Кузьма Петров-Водкин

Улексия Миссосупова
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск Саратовской губернии —15 февраля 1939, Ленинград
Козьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) - один из самых крупных и оригинальных русских художников первых десятилетий XX века. В его искусстве были стянуты в крепкий узел, казалось, далекие друг от друга художественные тенденции. Его произведения вызывали яростную полемику, страстные столкновения зачастую прямо противоположных мнений и оценок - от восторженных похвал до презрительных насмешек (в том числе и со стороны такого колосса как Репин). Это была личность сложная и в то же время цельная. Выдающийся живописец, непревзойденный рисовальщик, самобытный теоретик, прирожденный педагог, талантливый литератор, видный общественный деятель. Человек многосторонне одаренный. Художник, единственный в своем роде и типичный сын своего времени, с равным интересом писавший и русские иконы и вождя революции Ленина. Без пристального внимания к этим и некоторым другим аспектам фигура Петрова-Водкина - даже на нашем сайте - не может быть обрисована во всем ее своеобразии и художественной значимости.
Натюрморт с чернильницей Петрова-Водкина 2ЯС
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/10/20/2050
Блеск отражений.
Время - песок и стекло -
ссыпать и влиться.

Смысл выраженья
"сколько всего утекло"-
в каплях чернильниц.

Время спекает песок
в стеклокристаллы,
Стиль жизни прост и высок:
благ творцу - малость.

Яблоко, утренний чай -
завтрак "пилота",
образ взлетел невзначай -
красный конь, отрок.

Кони, иконы,
и богородиц глаза -
время рожденья.

Красное конниц.
Не отступая назад -
в глубь сотворений.


Петров-Водкин стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Отсюда и монументальность стиля, и сферическая перспектива, т.е., восприятие любого фрагмента с космической точки зрения, и понимание пространства как одного из главных рассказчиков картины.
Натюрморт с зеркалом Петрова-Водкина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/10/22/3069
Стол. Серебро и стекло,  окна зеркала,
начался день, и углы холста видимы...
"Совесть больная клюет жадно беркутом,
как все успеть, протянуть света нити бы?
Сыну помочь и себя не предать в боях
с красками, в бездну стихии зовущими,
преодолеть зовы тьмы и сосущий страх
перешагнуть и войти в миг растущего.
Райские кущи и тьма боли войн, потерь,
скачет России конь, плача иконами..."
Угол холста, скрипкой всхлипнет о прошлом дверь,
в "завтра" зовет шум открытыми окнами...

К.Петров-Водкин."Натюрморт с зеркалом".1919
Но уже в последние годы жизни Петрова-Водкина его искусство - в силу не всегда органичных и удачных попыток примирить в нем давно сложившийся характер живописи с предъявляемыми к ней жесткими требованиями - не находило достаточного общественного признании. После смерти художника его имя было вычеркнуто из советского искусства. В течение последующей четверти века о Петрове-Водкине, казалось, забыли, картины его почти исчезли из экспозиций музеев. Лишь однажды, в 1947 году в Санкт-Петербурге, была устроена небольшая выставка его рисунков.
Умиление
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2010/10/24/4394
Умиление - прикосновенье
к миру, чтоб люди стали добрее,
милосердие раздвинет стены
как спасения  проникновенность!

...Был он груб, говорят, неотесан,
и предвидел он смерть или счастье,
Горизонты скруглил оком-косами,
чистотой красок - силой всевластной!
Чистота красок, светом пронзенная,
хороводом и хором сияет,
высота живописи иконной
запредельно недосягаема.

Картина К. Петрова Водкина "Умиление злых сердец".
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - 24 октября (5 ноября)1878, Хвалынск Саратовской губернии —15 февраля 1939, Ленинград) http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post130534096/
"Он увидел, как земля закругляется по краям, ощутил планету как огромный живой шар и себя как часть этого шара. Тогда решил — наваждение. Теперь-то понимает: еще одна удача — озарение. Именно тогда он воочию увидел сферическую перспективу, о которой другие художники только робко толковали. Именно так и надо нарисовать небесный свод на новой картине — огромной круглой линией далекого горизонта." Елена Коровина, "Караван историй".

Однако истинное искусство рано или поздно получает признание и занимает свое место в Пантеоне национальной культуры. Для Петрова-Водкина это время пришлось на вторую половину 1960-х годов. В 1965 году в Москве энтузиасты устроили скромную по размерам выставку его работ в Центральном Доме литераторов. Спустя год Русский музей в Санкт-Петербурге, обладающий крупнейшей коллекцией картин и рисунков мастера, организовал ретроспективную экспозицию, имевшую огромный успех и показавшую истинный масштаб его искусства. Петров-Водкин сразу занял место в первом ряду русских художников XX века.
Мать К. Петрова-Водкина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/05/1926
Мать и дитя. Над просторами -
ветра и солнца торжественность.
Зелень, синь с охрою - хорами,
красное льется оркестрами.

Мать и дитя - образ святости,
мира неприкосновенности,
благость возвышенной радости,
дар жизни, сердца приветливость!

Мать и дитя - Богородица,
выжившая и в Гражданскую,
матерь Россия и Родина,
выкорми сына! Дай шанс ему

зло победить и все выдержать,
чтобы нести и любовь, и мир.
Поле поет, льет цветы межа,
мать и дитя - шар земной в любви!
 Появившаяся тогда же монография В.И.Костина впервые дала достоверный обзор и анализ его искусства. В целой серии статей разных авторов и в соответствующих разделах общих работ творчество Петрова-Водкина и его отдельные произведения стали объектом пристального изучения. Наконец, в 1970 году вышли новым изданием его автобиографические повести.
Два красных коня Петрова-Водкина
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/05/25/2198
Отрок и красный конь -
революции икона!
Красным угол икон
был на Руси испокон лет.
Красный стал - кровь-огонь,
пламя войны и поля,
прочь улетает конь
с отроком, скованным болью.
"Боже, сына спаси!
Я напишу иконы!"
Сферою перспектив -
новых икон каноны.
Боль в ликах богородиц,
но младенцам - спасенье.
"Думайте, что юродивый,
в творчестве - вознесение!"
Мир агрессивен - скалы -
пропасть, оскал смертей,
в ликах икон - усталость,
прочь неси, конь, скорей!

Теперь уже ни у кого, кажется, нет сомнений в том, что в лице Петрова-Водкина русское искусство имело мастера огромного масштаба, глубоко самобытного и оригинального, художника-философа, стремившегося понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности и глубине. Именно такие редкостные по самой природе их дарования люди более всех других продвигают вперед художественное познание мира.
Использованы сатериалы сайта - http://kozma-petrov.ru/