Зависимость Иисуса от веры

Публий Валерий
                i

  Выше я вскользь затрагивал вопрос о том, как Иисус при совершении чудесных
излечений зависел от степени веры в него окружающих. Остановлюсь на нём несколько подробнее, начиная с того, что сам ценитель говорит о вере. Когда двое слепых просили вылечить их, «говорит им Иисус: веруете ли, что я могу это сделать? Они говорят ему: да! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись их глаза.» Аналогичных примеров в книжке «О благой вести» множество. Фактически каждое врачевание сопровождалось тем, что сам больной или, если он был без сознания, его близкие, безоговорочно верили в исцеление.

  Думаю, многие медики знают о том, что самовнушение очень сильно влияет на ход заболевания (выздоровления). Что от настроя пациента во многом зависит успех лечения. Считаю, что и в исцелениях галилеянина решающим фактором служила вера больных и их родных; плюс, вероятно, помогала сверхъестественная сила от ЯРЦе или индуистской Богини. Приведу ещё одно, среди многих подобных, высказывание на эту же тему. Ученики спросили наставника, почему они не могли вылечить одного недужного. «Иисус же сказал им: если вы будете иметь веру с горчичное зернышко и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт, и ничего не будет невозможного для вас». Но апостолы не понимали, вероятно, о чём это толкует им учитель, тоже, пожалуй, в глубине души считали безумным, хотя и чудотворцем. Недаром он их называл «маловерами».

  Однако в этой части его учения я склонен признать за назарянином и оригинальность, и весьма разумное начало, ибо вера в свои силы и возможности даёт весьма многое. Вспомним того же Александра, которого считали безрассудным, а кто-то и безумным, но он совершал то, что и до и после мало кто мог – македонский царь верил в то, что он выше простых смертных и «по вере своей» вершил величайшие дела.

  Не зря идущий по воде Иисус сказал Кифе: «Безумец! Зачем ты усомнился?» Не засомневайся в себе Симон, и он смог бы ходить по воде, и вообще далеко пошёл бы. (Кифа сначала пошёл по воде, но почти сразу «убоялся волн и ветра» – и стал тонуть) В этот раз не смог показать небывалое Симон, сын Ионин. Но было достаточно случаев, когда и распятый оказывался не в состоянии.

  Это происходило, разумеется, в то время, когда окружающие сомневались, не признавали за ним сверхъестественных способностей. Выше я уже приводил вкратце эпизод в «Далмануфских пределах». В один прекрасный день, только что волшебным образом накормив тысячи слушателей, «отпустил их. И тотчас войдя в лодку с учениками своими, прибыл в пределы Далмануфские. Вышли фарисеи, начали с ним спорить и требовали от него знамения с неба. И он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Не дастся роду сему знамения. И, оставив их, опять вошёл в лодку и отправился на ту сторону.» В присутствии десятка тысяч тёмных варваров, усердно внимавших его речи и веривших (пока слушали), Иисус смог из ничего создать для них для всех пищу, или, по меньшей мере, внушить им, что они насытились. В тот же день, встретив оспаривавших его слова, то есть вовсе ему не веривших, никакого знамения он давать не собирается, приходится отчаливать.

  В начале предыдущей главы я сжато поведал об отношении к казнённому на кресте в родном городе. Вот соответствующее место из писания «О благой вести». «Пришёл он в своё отечество. За ним следовали ученики. Когда наступила суббота, он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у него премудрость? Как такие чудеса совершаются руками его? Не плотник ли он, сын Марии и Иосифа-плотника, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, его сёстры? И сомневались в нём. Иисус же не мог совершить там никакого чуда, и дивился неверию их.» Поначалу, пока не успели соотечественники разобраться, что к чему, потомственный плотник, видимо, сотворил чудо-другое. Но затем, как только они засомневались, галилеянин уже «не мог совершить никакого чуда». А те несколько недужных, видимо, были не местные и могли поверить в сверхъестественные возможности красноречивого проповедника.

  Надеюсь, ты не сомневаешься, брат мой, что налицо явная зависимость назарянина от веры в него других.

  Ясно, что и его последователи не могли не перенять эту зависимость. Убедимся в этом опять-таки, на уже приводившемся отрывке. А конкретно, на том самом, когда Савла со спутником приняли за Меркурия и Юпитера. «В Листре некий муж, не владевший ногами, хромой от чрева матери, сидел и никогда не ходил. Он слушал говорившего Савла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал: тебе говорю, стань на ноги твои прямо. И он тотчас стал ходить. Народ же и т. д.»

  Итак, мы разобрали, что основатель религиозного учения семиаксиев совершал свои чудеса благодаря, главным образом, вере окружающих, вере других людей, как оказалось, совершенно необходимой. Без неё прилагать свои способности, пусть и божественные, сыну девственницы было не к чему. Это относится практически ко всем чудесам.

