Жертвенное продвижение ч. 158

Сергей Владимирович Жуков
                §158. Жертвенное  продвижение

   Продвижение есть не только перемещение объекта или субъекта в пространстве и во времени, но и достижение им определенной или непредвиденной цели.
Продвижение есть духовное явление и геополитическое Бытийствование. В самом слове приставка "про" означает предстояние, то есть начало.
Продвижение Славян в Приуралье, Сибирь, на Кавказ и в Среднюю Азию было жертвенным.
    Это обретение новых земель нельзя назвать имперским действием, но держаным деянием.
Порой устремление нашего народа на Восток и Юг было невольным и подсознательным влечением к обретению своей прародины.

   Да не будет ни для кого из потомков Славян секретом, но открытием истины, что нашей Прародиной служит Сибирь, а не Карпаты, как это часто утверждается историками.
Многие исторические источники отмечают и утверждают, что в Минусинской котловине проживали люди европейского типа.

   - В конце первого тысячелетия до нашей эры китайские источники говорят о высокорослых, голубоглазых, рыжеволосых племенах, населявших территорию, охватывающую Алтае-Саянское нагорье, в то же время на территории Минусинского края жил народ, антропологически безусловно европеоидный - говорит профессор Г.Е. Дебец, доктор биологических наук.

   Выдающийся русский историк Лев Николаевич Гумилёв утверждает, что «европеоидная антропологическая раса перового порядка прослеживается в Центральной Азии и Сибири с верхнего палеолита и генетически восходит к кроманьонскому типу, являясь особой ветвью, развивавшейся параллельно с расами Европы и Ближнего Востока. На фоне подчёркнуто монголоидных народов Амурского бассейна даже слабо выраженные европеоидные черты казались средневековым наблюдателям выпуклыми и заслуживающими того, чтобы быть отмеченными».  1

   В погребениях афанасьевской культуры в Минусинской котловине найдены своеобразные глиняные курильницы, такие же, как и в курганах Предкавказья и Левобережной Украины. 2
Конечно, укрепление исторических позиций на Кавказе и в Средней Азии порою было связано с ожесточённой борьбой некоторых народов против России.
Однако расселение Восточных Славян в Сибири почти не сопровождалось стычками с местным населением, если не считать схваток с вогулами /манси/ в 15 столетии и с чукчами в 18-м веке.

   В 1483 г. московские воеводы — князь Федор Курбский-Черный и Иван Иванович Салтык-Травин совершили первый исторически доказанный переход через Средний Урал. В устье р. Пелым, приток Тавды, объединенная рать русских и коми (их участие в походе отмечается впервые) разгромила войска вогульского князька, натравливавшего югричей на русских. Затем воеводы двинулись «...вниз по Тавде ...мимо Тюмени в Сибирскую землю; воевали, идучи, добра и полону взяли много. А от Сибири шли по Иртышу... вниз, во югочи, да на Обь реку великую в Югорскую землю  , и князей югорских воевали и в полон вели». По Западной Сибири русские воины проделали кольцевой маршрут длиной около 2500 км. «А пошла рать с Устюга мая 9, и пришла на Устюг 1 октября...» Название «Сибирь» употребляется летописцем в этой короткой записи как имя знакомое, не нуждающееся в пояснении, и обозначает определенный город. По Л. Гумилеву, оно бытует с V в. н. э.: «Так назывались угорские племена, населявшие бассейн Оби и ее притоков, в частности манси (вогулы). Название «Сибир» фигурирует в титулатуре двух тюркских ханов: Сыби-хан и Шиби-хан». В Западной Европе впервые оно появляется на Каталонской карте 1375 г. в начертании «Себур», которое, несомненно, заимствовано из мусульманских источников («Сибир и Абир», «Ибир-Шибир» и т. д. у арабских и персидских авторов первой половины XIV в.). На круговой карте мира Фра-Мауро «Сибирь» без всяких искажений обозначает страну, расположенную к северу от «Азиатской Сарматии» и отделенную от нее горами. К юго-западу от Сарматии протекает р. Эдиль, тюркское название Волги. К северо-востоку от «Сибири» начинается безымянная река, проходящая у западного края Гипербо¬рейских гор и на севере, перед впадением в океан, отделяющая Пермию от Страны Тьмы.
В результате похода весной 1484 г. пришли к государю московскому с просьбой принять их в свое подданство «князи» (племенные вожди) вогульские и югорские и один из князей сибирских (вероятно, татарских). «И князь великий дань на них уложил, да отпустил восвояси».

