Шактизм и тантра

Игорь Орловский
                И зло, и благо – тайна гроба
                И тайна жизни – два пути –
                Ведут к единой цели оба.
                И всё равно, куда идти.
                Д.С. Мережковский [1]

Жили-были на белом свете курочка Квошка и птичница Феврошка. Курочка Квошка в скором времени умерла от какой-то куриной болезни, поэтому про неё сказываться больше не будет. А вот про Феврошку есть что поведать.

Февронья Херимоновна не задумывалась над тем, что есть зло, а что – благо. Считала, что добро – это то, что ей нравится, а зло – то, что ей не нравится. (Именно так учит известный популяризатор сатанизма Шандор Ла Вэй) [2]. Она не ломала себе голову над тем, что такое истина, высшая правда. И в тайне от мужа исповедовала вамачару – “обряд левой руки”, совокупность обрядов, связанных с женщиной и сексом. Вамачара включает в себя майтхуну – ритуальное половое сношение. В одном из обрядов вамачары мужчины и женщины, число которых доходит до нескольких десятков, собравшись вместе в ночное время, садятся попарно в круг и совершают обрядовое действие в честь индийской богини Шакти: пьют вино, едят мясо и перчёные зёрна, что усиливает потенцию, а затем предаются майтхуне. Вамачара сама делится на “правую” и “левую”. В “правой” вино пьют из обычной посуды, а ритуальное сношение совершают со своей женой. В “левой”, считающейся более высокой, – вино пьют из человеческого черепа и в ритуале сходятся с пара-стри, что значит “чужая женщина” [3].

В конце XVIII столетия французский миссионер аббат Дюбуа, путешествуя по Индии, оказался свидетелем отвратительного обряда шакти и рассказал о нём в своём труде “Нравы, обычаи и обряды индусов” [4].

«Жители деревни, собравшись ночью в лесу на большой поляне, совершали жертвоприношение богу Вишну и богине Шакти. К изваяниям приносили не только варёный рис, фрукты, сладости, цветы и благовония, но и то, от чего мог прийти в ужас всякий правоверный индус, – куски мяса разных домашних животных, включая говядину, сосуды с пальмовой водкой и наркотические вещества.

Пуджей, т.е. обрядовыми действиями, руководил местный брахман. Произнеся молитвы, он сам попробовал жертвенную пищу, а затем пригласил к трапезе остальных участников мистерии. Аббата удивила ненасытная страсть, с которой жители деревни предавались запретным удовольствиям – ели мясо, пили вино, дурманили разум наркотиками. Забыв кастовые предписания, брахман делился с парием своим куском говядины, а тот, отпив из чаши вина, передавал её брахману. Затем предавались разгулу. Пели непристойные песни и дико плясали. Каждая женщина могла принадлежать каждому мужчине. Муж видел жену в объятиях другого, но не мог вернуть её себе, не мог даже протестовать. Женщины из высшей касты отдавались низкорождённым. Миссионера поразило то, что брахманы, особенно брахманки, были сами активными участниками оргии. Такое случалось раз в году; в обычное время жители вели себя вполне благопристойно.

Подобные праздники в разных вариантах отмечали и в других местах страны. Аббат рассказывал, как в другом районе совершали жертвоприношение “живой богине”. Перед участниками обряда стояла обнажённая девушка. Рядом находился сосуд с пальмовой водкой. Им обоим предназначались жертвоприношения в виде цветов, благовоний, раскрашенных рисовых зёрен. Зажигали масляные лампады, читали молитвы. Цель обряда заключалась в том, чтобы богиня, именуемая Шакти, вселилась в тело девушки и в сосуд с опьяняющим напитком. И девушка, и сосуд становились воплощениями Шакти. После пуджи начиналась оргия.

Аббат назвал увиденное им “нечистой формой поклонения”. Сравнивая культ Шакти с оргиастическими культами Венеры, Бахуса, Осириса, Молоха и других языческих божеств, он не без раздражения заметил, что “индусы привыкшие по своему обыкновению доводить всё до крайностей, превзошли все народы мира, как древние, так и современные, в той выходящей за пределы понимания развращённости, которая пронизывает у них многие религиозные ритуалы” [5]. Надо полагать, христианского миссионера шокировали чувственные изваяния полуобнажённых языческих богов в индусских храмах или повсеместно распространённое поклонение лингаму Шивы и йони Парвати» [6]. (Лингам – мужской половой член, йони – женские половые органы).

