СМЕХ

Геннадий Пастернак
Ничего не знаю про то, как смеялся Гомер, но моё скудное представление рисует гомерический смех, как смех истеричный, безрассудный, источник которого не соответствует и, как правило, не заслуживает его проявлению. Вот несколько примеров.
     - Напомню академического преподавателя генерала Миловидова, человека такого жеманно-манерного склада.  Если его не слушать (что мы и делали, так как его предмет для спецотделения был факультативным), а только смотреть на его изящные жесты и перемещения за кафедрой, то это просто балерина в генеральской сапогах…
        Старшина курса майор Лобанов готов осуществить перманентную процедуру встречи преподавателя у дверей аудитории. Сначала всё шло по испокон заведенному сценарию, как вдруг в конце Лобанов, обернувшись лицом к аудитории, вместо отбойной команды «товарищи слушатели!», во всю мощь гаркнул: «Здравия желаю!!!». Момент комичный, но не настолько. Однако генерал, схватившись за живот медленно осел на пол и начал по нему кататься, захлёбываясь смехом;
     - Государственные комиссии по испытаниям новой техники частенько возглавляло руководство академии БТВ. Однажды роль зампреда была возложена на генерала Карпенко, представительного, высокого, степенного человека, который в целом весьма удачно цементировал разночинный состав комиссии, состоящий из, примерно 20-ти человек: военных разного ранга и представителей разработчиков.
     Его неспешная, интеллигентная манера проведения заседаний скрадывала зачастую нервозность сложившихся ситуаций, всегда сопутствующих большим испытаниям: кто-то во время не приехал, у машины обеспечения отказал генератор, чего-то не привезли и т.п.
     Испытания подходят к концу, в комиссии строго распределены роли по написанию итогового отчета, ответственные за разделы благополучно отчитываются. Дело доходит до отчета по контрольно-поверочным машинам, где ответственным назначен представитель Красногорского оптико-механического завода Г.М.Гудзенко, которому, как выяснялось, не представлено  от ведущих исполнителей практически никаких материалов. Не повышая голоса, в своей манере, Карпенко предлагает ответственному «последовательно в….ть всех ведущих и через неделю доложить». Несколько огорошенные несвойственным выражением зампреда, члены комиссии молчком разошлись – такое указание не могло быстро выветриться из мозгов.
     Через неделю Карпенко сразу подымает Григория Михайловича, ответ которого вызвал гомерическую реакцию не только зампреда, но и всех членов комиссии: «Я всех удовлетворил!»;
     - Посещение ведущих КБ представителями оборонного отдела ЦК КПСС не такая уж редкая процедура. А если это заведующий отделом или его зам, то при этом присутствует не только партийное руководство города, но и области.
     Вот такое обширное мероприятие где-то в середине 70-х годов прошлого века проходило на Курганском машиностроительном заводе, куда  были стянуты разработчики новой БМП, прежде всего двигателисты Б.Г.Егоров (Барнаул) и молодой заместитель Трашутина В.И Бутов. Заслушивает всех Д.Ф.Дмитриев (кстати, бывший ГК на одном из предприятий Тулы, как говорится человек битый, технически подкованный) – заместитель заведующего оборонным отделом ЦК КПСС..
      Дело зашло до заслушивания Бутова, представляющего совершенно новое конструкторское решение, стоящее вне существующих семейств двигателей (сейчас это двигатель 2В-06 на БМД-3), Дмитриев поинтересовался планами реализации: «Как скоро будет готова документация для производства опытного образца?».
     Ответ «пол года» вызвал у Дмитриева гомерический смех, на что Владимир Иванович быстро исправился на «год», после чего замзав упал на стулья и хохотал до удушья. Окружение чувствовало себя неловко.
     Потребовалось более десятилетия, чтоб этот двигатель так и с недостигнутыми характеристиками встал на новую БМД-3, а ныне, возможно дышит на ладан в связи с ожидаемой заменой на барнаульские двигатели семейства УТД на новых машинах.