Климат предков. Глава 9

Дмитрий Соловьев
А вскоре состоялась битва за бассейн.
На строительстве проектный отдел делает все, и мне поручили запроектировать бассейн для наших и арабских специалистов. Бассейны – не наш профиль, нам подавай огромные водохранилища, и поэтому Точилло  передал мне пожелания эксперта:
- Чтобы не было никаких казусов, сделай его попроще: небольшой, открытый, с боковыми наклонными стенками и вышкой.
В школьном детстве я проплавал два года в ЦСКА, пока меня не отчислили за неперспективностью, и поэтому с тех пор я всегда тянулся к бассейнам доказать, что со мной поторопились.
Я посмотрел «Строительные нормы и правила», полистал в памяти все бассейны, где побывал, вспомнил, как мы детьми с большим удовольствием сталкивали друг друга в воду, и мне стало ясно, что наклонные стенки делать нельзя, иначе казусы обязательно появятся! Представьте себе, что вы с бортика прыгаете в бассейн, сами или вам кто-то помог, не особенно разглядев, какие там стенки в рябящей воде. Ваши ноги скользят по наклонной плоскости, голову кидает на бетонный край, и воду после вас надо менять. И сразу все - и наши, и иностранцы - кинутся интересоваться: кто же это запроектировал такой бассейн? А русский инженер, с удовольствием сообщат им, - «мистер Славьев»!..

Почему Стомихеев, умный человек, пожелал наклонные стенки, я разгадать не мог. Связана ли с этим была какая-то особая тайна, или ему просто стало скучно одному хромать по поселку?.. Хочешь, не хочешь, но надо было как-то выкручиваться.
Первое, что я легко отвел - это рекомендации Точилло сделать бассейн с вышкой, чтобы «можно было прыгать метров с десяти!» Я прыгал с пяти- и семиметровой вышки и твердо знал, что десятиметровая вышка - это удовольствие не для всех, может быть, только для одного мистера Точилло. Я представил себе воинственное состояние тех из нас, кто вдруг воспылает случайным желанием освежиться, пролетев метров десять по воздуху! Их так знакомое жаркое дыхание, настойчивые и неуверенные движения вверх… Бррр!.. Это будет еще хуже наклонных стенок! Доктор сможет прямо здесь набрать ценный материал на монографию «Влияние высокой температуры воздуха на прыжки в бассейн и рядом с ним с десятиметровой вышки при различных степенях опьянения». И самое главное - глубина даже под пятиметровую вышку по расчетам получалась четыре с половиной метра. А бассейн хотели попроще.
- Черт с ним! - сказал Точилло, легко расставаясь с мечтами, и чем несбыточнее, тем легче. (У меня-то было как раз наоборот). - Выкидывай вышки!..
Осталось выкинуть наклонные стенки. Сначала я попытался взять в союзники нашего главного строителя Сергеича. Он тоже считал, что наклонные стенки - это глупость, так же как и вышка - ему было под пятьдесят. Но спорить с начальством, - сказал он, - это глупость гораздо большая. А на войне из двух глупостей выбирали меньшую. Поэтому он посоветовал мне уверенно отстаивать свое мнение, но без него. 
- Если меня спросят, я скажу, - подбодрил фронтовик. – Я в атаку без приказа не хожу…
И я остался с Точиллой один на один, нападая, как партизан, с разных сторон и в разное время суток. Но начальник без труда отбивал мои атаки, приговаривая, что стенки надо делать наклонные, чтобы строители «не напортачили»! Видно, кто-то из них сильно напортачил, и, может, даже совсем недавно.