Этой богине поклонялись в Индии ещё в глубокой древности – до прихода ариев [7]. Так что вполне вероятно, что Шакти – это Иштар (Астарта) – богиня сладострастия, разврата, плодородия, охоты, войны, луны, “царица небесная”, “звезда солнечного восхода” (Венера), которой поклонялись народы Двуречья, финикийцы и евреи [8]. У Астарты были школы блудниц, а в некоторые праздничные дни и все женщины должны были в её честь предаваться блуду [9]. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины [10]. Как сообщает нам “Песнь о Гильгамеше”, Иштар уничтожала своих многочисленных супругов и любовников, издевалась над ними [11]; а её свиту составляли “блудницы, любодеицы и девки” [12].

Но вернёмся к Шакти.

В Северо-Восточной Индии живёт народ хо. Его крупнейшим торжеством является праздник жатвы. Справляют его в январе, когда амбары полны зерном, а народ, по его собственному признанию, полон чертовщиной. Открываются торжества принесением в жертву богу селения петуха, двух кур (из которых одна должна быть чёрной), цветов и хлеба. Возносятся молитвы о здравии людей, хорошем урожае следующего года и о душах покойников. Потом хо изгоняют злого духа: обходят селение с палками в руках, распевают дикую песню и громогласно кричат. Затем обжираются и до полубезумного состояния напиваются рисовой брагой. После этого хо предаются необузданному разгулу. “Слуги забывают о своём долге перед хозяевами, дети – о почтении к родителям, мужчины – об уважении к женщинам, а женщины теряют всякое представление о скромности, деликатности и стыдливости и становятся прямо-таки бешеными вакханками”. Хотя в обычной жизни манеры хо отличаются благородной сдержанностью, а их отношение к женщинам – вежливостью и учтивостью. Но во время праздника “их на время как бы подменяют. Сыновья и дочери поносят своих родителей грубой бранью, и те отвечают им тем же; мужчины и женщины потакают своим половым инстинктам до такой степени, что становятся похожими на животных”. Схожий праздник устраивали и соседи хо – народ мундари. Но мундари вносят в ритуал ещё и пальбу из фитильных ружей до начала вакханалии, то есть на трезвую голову [13]. Д.Фрэзер не указывает имени божества, которому приносились жертвы, но форма поклонения ему очень похожа на формы поклонения Шакти, описанные аббатом Дюбуа.

Такой “переворот сознания” – удел индусов? Или он интернационален?

«Феномен этого “переворота” отмечает и философ Рене Генон в своей работе “О смысле карнавальных праздников”. В ходе древнеримских сатурналий, например, один день в году рабы помыкали господами, а те им прислуживали. Временно рушился миропорядок, происходило смешение “каст”. Вершилось нечто, напоминающее конец времён.

Генон пишет: “Речь идёт о ниспровержении иерархических отношений, а такое ниспровержение является, в общем, одним из явных признаков “сатанизма””.

Философ считает, что карнавалы позволяли “спускать пар” дьявольских энергий. Ведь эти энергии всегда несли в себе социально-разрушительный элемент.

Генон рассказывает, в частности, о средневековом “празднике дураков” в Западной Европе, “…в ходе которого низшее духовенство предавалось гнуснейшему непотребству, пародируя одновременно и церковную иерархию, и саму литургию”» [14].

Итак, подобные уступки инфернальному миру были у всех народов. Но ни один народ до добра не доводили.

Осознав, что жажда поклонения богине Шакти может овладеть человеком любого рода-племени, посмотрим, кто же такая Шакти и что такое шактизм?

