Рефрейминг

Гадаев Алексей Вениаминович
Если посмотреть на проблему под другим углом, в новом ракурсе, то мы можем ответить на вопрос, почему она возникла. И при этом мы реально видим новый фокус проблемы и включаем новый способ восприятия ситуации под новым углом и ракурсом. Слова, тон голоса, жесты, мимика и пантомимика меняет восприятие ситуации, ее логику путем изменения смысла и контекста. Все это и есть рефрейминг. Рефреймингом можно оценить одно и то же поведение по-разному, в зависимости от переосмысления и перестройки восприятия, мышления, принципов поведения. Эти новые механизмы восприятия, новое переосмысление и новые принципы понимания человеческого поведения помогает человеку избавиться от неудачных (возможно вредных и разрушительных) психических шаблонов.
Рефрейминг (англ.frame-рамка) – использование процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, принципов поведения субъекта путем изменения окружающих рамок дляреформирования, переопределения и приспособления к существующей ситуации.
Главная задача рефрейминга - это изменение реакции и смысл существующей проблемы и использование её в качестве способа коммуникации с какой-то частью нашего неосознного «Я», с тем чтобы признать эту часть и довести её до сознания.
В Википедии записано: «Слово «рефрейминг» — отглагольное существительное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать».
Многие метафоры, сказки, анекдоты можно рассматривать как примеры рефрейминга, где события помещают в определенную «рамку».
Технология Рефрейминга была разработана Ричардом Блендером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века в результате их тщательного и систематического наблюдения за работой Милтона Эриксона и других психотерапевтов.
Сторонники НЛП описывают рефрейминг как принцип, что «в любой ситуации есть позитивный ресурс», только его нужно увидеть и постараться использовать. Рефрейминг, по их мнению, это изменение контекста или ценности рассматриваемого явления.
Виды рефрейминга Традиционно различают два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.
·Рефрейминг контекста: в разных ситуациях одно и то же поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию.
·Рефрейминг содержания: состоит в том, чтобы изменить ценность самого сообщения. Например, если человек лжет, значит у него есть хоть какая-то цель. Рефрейминг содержания направлен в первую очередь на изменение восприятия объекта, что для субъекта проявляется в смещении смысловых акцентов и приводит к возникновению новых ощущений.
Шестишаговый рефрейминг 6 шагов:
1.Сначала определите поведение или реакцию, подлежащую изменению.
2.Установите коммуникацию с частью, ответственной за данное поведение X.
3.Отделите позитивное намерение от поведения. Поблагодарите часть X за сотрудничество.
4.Попросите свою творческую часть выработать новые способы достижения той же самой цели.
5.Спросите часть X, согласна ли она воспользоваться новыми выборами взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель.
6.Экологическая проверка. Вам необходимо знать, существуют ли другие части, которые могли бы возражать против ваших новых выборов.
Инструментарий рефрейминга С инструментальной точки зрения рефрейминг может быть осуществлен несколькими способами.
1.Рефрейминг по контексту.
2.Показ другой стороны.
3.Рефрейминг при помощи «зато…».
4.Рефрейминг с помощью коннотаций (оценочных составляющих слова).
5.Работа на контрасте при использовании альтернативного вопроса «или…»

