Эминеску и Индия

Валериан Чобану
Эминеску, Индия и мы...

В моей голове среди множества ключевых слов для этой статьи, одно время звучали казалось бы детские и сказочные слова: слон большой и золотой да маленький теленок, ива, бамбус...
Среди литературных героев - воротились почему-то слова: юная цыганка, прекрасная цыганка и утренняя звезда.
Из множества литературных героев лишь единицы брали бессмертие, получив звучание “вечных”. Кто знает, как далее сложиться их судьба?
Помним ли мы Кармен французского писателя Проспера Мериме(1803-1870) или героиню одного раннего романа Мирчи Елиаде – Майтрей? Конечно помним!

И вот, свыше полувека назд приходит в Бухарест некая Амита Рай из Индии. Она остается очарованной от стихов “Сe te legeni...” то есть,   “Что ты лес качаешься...”, которые заставляет её обратить внимание на творчество поэта Михая Эминеску. А по возвращению на родину, то есть в Индию, печатает статью Тагор в Румынии. Затем следуют статьи о культуре Индии и румынской литературе. Она в течение многих лет переводит из произведений Михаила Садовяну, из Себастьяна, Иона Лука Карджиале, Сореску и Станку. Но, её основное внимание обращено к творчеству поэта, который написал строки: что ты лес качаешься, то есть, к Эминеску.

Прочитав её многочисленные интервью и диалоги узнаю что, Эминеску был магнитом который притягивал ее к Румынии и на самом деле Амита Босе (имя в оригинале  Amita Bhose ), вернулась в 1971 году в Румынии ради Эминеску и румынской культуре в которой она нашла жемчужину дороже всего остального.
И в эти годы она пытается лучше понять, что связывает румынского народа с Индией.
Amita Bhose осталась в Румынии среди румынского народа ( ныне, в 2012 году – самого огорченного в мире), для того, чтобы жить почти в ниществе, на небольшую зарплату професора Бухарестского Университета, оставив в Индии несколько владений и других её богатств. Она оставила, как мы уже знаем, несколько исследованиий, среди которых выделяется: Эминеску и Индия, Литературная проза Эминеску и индийская культура и мышление, Записки  из моего отрочества и многие другие, которых не перечислю сейчас, а остановлюсь лишь на двух звездах мировой литературы – Эминеску и Тагор.

Оба поэта были рождены почти в одно и то же время – 19-ом веке!
Амита нашла удивительные сопоставления и общие черты в творчестве этих двух поэтов.
Не случайно однажды Тагор спросил: “а почему так много грусти (горя) в такой маленькой стране как Румыния?" Я бы добавил сюда и нашу Молдову, ибо она не за горами, а только через реку Прут.  И Амита искала ответа на этом вопросе.
Прежде всего она пыталась разобраться в жизни двух поэтов, разных, и в то же время – таких похожих! Оба – национальные поэты. Один румынского народа, другой народа Индии, страна которую можно сравнивать с целым континентом, с той же Европой скажем, или с Южной Америкой...
Поэты жили в  одну и в ту же эпоху, но на большом расстоянии друг от друга. Тагор рожден в 1861 году, как раз черз 11 лет после Эминеску, звезда которого появилась на небосклоне 15 января.
Но, Тагор прожил до 1941 года и таким образом индийский поэт стал свидетелем горечи потерь времен двух мировых войн. А Эминеску, всё что увидел Тагор, не видел, но ему было достаточно и того, что произошло до его рождения: события в Ardeal, Arges, Baiazid I Ildirim, Bastilia, Brahma, Fanar, 1812 год и Iuda,  всё ему были известны. И прожил он почти столько, сколько художник Аурелиу Даид.
Кстати, человеку этому удалось передать образ поэта через дерево.
Следует также напомнить что автор такого образа Эминеску родился позже, в 1935 году в день когда трагически ушёл из жизни его отец – Александр Давид, сотрудник газеты “Кувынт молдовенеск”(Кишинев).
В 1955 – 1960 годах в Москве будущий художник учился в Институте им. В. Сурикова. И в 1984 году 18 июля уходит из жизни в  своем ателье художника из того же Кишинева, не успев сделать наверно очень многое. Художник ушел рано, как и поэт Эминеску.
Прожил бы Эминеску  столько, сколько Тагор, что было бы?
А это уже дело вашего воображения. А мне бы расскрыть связи и общие черты двух поэтов. Лучше Амиты Бош мне этого не сделать сейчас, да и позже вряд ли, ибо я не родился в Индии, а в Советском Союзе, как и многие из вас.
Напомню лишь то, что Эминеску написал о Индии в своих произведениях, в том числе и в поисках Шахеризады в Боге и человеке, в других произведениях...

“In padurile antice ale Indiei cea mare
Printre care, ca oaze, sunt imperii fara fine
Regii duc in pace-etena a popoarelor destine
Inchinind intelepciunei viata lor cea trecatoare.”

И ещё напоминаю, что 15 января он родился. Не в Индии, а в Европе, недалеко от места где и я живу, в 170 километров не более...