Шактизм – это течение в индуизме, наряду с шиваизмом, вишнуизмом, смартизмом и многими другими. Рука об руку с шактизмом идёт тантризм. Тантра – это метод. Тантра в узком смысле – это метод слияния с Шакти, основанный на вамачаре и йоге. Тантра в широком смысле – метод достижения экстатических состояний ради слияния с Абсолютом, под которым понимается не только Шакти, но и некоторые мужские божества [15]. “Тантра – культ экстаза, сконцентрированного на видении (vision) космической сексуальности”, – говорит Пранаб Бандьопадхьяя [16]. Шактизм, который ориентируется на тантрическую обрядность, можно считать самостоятельной религией [17]. Любопытно, что в тантризме женщина может быть гуру – духовным наставником, что совершенно немыслимо в индуизме [18]. Ряд мифов шакти-тантры заимствован из индуизма, но многие мифы – из собственного тантрического наследия [19]. Шактизм всегда противопоставлял себя ортодоксальному индуизму [20]. Кстати, тантристами “могут быть не только люди, но и боги, демоны и духи” [21]. «Особенность шакти-тантры в том, что она эксплуатирует не только эротическую чувственность, но и чувство страха перед смертью. … В тантризме же демоническая природа богини Шакти обращена против людей. Она – дух самой смерти, и магия смерти в её культе имеет первостепенное значение. Многие секты тантры практиковали обряды, в которых использовали человеческие кости и черепа, а то и трупы людей. Это происходило ночью в заброшенных храмах или в местах кремации умерших людей» [22]. Ещё в XIX веке в Индии была широко распространена тантрическая храмовая проституция, и действовал тайный орден тхагов-душителей, убивавших и грабивших свои жертвы во славу Кали (богини зла и насильственной смерти) и посвящавших ей награбленное [23]. В наши дни некоторые тантрические школы “левой руки” в Бенгалии выродились, по словам очевидцев, в “сборища суеверных развратников и пьяниц, практикующих чёрную магию” [24].

Процесс мирозданья шактизм тантрический изображает следующим образом.

На первой стадии Шива и Шакти нераздельно слиты – они не осознают себя отличными друг от друга, не осознают даже сами себя. У них нет самосознания. Есть только экстаз.

На второй стадии Шакти открывает глаза и осознаёт своё отличие от Шивы. Шива тоже начинает понимать, что есть нечто, отличное от его сущности.

Третья стадия – их физическое разделение.

Четвёртая стадия – Шакти начинает танцевать. И в это время из её лона появляются объекты окружающего мира: звёзды, планеты, растения, животные, человеческое общество… В сознании же Шивы всё порождение Шакти есть только сон, иллюзия. Поскольку истинная субстанция мира – это Шакти. И в мире не существует ничего другого, кроме Шивы и Шакти.

Пятая стадия – люди должны понять, что множественность реальности – это иллюзия, поскольку за всем существующим стоит одна-единственная реальность – Шакти. И всё должно вернуться в лоно Шакти, всё обречено на гибель, на претворение из бытия в небытие. А потом и Шакти должна слиться с Шивой и оба они должны перестать осознавать сами себя. И погрузиться в экстаз. Самосознания же быть не должно.

Именно эта мысль лежит в основе шактистской оргиастической обрядности. Ритуальный секс и медитация направлены на утрату своего “я” и слиянию с самой богиней [25].

А вот что говорится о Шакти в средневековом шактистском памятнике “Дэви-махатмья” (1, 75-82): «Сам Господь Брахма … обращается к Ней с такими словами: “Тобой рождена вся вселенная, Тобой сотворён этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир… Ты – высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури) <…> Ты – великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты – Богиня удачи… Ты превосходишь границы высокого и низкого”» [26].

Шактизм “правой руки” именуется дакшиначара, шактизм “левой руки” –вамачара. Дакшиначара не приемлет тантру и накладывает суровые запреты на отношения с женщиной [27].

Семантическим ядром тантризма выступает вамачара. Сексуальную активность тантризм наделяет сакральным смыслом. Сакральное начало Шакти мыслится в тантризме как воплощённое не только в богине Шакти и других, но и в любой женщине, в силу чего в половом акте мужчина (отождествляемый с Шивой) соединяется не просто с женщиной, но с самой богиней Шакти. Поэтому снижение сексуальной активности ведёт к деструкции организованного мирозданья, возвращению его в состояние шуньи (пустоты) [28].

Следует заметить, что сведение шактизма и тантризма в одну систему неправомерно. Поскольку в тантризме помимо Шакти-тантры выделяют Шива-тантру, Вишну-тантру и другие, которые содержат элементы вамачары, но шактистскими не являются. Ряд тантрических сект провозглашает верховным божеством Сурью, Ганешу и других богов [29].