Рефрейминг (лат. re — приставка обозначающая противоположное действие + англ. frame — создавать, конструировать, формулировать и др.)- психотехнология которая отражает психологическую цель - изменения отношения к происходящему событию. [Основоположники НЛП - Grinder J.,Bandler R.].
Б.Д.Карвасарский считает, что психотерапевтический эффект рефрейминга строится на гипотезе субъективности отношения человека к событиям окружающего мира, симптоматике, поведению людей. Любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения; разница в отношении к событию может быть обусловлена видением его с точки зрения клиента, его партнера по конфликту, сторонних наблюдателей происходящего[Психотерапевтическая энциклопедия, СПб.: Питер, 2006,c.707].
Л. А. Карпенко пишет, что разрабатывая технологию Р., Бендлер и Гриндер опирались на ряд базовых положений, которые они вывели из своих наблюдений и психотерапевтической практики:
1) лучше иметь выбор, чем не иметь выбора;
2) существует и подсознательный выбор;
3) люди имеют ресурсы необходимые им, чтобы измениться, задача лишь в том, чтобы помочь им овладеть соответствующими ресурсами в соответствующих ситуациях;
4) любой фрагмент поведения имеет позитивную функцию в некоторых условиях;
5) со стороны психотерапевта бессмысленно и безответственно просто менять поведение людей, не принимая в расчет очень важное понятие под названием "вторичная выгода";
6) мы полагаем, отмечают Бендлер и Гриндер, что предъявляемый человеком поведенческий стереотип — каким бы странным или несуразным он ни казался — есть самая удачная реакция, доступная ему в данной ситуации, поскольку за поведением всегда стоит не известная нам подсознательная цель. С помощью технологии рефрейминга появляется возможность выяснить — в чем заключается вторичная выгода некоего поведения — и позаботиться о ней, как о неотъемлемой части процесса порождения изменения в данной области поведения.
План сознательного Рефрейминга включает следующие шаги:
1) определение варианта поведения (Х), подлежащего изменению;
2) установление отношений с частью личности, ответственной за этот способ поведения;
3) проведение различия между поведением (стереотипом Х) и действительным намерением части личности, ответственной за это поведение;
4) создание новых альтернативных вариантов поведения, удовлетворяющих намерению;
5) формулирование вопроса части личности, ответственной за стереотип Х: "Хочешь ли ты взять ответственность за использование трех новых вариантов поведения в соответствующих условиях?";
6) экологическая проверка: "Есть ли у меня какая-либо другая часть, возражающая против трех новых вариантов?" Если имеется и ответ "да" — вернуться к шагу 2).
Шестишаговый Рефрейминг является основной моделью решения невротических проблем. Процедура переформирования строится на гипотезе возможного разведения в сознании пациента негативного и позитивного смысла невротического поведения.
Вариантом шестишагового Рефрейминга . является семишаговый Рефрейминга (Трансформация. Нейролингвистическое программирование. 1999), в котором в качестве способа коммуникации используются идеомоторные сигналы, позволяющие посредством трансового гипноза (по М. Эриксону), напрямую вступить в контакт с чьим-либо подсознанием, не используя для этого сознательный разум в качестве посредника. При этом возможен вариант, когда психотерапевт вообще не собирается знать над чем будет идти работа, а клиент, с которым будут работать, не собирается говорить психотерапевту, что он хочет изменить (он сам может этого не знать).
Схема семишагового Рефрейминга включает следующие действия:
1) установку с подсознанием сигналов да/нет;
2) определение паттерна поведения, подлежащего изменению;
3) отделение позитивной функции от поведения;
4) создание новой альтернативы;
5) оценивание новой альтернативы;
6) выбор одной альтернативы. Получение у подсознательной части личности согласия на то, что она ответственна за использование нового выбора;
7) синхронизация с будущим. Если хоть в каком-то отношении новый выбор не работает, следует вернуться к шагу 4).
В настоящее время разработаны несколько вариантов Рефрейминга и число их все время увеличивается. К разновидностям Рефреминга относятся: Рефрейминг содержания (в двух видах: Рфрейминг смысла и Рефреминг контекста), Рефреминг переговоров и др. В определенной мере Рефреминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий и этим подходом он близок концепции позитивной психотерапии Н. Пезешкиана и Х. Пезешкиана и поведенческой психотерапии (http://slovari.yandex.ru/~///)

 Вот примерная карта рефрейминга контекста.
Требуется описать свою проблему одной фразой, написать её на бумаге и затем читать в качестве окончания предлагаемых неоконченных предложений. Каждое предложение помещает проблему в другой контекст.