С отчаяния я предложил идти к главному эксперту. Точилло не отказался и повел меня к Стомихееву.
- Вот, Андрей Фадеич, - сказал он сразу с порога просторного кабинета, пока мы шли от двери к его столу. - Даже не знаю, что делать!? Все наши специалисты считают, что стенки бассейна должны быть наклонные, и только один Соловьев настаивает на вертикальных!..
Стомихеев слыл осторожным человеком. На это я и рассчитывал. Любой доклад он выслушивал внимательно, выясняя подробности, будто двигаясь по тонкому льду. А тут навстречу уже скрипел его вещий голос:
- Я считаю, что этот разговор даже неуместен!..
Промычав еще что-то, эксперт опустил свою большую голову в лежащие перед ним бумаги и зашуршал ими, как бык охапкой сена. Нас для него уже не было. Значит, предложение было его.
Игорь, как Пилат, развернулся в обратную сторону и пошел к дверям, а я, как теленок на веревочке, пошел за ним следом. Вот, оказывается, зачем нужны большие кабинеты – это те же манежи на корриде!..
Такого со мной еще ни разу не бывало, поэтому я тихо вернулся на свое место, будто это был уже не я, а только моя тень зашла захватить с собой кое-что в дорогу. Разговорчивая обычно комната на этот раз тактично молчала, отдавая минутную дань памяти останкам храбреца, а мерзкий бассейн, усмехаясь, смотрел на меня с моих же чертежей, нагло раскинув в стороны свои наклонные стенки.
И тут в полной тишине я услышал тихий голос Эльхам:
- Дима, что случилось? Ты поссорился с мистером Точилло?
Если ты переполнен и клокочешь, а тебе предлагают излить ненавистное содержимое, то тогда только подставляй тазик побольше. Я излился весь без остатка - она умела слушать. Она слушала так внимательно, что хотелось добавить еще. И когда из меня вышла последняя капля, Эльхам не отвела глаз в сторону, не промолчала, как остальные, а тихо и твердо сказала:
- Я поговорю с мистером Точилло.
- Бесполезно, я уже говорил с ним.
- Тогда я поговорю с мистером Салехом..
Тут я струхнул, потому что знал, что из этого получалось в нашем «Водпроекте» - грязный клубок неуправляемой склоки с «заведением рака за камень», как любили говорить наши главные специалисты. Оставив чистыми рукава, я измараю весь костюм.
- Получится плохо, Эльхам. Как будто я нажаловался вашим на наших.
- Ди-ма! - серьезно сказала она. – Нельзя же делать такой бассейн! Я только осторожно спрошу.
Спрашивать она имела полное право – и с мудростью человека, которого ведут на плаху, я решил: пусть! Я тогда еще думал, что такие вещи со временем забываются.

На следующее утро, как обычно, к нам зашел мистер Салех - главный инженер строительства, голубоглазый, седоватый, стройный, с безупречными манерами и ослепительной улыбкой. И, как обычно, стал интересоваться, что мы сейчас проектируем.
“Вот то-то и то-то”, - переводил я слова Точилло. - “Мастерские, автобазу, бассейн...”
- Бассейн? - вдруг невинно заинтересовался мистер Салех. - Можно посмотреть?
- Дима, покажи, – еще невиннее сказал Игорь.
А я, уж совсем как дитя, сходил за чертежами и развернул их перед взрослыми. Они с удовольствием уткнулись в них, шурша и пощипывая. Мистер Салех, никогда не смотревший мелкие объекты, вдруг спросил:
- А почему стенки бассейна наклонные?
Игорь, как обычно, начал уверенно объяснять, что так лучше по тому-то и тому-то...
Мистер Салех уважал мистера Точиллу и до этого всегда с ним соглашался. Мистера Точиллу было за что уважать. Но в этот раз мистер Салех вдруг уперся, как очень воспитанный ослик. Комната затихла, почуяв премьеру новой трагедии – сейчас будут кого-то убивать, но кого, было еще не ясно... Точилло умело соблазнял мистера Салеха изяществом и надежностью наклонных стенок, но мистер Салех красиво водил головой из стороны в сторону и не сходил с места. А я, как плохой суфлер, только успевал повторять за артистами их реплики.
Наконец, Игорь, в котором наряду со многими другими ценными приборами был вмонтирован один совсем уникальный, вдруг радостно перевернулся вниз головой, как айсберг в океане от подточившей его воды:
- Хорошо, мистер Салех! Мы сделаем вертикальные стенки - так даже будет еще лучше!.. - и он искренне заулыбался, будто нашел прекрасное решение.
Мистер Салех, довольно покраснев, легко стронулся с места и сам зацокал к дверям, одаривая всех белозубой улыбкой, а Игорь сказал мне просто:
- Давай... переделай, как он просил.
Я вернулся с чертежами за свой стол. Рядом скромно сидела Эльхам, изучая свою большую тетрадь. Я посмотрел на нее – она подняла глаза. И полушутя, полусерьезно  я вздохнул:
- Спасибо за помощь в борьбе с мистером Точилло!
Сидевший сзади Никита громко заржал, как жеребец. Она, умело смущаясь, заметила, что это было наше общее дело, и я почувствовал, что у меня в этой комнате появился настоящий друг.
А для Стомихеева с тех пор я стал еще мельче, и когда он пытался разглядеть меня при встрече, то брезгливо щурился.