Академическая наука занялась изучением шактизма в конце XIX века. Один из первых его исследователей – англичанин Моньер-Вильямс, в 1891 году издавший свой труд “Брахманизм и индуизм” [30]. Однако западный мир узнал о шактическом тантризме чуть позже – в начале XX столетия из книг английского судьи Джона Вудрофа, творившего под псевдонимом Артур Авалон. Писавшие до А.Авалона аббат Дюбуа, Д.Д. Фрэзер и другие описывали только отдельные ритуалы этой религии, не касаясь вероучения. В первой половине XX века на Западе заинтересовались тантрой только маргинальные интеллектуалы-“традиционалисты” или чёрные оккультисты и сатанисты типа Алистера Кроули. Когда же во второй половине столетия произошла “сексуальная революция”, тантра пришлась по вкусу многим, “секс по-тантристски” сделался одним из элементов поп-культуры. Вульгаризированный тантризм стал компонентом многих групп движения “Нью эйдж” [31].

В СССР из-за “железного занавеса” интерес к тантризму начал появляться только в конце 70-х. В самиздате пошли по рукам “Змеиная сила” Авалона, самодельные переводы Бхагавана Шри Раджниша (Ошо) и книг Эванса-Венца о тантрическом буддизме. Только к концу 80-х сложились группы, в которых пытались практиковать элементы тантризма. Единственной относительно “ортодоксальной” тантрической группой в России стала “Тантра-Сангха” (т.е. община тантры), зарегистрированная в Москве в 1992 году, но фактически появившаяся раньше. Гуру и основатель секты – Шрипада Садашивачарья Ананданатха. Русский. По паспорту – Сергей Владимирович. В юности был хиппи. Увлекался старообрядчеством, иудаизмом и даже начал изучать иврит. Тантрическое посвящение получил в 21 год – в 1989 году в Индии в одной из парампар тантрического шиваизма “левой руки” – в группе, находящейся на самой грани индуизма, последователи которой располагались внизу кастовой лестницы [32]. (В современной Индии несколько тысяч каст). Тут следует заметить, что тантризм в Индии был распространён именно среди низших каст, как и оргиастические культы Запада – среди низов общества. В средневековой Индии сторонники некоторых ответвлений тантризма объявлялись неприкасаемыми [33].

О чём же учит “Тантра-Сангха”?

Тантризм – это “древнейшая и самая естественная из всех религий человечества” [34]. Цель – воссоединение “всех живых существ … в единой Божественной Семье Шивы (Бога-Отца) и Шакти (Богини-Матери)” [35]. Однако “Шакти – это сам Шива” [36], ибо после растворения всего сущего в лоне Шакти, сама Шакти должна слиться с Шивой, после чего оба этих бога перестанут сами себя осознавать.

Главным объектом почитания в “Тантра-Сангхе”, как и во всех сектах тантры “левой руки”, является “ужасающая” форма Шакти – Кали [37]. «Слово Кали – это женский род от кала – одного из имён Шивы, означающего “чёрный”, “время”, “судьба”, “смерть”» [38]. Кровожадная Кали. У неё четыре руки. В одной она держит меч, в другой – жертвенный нож, в двух других – отрубленные человеческие головы. Её шею украшает ожерелье из человеческих черепов, изо рта свисает окровавленный язык. Кали иногда изображают сидящей или танцующей на трупе Шивы [39]. В книге “Древо индуизма” на цветной вклейке помещён рисунок: соитие Кали с трупом Шивы, с детальной прорисовкой половых органов. Под богами – буйвол и тигр, левая нога Кали покоится на голове тигра. Чёрная богиня размахивает мечом и жертвенным ножом, двумя другими руками на уровне груди держит какой-то предмет. Различные описания облика Кали, которые предлагаются в тантрической литературе для медитации, предполагающей “отождествление себя с объектом медитации” [40], отталкивающи. Кровь, трупы, исступление – вот “образный ряд”, который здесь используется. Конечно, все страшные и шокирующие описания облика Кали истолковываются символически как призванные напоминать о неизбежности смерти и разрушения всего материального. И всё же языческое неразличение Бога и демонов, добра и зла, прельщение ложной красотой последнего выступают здесь со всей очевидностью: “Поклоняясь ужасающим формам Божества, которые в то же время являются и необычайно прекрасными, мы, – пишут тантристы, – тем самым постигаем единство Божественной Игры, единство Реальности во всех её проявлениях” [41].