1. Хор ветеранов поет:

2. Женщина упала в лужу, лежит и говорит:

3. Сталин говорит Берии:

4. Встретились два лжеца. Один говорит другому:

5. Один компьютер посылает сообщение другому:

6. Заголовок в газете:

7. Надпись на могильной плите:

8. В море выловили бутылку с запиской:

9. Вы проснулись через сто лет и сказали:

10. Мозг решил пошутить и послал такую мысль:

11. Лучший способ испортить себе жизнь - думать, что:

12. Вот какая мысль пришла в голову слону;

13. Великий колдун признался друзьям:

14. Заразный микроб делится с друзьями:

15. Петух взгромоздился на забор и крикнул:

16. Вы включили радио и услышали:

17. Вдали раздался смех, а рядом вы услышали шепот:

18. Начало речи президента:

19. Генерал обратился к стоящему по стойке "смирно" солдату:

20. Папа говорит маленькому сынишке:

21. Пароль для шпиона:

22. Надпись в женском туалете:

23. Пьяница проснулся в вытрезвителе и сказал:

24. Плохая еда вызывает плохие мысли. Например,такую:

25. Тот кто есть огурцы думает:

26. Чтобы не достичь желаемого, надо думать:

27. Плакат, висящий в кабинете президента США, гласит:

28. Сумасшедший говорит соседу по палате:

29. Через десять лет вы с улыбкой вспомните что когда-то думали:

30. Начинайте знакомство с новым человеком словами:

31. Папирус в гробнице Фараона начинался словами:

32. Вы подплываете к тонущему и говорите:

33. Пилот горящего авиалайнера говорит штурману:

34. Выбирая профессию, надо учесть тот факт, что:

35. Проснувшись утром , повторите не менее пяти раз:

36. Тост в новогоднюю ночь:

37. Великолепный анекдот:

38. Сожгите записку со словами:

39. Причина развода, которую заявил в суде муж:

40. Войско берет крепость с криками:

41. Штопая носки, хорошо думать:

42. Хотите порадовать врача? Скажите ему:

43. Папа Карло прорезал рот Буратино. Его первыми словами были:

44. Неизвестное откровение Будды:

46. Детская игра под названием:

47. Вы едите в поезде, и в стуке колес вам слышится:

48. У великого врача была проблема. Он говорил о ней так:

49. Оживили труп. После оживления он сказал:

50. Возьми громкоговоритель,выйди на площадь и скажи:

Использование рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную
Источник - М. Кипнис, "Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем" (АСТ, Прайм-Еврознак).
Это упражнение из тренинговой программы Я и Мы. Кто я?
Цели:
• освоить на практике методику рефрейминга;
• помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
• продемонстрировать на практике различия, присущие подходу людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению;
• развивать эмпатические способности участников тренинга как лидеров.
Размеры группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.
Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения
Можно было бы назвать это задание антирекламой по аналогии со смыслом предыдущего упражнения. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить критический или обличительный характер. Напротив, оно поможет переосмыслить вещи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборотную сторону медали".
В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.
Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20 минут каждому из участников пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество, с тем чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность воспринимается как вдумчивость и умением неспешно, основательно осваивать жизненный материал; недостаток храбрости оборачивается хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость -свойством творческой натуры не замечать быта, а быть творцом идеального.
На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр: переосмысление качества представляется остальной группе в виде песни, театральной сценки, монолога, рисунка, комикса и т.д. - в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет по отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения.
Завершение: обсуждение упражнения.
Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к приобретенному опыту?
Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях. Чем понравилось задание? В чем оно оказалось сложным? Что я открыл в себе в ходе работы с партнером и над полученным материалом?
Круг как метафора
Мои взаимоотношения с другими, способы вхождения в круг общения, круг причастности, к тому или иному человеку, событию, процессу. Круг жизненных проблем.
Как и в других случаях, игровая и философская метафора - это лишь толчок к самопроверке, размышлению и усвоению эмпирически полученного знания, переводу его в плоскость поведения.