Пластика любовных переживаний

Людмила Береснева
 Ковент-Гарден. Фото автора.
 
 Когда я готовилась к поездке в Англию, я хорошо представляла, что я  обязательно хочу посмотреть, где непременно побывать. Давней моей мечтой было посещение знаменитого  театра Ковент-Гарден.
     Улетали мы в начале ноября из холодной, приготовившейся к зиме Москвы, ожидая встретиться с туманным и дождливым Лондоном, а он неожиданно обрадовал нас теплой и солнечной погодой.
     В один из дней, который начался посещением Британского музея и Национальной  галереи, мне предстояла долгожданная встреча с Ковент-Гарден, где вечером давали балет «Манон» на музыку Ж. Массне.  Времени до начала спектакля было еще достаточно, и от шумной Трафальгарской площади мы отправились пешком к театру. Вдруг набежали дождевые облака, и дробно по отполированной булыжной мостовой забарабанил короткий дождь. И о чудо! Над Лондоном вспыхнула двойная радуга!
Глаза отказывались верить, что такое необычное природное явление может быть.
     Увы, чудо так быстротечно… Неожиданно радуга растворилась в чернильных сумерках надвигающейся грозы, которая нас загнала  в уютный ресторанчик, где мы решили заказать традиционный в это время дня для англичан чай five o clock.
     И вот на нашем столике появилась большая деревянная шкатулка, и нам предстояло выбрать из многих  сортов чая
тот, который  мы предпочли бы.
    Наконец мы определились и с сортом чая, и с угощениями к нему, и были приятно удивлены, что нам не пришлось  долго ждать: тут же  на серебряных подносах появились  белые узкие заварные чайники, молочники, чашки, а на «этажерке» расположились «пальчиковые сэндвичи», тикейки -  жареные булочки с изюмом, пирожные.
     Первая чашка чая была восхитительна, особый аромат ему придавали нераспустившиеся почки чайных листьев – типсы. Понять же, почему сэндвичи назывались «пальчиковыми», оказалось с помощью догадки невозможно – это были треугольники или кругляши  из белого хлеба, на которые  положен тончайший слой соленого сливочного масла,  кусочки очищенного огурца, ломтики лосося, и все это покрывается сырным кремом с зеленью.
     Мы отметили, что в русском чаепитии обильное угощение затмевает вкус чая, а в английском чувствуешь, что самое главное – это ароматный чай!
     Пирожные решено было запивать  традиционно английским чаем с молоком.  Действительно, англичане правы: молоко придает чаю неповторимый вкус!
     Когда мы вышли из ресторана, дождя уже не было, и мокрый асфальт празднично блестел в вечерних огнях города.
     И вот перед нами на  Боу-стрит  предстало белокаменное здание театра, ярко освещенное огнями. В первый момент я поразилась, как  Ковент-Гарден своей классической архитектурой похож на Большой театр:  портик с колоннами, двускатный фронтон – вот только нет знаменитой квадриги, управляемой Аполлоном.
     Да это просто обман зрения -  желание увидеть в неизвестном черты давно любимого. Конечно, архитектура  этих двух театров своеобразна и неповторима, хотя их судьбы в чем-то схожи: оба несколько раз горели, вновь возрождались, чтобы дарить людям радость, восторг.
     Перед зданием театра - скульптура балерины. Ее фигура напряжена, она завязывает пуанты, и, кажется, еще мгновение – и она, волнуясь, выпорхнет на сцену.
     К театру через галерею примыкает небольшой магазин, где можно купить книги, диски, фильмы, ноты… – одним словом, все, что связано с мировым балетом и оперой.
     Понятие билетные кассы в  Ковент-Гарден совсем иное, чем в России. Доступные для общения менеджеры по продаже билетов мгновенно на компьютере покажут вам репертуар ближайших спектаклей театра и схему свободных мест, их стоимость в партере, ложах, амфитеатре.
     Кто не знает, что «театр начинается с вешалки»? Но о вешалке в Ковент-Гарден нужно сказать особо: она автоматизирована. Гардеробщица, одетая в специальную форму, в которой присутствуют цвета национального флага Великобритании: синий костюм с белым воротничком, а на шее - красная косынка, нажимает на кнопку пульта, и около нее оказывается свободная вешалка, на которую аккуратно вешается ваша одежда, а в специальные пакеты укладываются  зонты.
     Из просторного, сияющего зеркалами фойе ажурно украшенная лестница ведет в зрительный зал. Сердце в восхищении замирает от золотых и пурпурных красок интерьера, залитых ярким светом люстр и бра. Зрительный зал   Ковент-Гарден напоминает по форме подкову, он вмещает 2.250 зрителей. Партер окружен четырьмя рядами лож и балконов, над которыми возвышается амфитеатр.  Удивителен  багровый занавес, на котором золотом выткан лев, увенчанный короной и единорог, держащие герб Великобритании, а внизу занавеса сияет монограмма королевы Елизаветы Второй – ER. Титры, проецируемые на экран над авансценой, сообщили зрителям, когда был поставлен балет «Манон» на сцене Ковент-Гарден, имена хореографа и ведущих артистов этого спектакля.
     Когда-то давно, на первом курсе университета, прочитав книгу аббата Прево «Манон Леско», я была внедоумении: неужели так преданно, самозабвенно можно любить легкомысленную, бессердечную, коварно-авантюрную, хотя и красивую женщину, так легко предающую верно любящего  ее человека. Я искренне сочувствовала кавалеру де Грие, охваченному любовной страстью, перед которой он был бессилен.
     Интересно, как эту историю беспредельной, всепрощающей любви и женского коварства можно воплотить в балете?
     Балет «Манон» драматичен, в нем сложная хореография. Чувствуется, что постановщик  – Кеннет МакМиллан не избежал влияний русского классического балета. Безусловно,  английский балетмейстер желал постичь великую тайну женского характера, сотканного  из противоречий.  В трактовке МакМиллана Манон, хотя и порочна, но душа ее страдающая, ей многое можно простить, потому что она умеет чувственно и безрассудно любить.
     Музыка балета – гармонично подобранные отрывки из многих произведений Массне. Эту сложную аранжировку создали  Л.Лукас и Х.Гонт, которые использовали фрагменты из 13 опер французского композитора, в том числе из «Сида», «Керубино», «Золушки», «Дон Кихота», из ораторий, песен, сюит для оркестра «Драматические сцены» и «Живописные сцены», но не взяли ни одной музыкальной строки из его известнейшей оперы  «Манон».
     Кульминация балета «Манон» - это адажио Дженифер Пенни и Энтони Доуэлла на музыку знаменитой «Элегии»
Массне. Сюжетно она передает душевное смятение де Грие, готового оставить Манон и принять сан священника, но все-таки любовь к Манон побеждает, и он остается с ней. Танец дуэта покоряет грацией, утонченной пластикой, передающей сложные любовные переживания героев. А музыка Массне  - огненность, порывистость вновь вспыхнувшей страсти.
     Финал балета трагичен: когда казалось, что счастье так близко, наконец  возлюбленные будут неразлучны, Манон погибает.
     После балета публика долго и благодарно аплодировала артистам, доставившим радость - прикоснуться к прекрасному.
     Мы  молча шли по тихой Боу-стрит, нам не хотелось ни о чем говорить, потому что наши сердца как будто хотели бережно  и надолго сохранить красоту увиденного и прочувствованного.