Школьный музей

Виктор Некрасов
 На фото: некоторые экспозиции.

        Как говорится, не было бы счастья, да  несчастье  помогло. Когда – то Верхнюю  Матрёнку замышляли превратить  в образцовый агрогородок. Школа строилась с перспективой на демографический бум. Увы, предполагаемого роста рождаемости не произошло, как и не оправдались многие другие надежды. А здание школы возвели огромное, просторное. Вот и возникла у меня идея открыть краеведческий музей. Коль есть излишек свободной площади, почему бы не воспользоваться такой возможностью.


Начинали не с нуля. Немало экспонатов было собрано энтузиастами раньше. В пору радужных надежд и достатка  в финансовых средствах приглашённые заезжие скульпторы изваяли бюсты лучших людей села. Ещё в советское время оформлялись стенды, рассказывающие об истории развития колхоза имени Фрунзе. И всё же, несмотря на оставшийся с прошлого неплохой задел, работу пришлось провести огромную.

         После ухода на пенсию Алексея Фёдоровича Астанкова дела в колхозе, как, впрочем, и в других хозяйствах,   пошли под уклон. В  начале  девяностых финансовое положение хозяйства подошло к критической черте: резко сократилось производство животноводческой продукции, непомерные расходы на содержание свиноводческого комплекса делали убыточной производимую свинину,  из месяца в месяц росла задолженность  по заработной плате, хозяйство приближалось к полному банкротству.  В разы увеличилось воровство всего,  что плохо лежит и даже висит.  Километрами стали снимать телефонные  и даже электрические провода и сдавать на металлолом.  После распада СССР   теперь уже в России  начался период  полной неуправляемости  и анархии,  как в самом  аморфном государстве, так и  в производственных коллективах.  На фоне этого  беспредела в здании, где размещались  собранные экспонаты,  начали бить стёкла, и возникла реальная угроза их  расхищения. Надо сказать, что здание это располагалось на территории школы и в прошлом в нём  обучались начальные классы.


         Предвидя неминуемую гибель накопленного   бесценного   материала, я обратился  к  руководству колхоза с предложением перенести  все экспонаты в школу и там уже создать настоящий краеведческий музей.  Для будущего музея  отделили  красивой металлической  решёткой коридор  с двумя   классными комнатами на втором этаже.   Руководителем  краеведческого кружка  предложил учителя литературы и  с недавних пор завуча школы Калинину Раису Васильевну. Она с охотой и большим энтузиазмом  начала оформительскую работу с экспонатами. Огромную работу в  изготовлении различных стендов,  размещении экспонатов проделали учитель трудового обучения Жаворонков Александр Алексеевич и организатор  внеклассной и внешкольной работы Курьянов Николай Андреевич.


          Для того чтобы школьный  музей соответствовал канонам  краеведческого, несколько раз пришлось  побывать в областном музее:  изучить   необходимые документы, правила размещения экспонатов и решить ряд организационных вопросов.   Два или три раза приезжали в школу  сотрудники областного музея и  оказывали неоценимую помощь в   оформлении документации и размещении экспонатов.   Их  несли ученики, учителя  и просто жители села.  Для стендов требовалось большое количество ДСП, ДВП, стекло, оргстекло, лак, краска и многое другое.  Мне пришлось обращаться  за помощью  к руководителям  различных организаций и предприятий,  и всюду    находил понимание и поддержку. Хотел бы назвать имена этих руководителей.  Это управляющий районным   отделением «Сельхозтехника» Лихачёв Вячеслав Николаевич и управляющий областным объединением   Донских Виктор Васильевич,  выпускник нашей школы директор совхоза   «Петровский» Путилин Павел Иванович (в настоящее время председатель Липецкого областного Совета)  и  директор Липецкого областного краеведческого музея Катеринкина Лидия Петровна.

 
           Два года потребовалось для того, чтобы  наш  школьный краеведческий музей получил официальный статус, и нам было выдано свидетельство, подтверждающее это признание. Зато   какое величественное зрелище представлял  он  в день его открытия.  Оно  состоялось накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне   и было организовано с размахом. На него пригласили всех имеющих отношение к краеведению педагогов района, директоров школ, спонсоров. В школьный актовый зал к назначенному часу пришли местные ветераны войны и труда, передовики колхозного производства. Приехали  сотрудники РОНО во главе с Тишаниновой Н.Т. Прибыл на торжество сам заведующий областным отделом народного образования Владимир Ефимович Тонких.

           И вот торжественная минута: глава администрации района Тонких Валерий Васильевич вручает символический ключ хозяйке музея Калининой Раисе Васильевне. А затем гостей приглашают на первую экскурсию, которую проводят поочерёдно энтузиасты краеведения из числа старшеклассников.

          Таких,  кто остался бы равнодушным, среди присутствующих не было. Экспозиции охватывали  самые разнообразные периоды развития Верхней Матрёнки, начиная со времени её образования. Особое впечатление произвела на гостей избушка почти в натуральную величину, в которой жили наши предки. Здесь всё дышало стариной: и кровать, и стол, и предметы домашнего обихода. Иногда казалось, что вот появится хозяйка и начнёт ставить в русскую печь ухватом чугунки. Немало пришлось порыться в чуланах и бабушкиных сундуках краеведам, чтобы собрать  такую коллекцию всевозможных раритетов.

         В полной мере  отражён и нынешний день села. В соответствующей части помещения - множество стендов из истории школы, поделок учеников и фотографий.  В музее есть несколько стендов,  посвящённых ветеранам Великой Отечественной войны. Отдельный стенд посвящён  Герою Советского Союза, нашему земляку Путилину Василию Сергеевичу. Центральное место  в экспозициях занимает стенд, посвящённый Герою Социалистического Труда  Астанкову Алексею Фёдоровичу, более 25 лет возглавлявшему колхоз имени Фрунзе.

         За время существования музея в нём побывали практически все жители села, многие делегации из различных школ района и области. Забота о детях должна предусматривать, прежде всего,  укрепление их духовного здоровья. Этому и способствует деятельность школьного музея.  Здесь проводятся встречи с ветеранами войны и труда, посиделки в русском народном стиле, а также уроки истории, изобразительного искусства  и мировой художественной культуры. Работа краеведов способствует формированию чувства ответственности за сохранение художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.