Евгений Онегин

Голованова Дарья
Нельзя думать о Евгении Онегине, как о человеке бездушном, черством, крайне эгоистичным и безразличным к чувствам других людей. Большинство из читателей, разумеется, восприняли его как холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее понять человека!.. Светская жизнь Петербурга не убила в нашем герое чувства, не лишила сердца. Красочная, с избытком увеселений, она лишь охладила в нем пыл к жизни. Как рисует нам автор, Евгений легко увлекаемый человек и, что, несомненно, нуждающийся в подобных увлечениях.  В противном же случае, если его сердце не находит увеселений или же устаёт от оных, молодой человек, который вкусил вне прелести и все возможные запреты светской жизни, начинает влачить свое бытье, как непосильную ношу. Евгения можно назвать эгоистом против собственной воли – ему все чуждо и скучно. Некоторые могут назвать его ленивым и абсолютно потерянным человеком. Не могу в этом не согласиться, ведь он делает многократные попытки к самореализации… и что же? Он вновь и вновь натыкается на препятствия – писать он не может, находя все темы для поэзии и прозы довольно обыденными и вовсе не интересными, читать ему тоже скучно – одни произведения для него абсурдны, другие же глупы до безрассудства, а в третьих полнейшая ложь. Но не могу не отметить, что наш герой все же был увлечен книгами в некотором роде. Ведь, если вы помните, то он с охотой цитировал английских философов, различные эпиграммы на латыни, которые несли в себе довольно мрачный юмор. Понять его сможет не каждый, и далеко не каждый даже попытается. Ведь, в мире полном красок, интриг и страстей мы привыкли видеть контингент более открытый, разговорчивый, возможно глупый и смешной. Все это не прельщает Онегина.
Евгений Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал и думал, чем говорил, и не всякому открывался. Многим его шутки и речи казались колкими и не лишены желчи, от чего он прослыл знаменитым своим угрюмым и недовольным видом. Саркастичный и острый на словцо Евгений не находил в обществе бесплодных страстей и мелочных развлечений себе достойных друзей. Озлобленный ум Евгения – это его наказание, но… озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с таким складом ума бывает недоволен не только людьми, но и самим собой…
Он не годится в гении, не рвется в великие люди, но бездеятельность и пошлость окружающей его жизни душат его. Он ведь даже сам не знает, что ему необходимо, чего ему самому хочется. Но он знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастливая самолюбивая обыденность.
Я пыталась доказать, что Евгений Онегин не является черствым и лишенным сердца человеком, что, как я считаю, мне удалось… Но! Я крайне деликатно обошла понятие «эгоист». Так можно ли назвать Евгения эгоистом? Но что же такое эгоизм вообще? Позволю вам напомнить (или же уточнить, как вам угодно), что эгоизмом нарекают поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда некий человек ставит свои интересы выше интересов других. Таков ли наш Онегин? Я бы, пожалуй, назвала его страдающим эгоистом. Его можно назвать эгоистом поневоле; в его поведении должно видеть то, что люди нарекают роком или судьбой.

Итак, наверное, мне стоит подвести итог. Я хочу сказать лишь одно – мне его искренне жаль. Он с довольно раннего возраста потерял интерес к жизни и погрузил себя в море безразличия и скуки, причем абсолютно добровольно. И я в этом нахожу некую связь, в том, что, когда он был еще юношей он не знал самого себя, не знал своих целей, истинных желаний, не знал стремлений своего сердца, не подозревал на что падка его душа; а когда, спустя много лет он видит молодую княжну, до недавнего времени сельскую девчушку, которая недавно признавалась ему в любви с искренним преданным взором, его сердце уходит в самые пятки. Вот ирония! И какая жестокая… но его история, история жизни Евгения Онегина, я полагаю на этом и завершилась. Он познал Петербург, познал светскую жизнь, познал красавиц, мир, сельскую, ничем не обремененную жизнь, познал красоту природы, себя, любовь. Но когда к своему сроку подошел последний пункт было уже поздно – предмет его печальных взоров и немых терзаний была уже замужем. Мне его жаль, потому что его затянувшийся юношеский эгоизм убил в нем доверчивость и икренность. Лишь за это, а не за его поведение, внешний вид или же холодность ума.