг о друге всё. И этому нас тоже научила наша школа. Вечера, встречи, свидания с любимыми, которые мы тоже назначали возле школы...Такое в памяти откладывается навсегда...