    В 1499 г. трое московских воевод возглавили большой поход в Сибирскую землю. «Послал великий князь Петра Федоровича Ушатого да поддал ему [дал в помощь] детей боярских — вологжан. А пошли до Пинежского Волочка реками 2000 верст, а тут сождались [соединились] с двинянами, да с пинежанами, да с важанами. А пошли со Ильина дня [20 июля] Колодою рекою [Кулоем] 150 верст с Оленьего брода, на многие реки ходили и пришли в Печору-реку до Усташа-града».

    Князь Ушатый от Вологды сплыл по Сухоне до Северной Двины и по ней до устья Пинеги, по этой реке поднялся до места, где она сближается с верховьем Кулон — до Пинежского волока и спустился по Кулою к Мезенской губе Белого моря. Затем его путь шел вверх по Мезени и Пезе до ее истоков, где она сближается с верхней Цильмой. По Цильме князь спустился до Печоры, а по ней поднялся до Усташа-города. (Вероятно, город стоял близ устья р. Щугор, у 64° с. гл., где кончается судоходная часть Печоры.) Там он ждал, пока не подошли отряды князя Семена Федоровича Курбского и Василия Ивановича Гаврилова-Бражника. «Да тут осеновали [провели осень] и город зарубили [построили]. А с Печоры-реки воеводы пошли на Введеньев день [21 ноября]... А от Печоры воеводы шли до Камени две недели. И тут прошли... через Камень щелью [ущельем], а Камени в облаках не видать, а коли ветрено, так облака раздирает, а длина его от моря до моря. От Камени шли неделю до нерпою городка Ляпина; всего до тех мест верст шли 4650... А от Ляпина шли воеводы на оленях, а рать на собаках.
И пришли к Москве... все на велик день [на пасху, т. е. весной 1501 г.] к государю». Они открыли самую высокую часть Урала и первые определили его истинное направление: фразу «а длина ого от моря до моря» можно толковать только так, что Камень (Уральский хребет) тянется от Студеного моря к морю Хвалисскому (Каспийскому), т. е. с севера на юг. В самом деле, воеводы шли на восток через ущелье, по обе стороны которого поднимаются высокие горы, и вышли на р. Ляпин, в верховьях которой — к северу от их пути — поднимаются высочайшие вершины Урала. Кроме того, русские в XV в. не делили Студеного моря на два различных бассейна, которые они могли бы считать отдельными морями, как это делаем мы. Нельзя, следовательно, думать, что «от моря до моря» — значит — от западного (Баренцева )к восточному (Карскому) морю. По самое убедительное доказательство в пользу того, что именно в это врем и русские открыли истинное направление Камня, дает карта 3. Герберштейна, составленная по русским источникам первой четверти XVI в. На ней впервые показаны «горы, называемые Земным Поясом», но которые протягиваются с севера на юг между Печорой и Обью.

   Итак, русские к концу XV в. открыли не только всю Северную и Северо-Восточную Европу, но и Полярный, Приполярный и Северный Урал, т. е. большую часть Каменного Пояса и перевалили его в нескольких местах. Московские владения передвинулись за Камень, который с того времени начали показывать на картах как меридиональный хребет. Русские проникли на Иртыш и в низовья Оби и, следовательно, положили начало открытию огромной Западно-Сибирской равнины. Великий князь Василий 3-й Иванович впервые внес в свой титул земли Обдорскую и Конди некую — территорию по нижнему течению Оби и по Конде, нижнему притоку Иртыша.

   Борьба с ханом Кучумом, проведённая казаками во главе с атаманом Ермаком было освобождением остяков, селькупов, кетов и других малых народов, угнетённых потомками Чингисхана.

   Продвижение, в отличие от передвижения, более осмысленно, напористо, прогрессивно, активно и целенаправленно.
Оно заключает в себе религиозную, просветительскую, целительскую, экономическую, умиротворяющую и другие действенные составляющие.
И в прежние века, и при Советской власти сохранялись все малые народы Сибири и Севера.
Были сбережены не только относительно крупные национальности, такие как якуты/295 тыс. чел/, буряты/ 312,5 тыс. человек/ и хакасы/65 тыс. чел/, алтайцы/ 54,6 тыс. чел/, но и нганасаны/ 800 человек/, тофы/ 600 человек/, негидальцы/ 500 человек/, орочи/ 1100 человек/, удэгейцы/ 1400 человек/, ительмены/ 1300 человек/, юкагиры/ 600 человек/, кеты/ 1200 человек/.