Высшей целью тантрической практики является маханирвана (“великое освобождение” от уз материального существования), которое “для тантриста заключается в полном раскрытии заложенного в душе каждого живого существа (а не только человека!) … божественной природы Шивы” [42]. Тантристы рассматривают все сущие в мире вещи “как проявления Силы (Шакти) Всевышнего Бога Шивы, вне Которого ничего не существует” [43]. Однако, в отличие от адвайта-веданты, тантристы считают, что мир есть не порождение иллюзии (майи), “а космическое тело Бога, наполненное его славой и силой. … Тантрист раскрывает с помощью своих учителей и покровительствующих божеств и свою истинную божественную сущность” [44]. Кроме стремления к маханирване, “любой тантрист высокого посвящения стремится овладеть шестью магическими способами воздействия на окружающий мир” [45]. В листовках “Тантра-Сангхи” указывается, что эта организация оказывает весь спектр оккультно-магических услуг. Кроме того, сами сектанты утверждают, что используют против своих врагов чёрную магию [46].

Согласно доктрине секты, спасение вне “Тантра-Сангхи” невозможно. При этом роль гуру такова, что это позволяет считать эту организацию классическим примером гуруистской секты [47]. К основателю “Тантра-Сангхи” Шрипаде Садашивачарье Ананданатхе (Сергею Владимировичу) обращаются с молитвой как к “Святому, Подвижнику, Владыке блаженства, Праведному, Спасителю асурических [то есть демонических] стран” [48], к которым относится в первую очередь Россия. Гуру непогрешим, он даже больше Шивы: “От гнева Шивы вас спасёт гуру, но от гнева гуру вас не спасёт и Сам Шива” [49]. Гуру нельзя противоречить, к нему нельзя поворачиваться спиной, зато ему следует “платить послушанием, делать пожертвования и давать дары” [50].

Нетантристов, а так же тех, кто не почитает гуру должным образом, и других “закоренелых грешников” [51] пугают описанием различных адских мук, слишком отвратительным, чтобы его воспроизводить. Но стоит отметить, что, “попадая в ад, грешники получают особые тела, приспособленные для существования в этих ужасных местах. Эти тела отличаются очень большой прочностью, поэтому мучения попавших в ад продолжаются сотни, а иногда и миллионы лет. Кроме того, восприимчивость таких тел к боли многократно увеличивается, что делает мучения грешников поистине невыносимыми. Освобождение от этих мук наступает только тогда, когда вся дурная карма, накопленная грешником в предыдущих рождениях, полностью отрабатывается. Таким образом, целью ада является подготовка незрелых душ к последующим перерождениям в более благоприятных условиях и обретения ими освобождения в Куле (Духовной Семье) Шивы и Шакти” [52].

Итак, ад тантристов – это чистилище, в котором демоны-асуры наставляют на путь почитания Кали тех, кто пренебрёг им в земной жизни. В тела демонов воплощаются те тантристы, “которые, ревностно служа Матери Кали и духовным учителям Тантры, пока ещё остаются сильно привязанными к грубо чувственным удовольствиям. Они нетерпеливы, страстны, подвержены припадкам ярости… Их … души “дозревают” … до того, чтобы затем подняться на высший духовный план, а наслаждения, которым они предаются в своих мирах, – это награда за верность дхарме” [53]. (Дхарма – моральное поведение).

Каким же наслаждениям предаются в адских мирах демоны-тантристы? Жители первого из адских миров, все богатства которого созданы силой колдовства, – “волшебники” и “по своему могуществу… равны богам”. Они “очень сластолюбивы и много времени проводят в общении с женщинами-демоницами, которые у них подразделяются на три класса: жёны, любовницы и проститутки” [54]. А адское дно “населяют демоны-наги, полубоги с телами змей. Вид их внушает ужас: они многоголовы, на каждой из голов находится по два рога, между которыми расположены драгоценные камни, рассеивающие тьму этого мира зловещим красным светом… Именно на них возложена обязанность мучить самых ужасных грешников… до конца кальпы” [55]. Какой же грех самый ужасный? “оскорбление духовного учителя, даже невольное, по незнанию, является тягчайшим грехом” [56]. “Жёны нагов – нагини …часто становятся жёнами богов, асуров, смертных царей и героев. Так, например, женой царевича Арджуны, великого преданного Кришны, стала нагиня Улупи” [57].