А дня через три мне приснился цветной стереофонический широкоформатный сон, как главный советский эксперт в окружении своей свиты совершает обычный утренний объезд всех строящихся объектов. И каждый из начальников хвастается своими успехами, и показывает то одно, то другое, а эксперт кивает головой и раздает милости.
И вдруг он увидел мой бассейн, и замер на месте, и стал молча тыкать в него пальцем, пока к нему не подвели перепуганного Светашова, у которого от страха перестала гнуться нога - так же, как и у эксперта.
- Что это!? – закричал, наконец, эксперт. - Кто посмел на моем строительстве строить такие бассейны, когда я люблю, чтобы все на свете было только наклонное!?.
- О, тщедушный, но великий! – ответил Светашов пересохшим голосом. - Мы получили такие чертежи из офиса, из проектного отдела, а сами ни в чем не виноваты!
- Разве вы не знаете, - продолжал бушевать эксперт, - что я могу вылезти из бассейна только, если стенки в нем будут под 45 градусов, а иначе он для меня все равно, что могила?!. Кто осмелился сделать такое, и почему он все еще жив и работает!?
- Есть только один человек на свете, который проектирует бассейны с вертикальными стенками, – сказал тогда вечный зам эксперта Пятимишин. – Это упрямый инженер из нашего проектного отдела! И то, что он еще жив – это просто описка в платежной ведомости. Я сейчас пойду и сам ее исправлю…
- Поймать этого упрямца и посадить на кол перед моими окнами, чтобы он понял, что все наклонное гораздо лучше, чем  вертикальное! – продолжал бушевать эксперт. - Да возьмите шесть бульдозеров и столько же шефалей и снесите весь офис вместе с проектировщиками, а мой кабинет на втором этаже не троньте! Да не перепутайте, ибо много вы мне здесь напортачили, уж я-то знаю!..
- Ничего себе кутерьма из-за какой-то пары чертежей!! – сказал сам себе Светашов. -  Мы вообще в них никогда не заглядываем!...
И он побежал собирать бульдозеры.
А Стомихеев спросил:
- Как же так выходит, что обо всем, происходящем на нашем строительстве, я узнаю в последнюю очередь!?
И Пятимишин смиренно ответил:
- О, несравненный! Никто не способен знать, сколько происходит на земле никчемного и случайного. Зачем тебе, великому, мучиться из-за каких-то неправильных малостей? Разве в новостях или в докладах сообщают, что сначала все-все перепутали? Пусть уж дела идут, как идут, а мы потом подправим и скажем, что все получилось хорошо.
А Стомихеев открыл рот, чтобы плюнуть, но в этот момент услышал далекий грохот и дикие крики и радостно улыбнулся.

А тем временем со всех сторон на офис налетели бульдозеры и начали крушить и ломать все подряд с большим удовольствием, потому что наши бульдозеры терпеть не могли наш офис за то, что тот кончал работу на час раньше.
И мы все в ужасе стали разбегаться кто куда, и только Точилло успел на ходу крикнуть:
- Что случилось-то!?
И Светашов крикнул в ответ на всякий случай:
- Сам не знаю!..
И прибежав вслед за Точиллой к реке и спрятавшись среди пальм, я впервые понял, как может вспыхнувший гнев сжигать целые города. 
И рядом за кустами я увидел двух моих знакомых, которые с трудом переводили дыхание.
- Как они… нас… Ваше Вселенство… – шумно выговаривал низенький. - Вы только… подумайте!..
- Врасплох получилось… - пояснил высокий.
- Не устали?..
- Давно так не бегал… Прямо ноги не держат... Крылья-то у меня уже давно не летают…
- Вас где застали?
- Под яблонькой… А вас?
- Только в магазин вылез… Смотрите, что делают!..
- Ничего… Уж потом поговорим. Я прослежу…
- А налетели-то!.. Не хуже наших!.. – восклицал и кашлял низенький. - А как вы относитесь к наклонным стенкам, Надежда Наша? Сколько из-за них экспрессии!..
- Я думаю, стенки, по возможности, не должны терять своей ориентации. Сама природа выводит их, как надо. Всякие наклонные, обратные… это больше по вашей части.
- Ну, мы всегда интересовались кривыми стенками и хромыми экспертами.
- И не забудьте про вышки!
- Зря смеетесь, коллега! Вышки тоже нужны, и глубину под ними не надо увеличивать. А, если хотите, когда все утихнет, мы можем на этом колченогом Стомихееве и попробовать!
- Опять вы торопитесь! Дайте ему гидроузел закончить. Может, он еще прав окажется, и строители что-нибудь напутают!
- Ну, тогда отдайте мне этого горе-проектировщика!..
- Не искушайте вы меня! А то и я сегодня где-нибудь напортачу!..
И они пошли тихонько прочь, а наши бульдозеры, победно взревев, построились в колонну и двинулись восвояси. Светашов приветственно махнул нам рукой, мы все стали осторожно выбираться из зарослей, и я услышал возмущенный бас Лукьяновича:
– Вот гады! Песочницу разломали!..

Продолжение:
http://www.proza.ru/2012/01/11/1661