   Точно не известно, когда русские впервые познакомились со страной коми (бассейн Печоры и Вычегды), на востоке прилегаю щей к Северному Уралу. Но не позднее XII в. гуда постоянно приходили торговцы из Новгорода и из Ростово-Суздальской земли. Во второй половине 1379 г. в землю коми по его просьбе был направлен первый проповедник христианства Стефан Храп, изучивший язык коми и создавший алфавит («пермская азбука»). Он провёл на р. Вычегде около четырех лет, крестя «коснеющих в язычестве» жителей, уничтожая кумирни, идолов и приношения им — меха, учредил школу и стал первым просветителем коми. В начало 1381 г. Стефан вернулся в страну, облаченный саном епископа Пермского, а в следующем году, поднявшись на лодке по р. Вычегде на 600 км от устья, убедил вогулов, напавших на коми, уйти восвояси. Он стал фактическим правителем страны, спасая население не только от набегов, но и от голода, «многократно привозя на лодьях хлеб... для всех нуждающихся», особенно после голода 1386 г.
Продвижение Московского великого княжества в 14-15 веках и Русского царства в 16-19 веках на Запад тоже было жертвенным, поскольку от польско-литовского владычества освобождались земли, на которых проживали Восточные Славяне.

   Даже присоединение Царства Польского к Российской империи в 1815 году было направлено к его спасению от онемечивания.
К сожалению, польская шляхта и магнаты не только стремились к независимости, но ещё и хотели свободы с рабами из украинцев и белорусов. Например, восстание, происшедшее в 1863 году вообще происходило в основном на территории Украины и Белоруссии.

   Меж тем нелишний раз стоит вспомнить, что ещё король франков Карл Великий начал проводить агрессивную политику с 771 года. Он возглавлял многочисленные военные походы против племён саксов, лютичей, чехов и лужицких сербов.
В пограничных областях он создавал марки - крупные военные округа - во главе с маркграфами и принудительно крестил население захваченных земель.
Христианизация сопровождалась массовыми казнями непокорных. Для нас наибольший интерес представляют его поход 789 года, когда Карл вторгся на территорию лютичей близ широтного отрезка течения Лабы у 52; северной широты и с боями прошёл на север через их земли до берега Балтики.

   Конечно, по мере продвижения Славян случались и досадные неприятности. Так, сын боярский Иван Похабов во главе отряда в 100 человек прошёл вдоль западного и южного берегов Байкала и прибыл на Селенгу, причём по пути имел многочисленные столкновения с бурятами. На нижней Селенге и Уде казаки потребовали уплаты ясака, но жители, естественно, отказывались платить вторично. Они стали объединяться в большие отряды и сражаться с русскими. Борьба затянулась до 1655 года и прекратилась ввиду утомления бурятов. 3

   Однако такие действия Славян не сравнить со зверствами западных колонизаторов. Стоит привести лишь несколько свидетельств. За экватором Гама, вероятно, с целью разведки пошел, не удаляясь далеко от суши, вдоль берегов Аравии и Северо-запада Индии до Камбейского залива, а оттуда повернул на юг. Люди Гамы заболели цингой, многие умерли; на о. Анджидив были высажены 300 больных. У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно. Несчастные вырвались из трюма и стали тушить огонь; Гама приказал стрелять но ним и снова поджёг судно. Четыре дня продолжалась эта неравная борьба: португальцы не решались подойти к судну и взять его на абордаж, гак как гибнущие люди швыряли на палубы атакующих кораблей горящие бревна и доски. Обожженные, полуобезумевшие люди кидались воду и тонули, «После столь продолжительной борьбы,— говорит очевидец-португалец, - адмирал поджег это судно с великой жадностью и без малейшей жалости, и оно сгорело со всеми, кто был  на борту». Сняли с судна по приказу Гамы только 20 мальчиков. Их отослали в Лиссабон, крестили, и все они стали монахами.

   Заключив союз с правителем Каннанура, Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал снять трупы, отрубить головы, руки и ноги, свалить туловища в лодку и бросить в воду; к лодке прикрепил письмо, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться. Прилив вынес лодку и обрубки трупов на берег. На следующий день Гама опять бомбардировал город, ограбил и сжег подходившее к нему грузовое судно.
И к таким извергам нам с самого детства прививают любовь и уважение.