И такое дремучее язычество, такой примитивный магизм, в котором посмертная участь человека зависит не от его нравственного облика, а лишь от преданности гуру и богам, отличающихся от демонов только функционально и даже имеющих с ними общих жён, находит себе приверженцев в современном мире! Главное – личная преданность, как учил Сталин и другие главари коммунизма…

В “Тантра-Сангхе” существует пять уровней посвящений и институт “получленства”. Посвящения происходят перед лингамом (фаллосом) Шивы. Получить посвящение, дающее доступ к майтхуне (ритуальному сексу) несложно и не требует длительного пребывания в секте. Майтхуна совершается в чакре – группе тантристов в храме. Употребление вина и секс с нетантристами исключается. Как правило, в тантрических сектах участники чакры пьют из человеческого черепа вино, в которое добавляют сперму гуру. Из-за закрытого характера майтхуны невозможно проверить, происходит ли то же самое в “Тантра-Сангхе” [58]. Как говорится, не пойман – не вор. Однако члены “Тантра-Сангхи” обычно указывают на кашмирский тантризм (откуда получил своё посвящение Садашивачарья – основатель “Тантра-Сангхи”), в котором практики группового культового секса не существовали. И утверждают, что членам их организации предписывается целомудрие вплоть до полного воздержания [59]. Так ли это на самом деле? В Красноярске с одним тантристом-одиночкой я хорошо знаком. Много лет назад он принялся восхвалять “святых” тантрических проституток, практиковать тантрический секс с пара-стри (чужой женщиной) и тантрическую йогу, предостерегая своих знакомых: “От этих занятий очень легко сойти с ума”. (Напомню, что “Тантра-Сангха” не признаёт тантристами тех, кто не получил посвящения от тантрического гуру, на звание которого в России может претендовать только Садашивачарья). Двое других моих знакомых из Таганрога и из Липецка мне поведали, что в их городах открылись тантрические храмы с храмовой проституцией. Связаны ли эти храмы с “Тантра-Сангхой”, я не знаю.

Каждое новолуние в тантрических храмах приносится в жертву богине Кали какое-нибудь животное или птица отсечением головы с помощью ритуального меча. Кровь выливается в сосуд, изготовленный из человеческого черепа, и подносится богине. Используются также ритуальные дудки, сделанные из человеческих берцовых костей [60].

Садашивачарью нередко обвиняют в жертвоприношениях животных. На это он отвечает, что данный обряд противоречит законодательству о свободе вероисповедания не более, чем ритуальный забой скота у иудеев и мусульман [61].

Тантрические богослужения в России совершаются под открытым небом или в домашних храмах, устроенных в квартирах. Одно время “Тантра-Сангха” арендовала в Москве крыло двухэтажного здания [62].

Дома у тантристов у северной стены [63] жилища устроены алтари. На них помещаются изображения Шивалингайони (лингам – мужской половой член, йони – женские половые органы) [64], Кали, Шивы, других тантрических божеств, гуру, а также трезубец Шивы и сосуд со священным пеплом, который остаётся от огненных жертвоприношений Рудре (Шиве). Считается, что этот пепел обладает магической и целительной силой. Поэтому его ежедневно наносят на определённые части тела и принимают в пищу. Каждый день перед алтарём совершается пуджа, которая “состоит обычно в возлиянии воды на Шивалингам, в умащении его душистыми маслами, украшении цветами и окуривании благовониями, после чего возжигается специальная ритуальная лампада и подносится жертвенное угощение (обычно фрукты или сладости). Затем тантрист славит величие своих Божественных Родителей [т.е. Шивы и Шакти] пением молитв и “гимнов хвалы”, повторяет магические заклинания-мантры, выполняет некоторые йогические и медитативные упражнения… и, наконец… вкушает прасад [Прасад – идоложертвенная пища в индуизме], которым теперь стала пожертвованная Богу пища” [65]. Кроме того, “тантристы… освящают пищу (неосвящённую пищу тантристы не употребляют), поклоняются священному огню… и, конечно же, практикуют таинства “йоги секса”: супружеские пары поклоняются телам друг друга как “живым храмам” Шивы и Шакти. Последующее соединение, как верят тантристы, приводит к зачатию детей со сверхчеловеческими и даже божественными качествами…” [66]. В “Тантра-Сангхе” ограничений в пище не существует. Но перед вкушением мяса или рыбы над ними прочитываются специальные заклинания, призванные нейтрализовать возможные от такой еды негативные последствия. Напомню, что в Ведах запрета на мясную пищу нет, поэтому древняя ведийская религия не знала лакто-вегетарианства. Существуют посты перед праздниками. Запрещается курение и употребление наркотиков [67].

Адепты “Тантра-Сангхи”, как и индусского тантризма, практикуют кундалини-йогу, центральным, медитативным образом которой является змея. Для индуса это – священное животное, которое не ассоциируется со злом. Что такое змея для человека с христианским культурным подсознанием – общеизвестно, и сомнительно, чтобы использование подобного символа оказывало на медитирующего благой эффект [68].