  В качестве исключений – а исключение подтверждает правило – я нашёл два редких случая, обошедшихся без веры посторонних. Мой знакомый семиаксий, относительно безвредный член недозволенной коллегии, переписавший или написавший (вроде как для меня) их книжки «О благой вести» и «О деяниях», не включил в них одно событие. Как он объяснил, упоминание о нём не слишком достоверно, поскольку рассказывал о случившемся только один человек, никто не смог подтвердить, однако и опровергнуть было некому. Но я всё же решил привести в настоящей книжке рассказ об этом, дабы те, кому предстоит, вероятно, возражать мне, имели меньше поводов обвинять меня в необъективности и пристрастности. Речь идёт об упомянутом мной в главе ; происшествии в Кане Галилейской. Подробности, говорит мой источник, таковы. В этом местечке были брачные торжества, среди множества приглашённых были Мария и её первенец со своими учениками. Мать галилеянина, нелишённая любопытства как любая женщина, тотчас узнала «главную» свадебную новость: у хозяев не хватало вина. (Ещё бы, чтобы потом хвалиться – сколько, мол, народу на брачном пире было – поназвали всяких: вспомним, кого понабрал себе в ученики распятый) Она сказала об этом сыну. Иисус попросил наполнить полдюжины каменных сосудов, секстариев по двадцать каждый, водой. И сказал слугам зачерпнуть и отнести распорядителю пира, чтобы тот не узнал, откуда принесли. Распорядитель попробовал и весьма нахваливал вино – в него уже была превращена вода. Так, мол, в Кане положил Иисус начало своим чудесам.

  Успокоение «моря» и ветра, не приведшее к спокойствию спутников – это второй случай чуда, не зависевшего от веры других. К нему же отнесу и прогулку назарянина по воде, случившуюся на том же озере и примерно в одно время. Подавляющее большинство других чудес – это исцеления.

  В том числе и всё множество так называемых изгнаний бесов. Описав симптомы страдавших от «засевших внутри бесов» знакомому врачу, специалисту по душевнобольным, я услышал от него подтверждение моей догадки. Никакие «нечистые духи», в буквальном смысле этого слова, не сидят в несчастных. Это просто сумасшедшие, а «нечистый дух» можно понимать как дух нездоровый.

  Интересно отношение ко многим излечениям. Показательно произошедшее «в стране Гадаринской». Один больной воображал, что в нём не один бес, а целый легион их; несчастный и днём и ночью буйствовал, кричал, бился о камни, а жил в вырубленных пещерах, где иудеи, как ты знаешь, хоронят покойников. Сын ЯРЦе исцелил его. «Окрестные жители, услышав о случившемся, приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. И начали просить его (Иисуса), чтобы отошёл от пределов их.» Обращают на себя внимание явные симптомы душевной болезни, затем слова «в здравом уме» – значит, до этого был не в здравом и выздоровел. Иудеи испугались происшедшего, чудо пришлось им не по вкусу и не ко двору.

  Ученикам своим, двенадцати апостолам, «он дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь». Под всякой болезнью подразумевается весьма ограниченный набор недугов, а если принять во внимание, что ученики получили, как сказано, только власть над бесами, то они и могли лишь изгонять их, а не лечить все болезни, да и то далеко не с каждым нечистым духом способны были совладать апостолы.

  Сам их учитель также более всего боролся с бесами, и гораздо меньше занимался другими недужными: расслабленными, слепыми, глухими, с отсохшей рукой. Лишь по одному-двум случаям выздоровления подобных больных можно найти в повествовании «О благой вести». Любопытно прошло исцеление у «моря» Галилейского. «Привели к нему глухого и косноязычного и просили его возложить на него руку». Это понятно, ведь обычно так и делал, когда врачевал веривших в него. Но в этот раз, вопреки просьбе, он действовал по-иному. «Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему, слюной своей коснулся языка его, и сказал ему: отверзнись». Как это понимать? Эллины, известные любители мальчиков, воспримут этот рассказ однозначно. И их можно понять. Ещё бы: увёл в сторону, взял двумя руками за голову, поцеловал в губы с языком, сказал: «отверзнись»…И после этого иудейские изгои из недозволенных коллегий смеют называть некоторые, если не все, религиозные обряды других народов «мерзостями языческими»! Как только язык поворачивается?!

  Небезынтересно и то, что своим поведением или вопросами апостолы ставят под сомнение реальность происходивших чудес – были ли таковые на самом деле? После двукратного насыщения десятков тысяч варваров плывущие с наставником в лодке ученики беспокоятся отсутствием хлеба, еды. Разве бывшие свидетелями того, как буквально из ничего были накормлены такие толпы народа, стали бы волноваться, что у них припасено мало пищи?

  Перед этим Иисус велел Кифе и Воанергес, трём любимым – что наверняка означает и самым сообразительным и способным – ученикам не рассказывать кое о чём, пока он «не воскреснет из мёртвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых». И это после возвращения к жизни двенадцатилетней девочки. Понятно, конечно, что распятый набирал себе учеников из простого народа, тёмных и необразованных, но не до такой же степени глупых! Чтобы они после увиденного возвращения к жизни вопрошали «что значит «воскресение»?»

  Обозрев здесь касаемое чудес, часть которых всё же не могла происходить без вмешательства небесных сил, перехожу к делам земным. А если быть более точным, к незаконным действиям галилеянина.



Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/05/540
------------------------