Магнус Кнут Энкель

Улексия Миссосупова
Magnus Knut Enckell, 9 ноября 1870, Хамина — 27 ноября 1925, Стокгольм.
Финский художник и дизайнер, одна из ведущих фигур финских художников - символистов
Родился в семье викария в маленьком провинциальном городке в Восточной Финляндии, был младшим из 6 сыновей. Живопись изучал в Хельсинки (1889—1891). Первые свои работы молодой художник создаёт в традициях натуралистической школы, но затем первым из финских художников порывает с натурализмом.
В 1891 году Магнус уезжает в Париж, где поступает в Академию Жюлиана. Среди его преподавателей — Жюль Жозеф Лефевр и Бенжамен Констан. В этот период Энкель увлекается символизмом, большое влияние на него оказывают картины Пюви де Шаванна и Эдуарда Мане. Во время пребывания в Бретани, он пишет две картины: "Автопортрет" и «Портрет бретонской женщины».
Магнус подпадает под влияние мистицизма французского писателя, символиста и оккультиста, одного из основателей движения розенкрейцеров во Франции Жозефена Пеладана (Jos;phin P;ladan, 28 марта 1858, близ Лиона — 27 июня 1918, Нёйи-сюр-Сен). Он был в восторге от ренессанса и идеалистически - мистических идей Пеладана. У писателя Энкель позаимствовал андрогинный стандарт красоты, которую использовал в своих работах.
Идеи творческой самореализации и признание силы подсознания «подстрекали» художников-символистов знакомиться с теориями шведского теософа 18-го века Эммануила Сведенборга, увлекаться спиритизмом, читать стихи Шарля Бодлера и слушать музыку Вагнера. Нужно отметить, что символизм требовал от его сторонников глубоких знаний и начитанности.

Энкель, приехавший в Париж в 1891 году в Париж вместе с землячками Эллен Теслефф (Ellen Thesleff, 1869–1954) и Бедой Штерншанц (Beda Stjernschantz, 1867 – 1910), составил ядро финского символизма. Магнус стал лидером этой группы и популяризатором движения в Финляндии. Но, как показало время, у него не хватило националистических идеалов, возраста и конкретных целей.
Тем не менее, десять основных работ, созданных в 1892-1894 годы, заложили фундамент для его последующего творчества и финского символизма в целом.
В 1893 году Энкель вновь посещает Париж, спустя год он пишет «Пробуждение» (The Awakening, 1894). Эта картина является одной из самых сильных работ художника в плане рисунка и аскетизма цвета, художник использует строгие и прозрачные цвета, чтобы выразить духовную атмосферу. Приняв крайний аскетизм в обращении с цветом, Энкель ограничил свою палитру только различными оттенками серого и черного цветов, а также охры. Будучи искусным рисовальщиком, он уходит от цветовых эффектов, чтобы подчеркнуть линию рисунка.
«Мальчик с черепом» (1893) также является самой яркой символистской картиной Энкеля.
Первоначально художник изобразил двух обнаженных мальчиков, один из которых лежал на животе за черепом, пристально глядя на него. Позже он был закрашен (кстати, если присмотреться, то можно увидеть контуры фигуры второго мальчика). Мальчик, сидящий в пустом пространстве и рассматривающий череп, который он держит в руках – это стопроцентный символ, связанный с вековыми размышлениями человека над проблемами вечности.
Разочаровавшись в парижском мистицизме, художник в 1894—1895 годах совершает путешествие по Италии, посещает Милан, Равенну, Сиену, Венецию и Флоренцию, а затем уезжает в Швейцарию и Германию, где знакомится с работами Арнольда Бёклина.
Это были годы болезненных внутренних конфликтов художника, и в его работах этого периода выражено его отношение к самому искусству и жизни. Годы, проведенные за границей, привнесли в картины художника более широкий диапазон красок и оптимизм в темы.Многие источники пишут, что Энкель был гомосексуалистом, и это нашло отражение в его картинах, эротизм которых был связан с изображением обнаженных юношей.
Фантазия Магнуса
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/09/3193
Черные и белые лебеди
и луны небесные проруби -
озера ночного вневременность,
и деревьев - черные голуби.

С лирой Аполлон, что же видит он,
пламенную ночи фантазию?
Мириады в танце, звезд котильон
под сонет прекрасной Аспазии.

Ночь в вибрации и кружении,
музы - зеркала ночи озера,
черным - рифмы в струн натяжении,
белым льется ритмов молозиво...

Видится чудесное в будущем -
на флюидах страстных фантазии
к самому прекрасному, лучшему!
Быть Сократом рядом с Аспазией!?

Магнус Кнут Энкель.Фантазия.1895
Рутледж в своей книге «Геи и лесбиянки в истории» пишет: "Его романы с мужчинами не были достоянием обсуждения в прессе, но и не были опровергнуты самим художником. И все же он изображал голых мужчин и мальчиков откровенно эротично и чувственно. И надо отметить, что мужская нагота в его картины не выглядит невинной». На рубеже XIX—XX столетий Энкель порывает с символизмом, и его живопись приобретает яркие краски, характерные для постимпрессионизма. Примером такой красочной палитры может служить серия «Купальщицы в темном».
Именно в это время художник обращается к портрету, которым будет активно заниматься всю жизнь. Как мне кажется, именно в портретах он выразил свой талант в чистом виде, без примеси всяких -измов.На рубеже XIX—XX столетий Энкель порывает с символизмом, и его живопись приобретает яркие краски, характерные для постимпрессионизма. Примером такой красочной палитры может служить серия «Купальщицы в темном».
Именно в это время художник обращается к портрету, которым будет активно заниматься всю жизнь. Как мне кажется, именно в портретах он выразил свой талант в чистом виде, без примеси всяких -измов.В 1907 году Энкель получает заказ на создание фресок для приалтарного придела в Соборной церкви Тампере. На гигантской картине размером 10 на 4 м художник изобразил Воскрешение из мёртвых и Вознесение на небеса представителей всех рас человеческих. В центре картины «Вознесение» изображены двое мужчин, которые идут, взявшись за руки. Эта деталь почему-то часто игнорируется искусствоведами.
Продолжает художник активно писать портреты.Энкель умер в Стокгольме в 1925 году, и его похороны превратились в событие национального масштаба. Художник был похоронен в своей родной деревне.
Использованы материалы блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post130604691/