Священниками в “Тантра-Сангхе” могут быть только авадхуты (т.е. монахи) и брахманы. За неимением брахманов священниками являются монахи. Монахи же исполняют обязанности наставников (шикша-гуру). Помимо пудж (богослужений) священники совершают самскары – обряды жизненного цикла, главным из которых является вступление в брак. Тантристы часто называют самскары на православный манер “таинствами” и “требами”. На время пудж священнослужители облачаются в специальные одеяния чёрного цвета, напоминающие рясы и полумантии православных старообрядческих иеромонахов. Во внебогослужебное время священники, как и рядовые тантристы, носят обычную одежду. Как правило, чёрного цвета. Хотя на заре юности “Тантра-Сангхи” священники-авадхуты носили традиционные облачения шиваитских подвижников красного цвета. Но потом, наверно, не захотели выглядеть клоунами, наподобие кришнаитов, и перешли на обычную для России одежду духовных лиц [69].

Поскольку термин “тантра” уже давно себя скомпрометировал, “Тантра-Сангха” в 1998 году приняла решение о введении второй официальной идентификации секты как “ведической” и второго названия – “Рудра самадж”, которое со временем, видимо, должно сменить старое [70].

«Тантристы верят, что когда кали-юга (время, в котором живёт сегодняшнее человечество) “войдёт в полную силу”, то все религии будут поглощены тантрической кула-дхармой и все люди на земле станут тантристами. Современных тантристов Индии и Непала древние пророчества вдохновляют на распространение своего вероисповедания за пределами Индостана» [71]. Однако исследовательница неоиндуизма А.А. Ткачёва полагает, что из-за мрачных и непонятных для “человека с улицы” символики и догматики, из-за обременительной обрядности и сурового морального кодекса, “Тантра-Сангха” обречена на то, чтобы и впредь оставаться маргинальной. А возможно и вовсе исчезнуть [72].

Вот оно – это страшное индусское учение во всей своей мрачной красе…

“Тантра есть нечто личностное и в то же время открытое и универсальное. О тантре нельзя рассказать, её нельзя описать. Тантру нужно передавать по наследству, делиться ею. Она не легенда, не сплетня, не россказни; она – история, традиция, нечто исконное. Тантра прагматична и познаваема индивидуально; в то же время она достояние общества, общины, племени. Тантра объективна и субъективна. Тантра – материалистический идеализм и реалистический мистицизм”. – говорит Браджмадхава Бхаттачарья [73].

                2010


[1] Двойная бездна.

[2] «Определение Добра и Зла: Добро – то, что нравится вам. Зло – то, что вам не нравится». (Ла Вэй А.Ш. Записная книжка Дьявола. F.O.D., б.г., стр. 187. (глава “Дьяволика”)).

[3] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 76 – 77.

[4] Dubuis J.A., Hindu Manners, Customs and Ceremonies. Oxf., 1906, p. 286 – 288.

[5] Dubuis J.A., Hindu Manners, Customs and Ceremonies. Oxf., 1906, p. 288.

[6] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 64 – 65.

[7] Глушкова И.П. Введение. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 15.

[8] Библия о поклонении евреев Астарте: Иис.Нав. 24:36. Суд. 2:13; 3:7; 10:6. 1Цар. 7:3,4; 12:10; 31:10. 3Цар. 11:5,33; 15:13. 4Цар. 17:10; 21:7; 23:4,6,7,13. 2Пар. 33:19. Ис. 17:8. Иер. 7:18; 44:17-19.
     (Примеры: Суд. 10:6: “Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему”. Ос. 4:10-16: “Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ Мой вопрошает своё дерево и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: “жив Господь!” Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище?” Исх. 34:15-16: “Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жён сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих”).

[9] Бренье Ф. Евреи и Талмуд. М., 1994, ч. 1, гл. 1: “Древние отступничества Израиля”.

[10] Библейский словарь Брокгауза.

[11] Песнь о Гильгамеше, VI, 44-79.
Пользовался её публикацией в книге: Антология мировой философии. Древний Восток. Минск “Харвест”, М. “АСТ”, 2001.

[12] Песнь о Гильгамеше, VI, 159.

[13] Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М.,1983, стр. 521-522.

[14] Воробьевский Ю.Ю. Стук в золотые врата. М., 1999, стр. 304.

[15] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 88.

[16] Цит. по: Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 87

[17] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 89.

[18] Там же, стр. 90.

[19] Там же, стр. 90.

[20] Там же, стр. 84

[21] Горохов С.А. Тантризм. // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М., 1996, стр. 539. (Горохов – молодой географ, последователь основателя московской секты “Тантра-Сангхи” Шрипады Садашивачарьи Ананданатхи).

[22] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 90.

[23] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 260.

[24] “Тантрический путь”. Выпуск 3, 1995-1996 гг. стр. 56.

[25] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 66 – 67.

[26] Цит. по: Авадхута Димешвар Рам. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992, стр. 38.

[27] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 77.

[28] Можейко М.А. Тантризм. // Новейший философский словарь. Минск, 1999, стр. 699.

[29] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 84.

[30] Там же, стр. 65.

[31] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 65-66.
     Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 346-347.

[32] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 347, 353.

[33] Можейко М.А. Тантризм. // Новейший философский словарь. Минск, 1999, стр. 700.

[34] Субрамуниясвами Садгуру Шивайя. Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. Киев, 1997, стр. 770 (реклама).

[35] Там же.

[36] “Гандхарва-тантра”. Цит. по: Горохов С.А. Тантризм. // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М., 1996, стр. 538.

[37] “Чаще всего ей [Шакти] поклоняются в облике Кали и Дурги”. (Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 84).

[38] Авадхута Димешвар Рам. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992, с. 41.

[39] Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 82.

[40] Авадхута Димешвар Рам. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992, стр. 9.

[41] Там же, стр.39.

[42] Горохов С.А. Тантризм. // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М., 1996, стр. 537.

[43] “13 опор тантрической веры” (листовка “Тантра-Сангхи”).

[44] Горохов С.А. Тантризм. // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М., 1996, стр. 537.

[45] Там же, стр. 542.

[46] Там же, стр. 543.

[47] См. Грихавадхута Сундарадевананда, Авадхута Субалананда. Духовный учитель в Тантре. // “Тантрический путь”. Выпуск 3, 1995-1996 гг. стр. 32-35.

[48] Гуру-ванданам (Приветствие Духовному Учителю) // “Тантрический путь”. Выпуск 3, 1995-1996 гг. стр. 37.

[49] Грихавадхута Сундарадевананда, Авадхута Субалананда. Духовный учитель в Тантре. // “Тантрический путь”. Выпуск 3, 1995-1996 гг. стр. 36.

[50] Там же, стр. 37.

[51] Грихавадхута Сундарадевананда. Основы тантрической космологии. // “Тантрический путь”. Выпуск 3, 1995-1996 гг. стр. 43.

[52] Там же, стр. 41-42.

[53] Там же, стр. 43-44.

[54] Там же, стр. 44.

[55] Там же, стр. 46.

[56] Там же, стр. 36.

[57] Там же, стр. 46.

[58] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 353-354.

[59] Ткачёва А.А. Неоиндуизм и неоиндусский мистицизм. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 482.

[60] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород. 1997. стр. 306.

[61] Свами Садашивачарья. Ответ чиновнику. // “Тантрический путь”. Вып. 2 [Б.м.], 1994, стр. 174.

[62] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 358.

[63] В христианской традиции север считается стороной сатаны. В индуизме: восток – сторона богов ведийского пантеона, север – сторона Шивы и всяческого зла.

[64] “Скульптурные изображения линги в виде каменного столба, поднимающегося из лотоса йони, выступают предметом поклонения в шиваитском тантризме”. (Можейко М.А. Тантризм. // Новейший философский словарь. Минск, 1999, стр. 699).

[65] Горохов С.А. Тантризм. // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М., 1996, стр. 541.

[66] Там же, стр. 541.

[67] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 355.

[68] 1). Ткачёва А.А. Неоиндуизм и неоиндусский мистицизм. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 484.
     2). Можейко М.А. Тантризм. // Новейший философский словарь. Минск, 1999, стр. 700.
     3). Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 86-87.

[69] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 356.

[70] Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 357.

[71] Горохов С.А. Тантризм. // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. М., 1996,
стр. 539.

[72] Ткачёва А.А. Неоиндуизм и неоиндусский мистицизм. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 483.

[73] Цит. по: Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 68.


Предыдущий этюд по индуизму: http://www.proza.ru/2012/01/08/1262

Следующий: http://www.proza.ru/2012/12/04/409