 А вот подвиги ещё одного благородного "идальго".   
В 1507 г. эскадра, посланная из Лиссабона под командованием Афонсу Албукерки, направилась к Ормузскому проливу. Португальцы разграбили и сожгли поселки у пролива, убили и захватили в плен много иранцев и арабов. Всем пленным Албукерки приказал отрезать носы, кроме того, мужчинам — правые руки, а женщинам — уши. Затем, обстреляв иранские суда, Албукерки захватил г. Ормуз, наложил на него дань и построил там форт. (Вскоре, однако, португальцы были оттуда изгнаны.) Через год египтяне сделали первую и единственную, попытку защитить свою индийскую морскую торговлю. С помощью венецианцев они снарядили большой флот в Красном море и разгромили небольшую португальскую эскадру, крейсировавшую у северных берегов Аравийского моря. Ф. Алмейда да собрал тогда все свои силы и в 1509 г. наголову разбил египтян в морском сражении у острова Диу. В том же году победитель был отозван в Лиссабон, а вместо него вице-королем ИНДИИ назначен А. Албукерки. На обратном пути 1 марта 1510 г. Алмейда высадился с небольшим отрядом на берег у мыса Доброй Надежды и во время стычки был убит готтентотами.
При А. Албукерки, которого португальцы прозвали "Великим" они стали бесспорными «владыками торговли» в Индийском океане. Они заложили ряд крепостей на западном берегу Индостана и господствовали над крупнейшими индийскими портовыми городами Ни одно купеческое судно не смело плавать в Индийском океане без португальского паспорта, так как португальские военные корабли сторожили важнейшие морские пути, ведущие к берегам Индии, топили или захватывали суда, плававшие в этих водах без их разрешения, а с моряками расправлялись, как с пиратами. Арабские портовые города в Восточной Африке платили дань португальцам. Они проникали в Красное море, завязывали торговлю с христианской Эфиопией, нападали на западные аравийские порты, начали разведку глубинных районов Африканского материка.
Важнейшим португальским опорным пунктом в Индии был город Гоа. Албукерки впервые захватил его после двухмесячной осады в марте 1510 г.

   После таких омерзительных деяниях доблестных и ревностных католиков необходимо сказать о географических исследованиях декабристов.
Константин Петрович Терсон участвовал в открытии Антарктиды и островов в Южном Ледовитом и Тихом океанах.
Михаил Карлович Кюхельбекер, Дмитрий Иринархович Завалишин, Фёдор Гаврилович Вишневский обогнули земной шар, изучали страны и народы Северной и Южной Америки.
Н.А.Бестужев, К.Ф.Рылеев, В.П.Романов и другие декабристы внимательно изучали проблему Северо-Западного морского пути из Тихого океана в Атлантику.
Николай Чижов, М.Кюхельбекер исследовали Новую Землю, а Владимир Романов выполнил опись Черноморского побережья Кавказа.
Николай Бестужев картировал берега Англии, Франции, Гибралтарского пролива, острова Балтийского моря.
Павел Иванович Пестель и Никита Михайлович Муравьев обогатили отечественную географию новыми принципами районирования России, нашедшими воплощение в важнейших политических документах декабризма. 4

   Основными этапами продвижения Славян в Сибирь были: 1/Охотничий или казачий. В этот период встречь Солнцу двигались казаки, которые добывали пушнину и ясак для государя. Естественно осваивались новые земли и открывались моря и горы.
После того, как на вновь  разведанных землях были возведены остроги, стали осваивать пашни крестьяне. Благодатные чернозёмные земли нынешних Курганской, Омской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярских краёв и республики Хакасия, а также удобные пойменные урочища в Иркутской и Амурской областях и Приморском крае привлекали множество переселенцев.

   Начался новый период: Крестьянский, который получал периодические усиления во время реформы Столыпина в начале 20-го века, а также после распашки целинных земель в 50-е годы 20-го века.
Часто русские поселения возникали вроде из ничего. О них не знало даже местное уездное начальство. Однажды в Акмолинской области проводил ревизию генерал-губернатор. Ему доложили, что участки для переселенцев организованы, но самих переселенцев нет. «Но вдруг, вдали неожиданно показывается целая русская деревня, совершенно отстраненная, и несколько стариков стоят без шапок вокруг стола, где лежал хлеб-соль, видимо ожидая начальство. Генерал, сильно недовольный, обратился за разъяснениями к крестьянам, которые благодушно отвечали: «Да мы, Ваше превосходительство, третье лето здесь землю пашем». 5

  Восточный путь переселенцев шёл через Тюмень. В 1867 году через неё их прошло 20 тысяч. В начале 80-х годов 19-го века поток переселенцев увеличился до нескольких десятков тысяч человек. В 1892 году через Тюмень только за 8 месяцев прошло 75 тысяч крестьян. За 30 лет /1861-1890/ в Сибирь прошло через Тюмень не менее 600 тысяч переселенцев почти из всех губерний европейской части России.
Многие переселенцы из центральных районов России не останавливались в предалтайских степях, а преодолевали горы и уходили на китайскую территорию. В 1869 году разграничительная комиссия объезжала приграничные местности и отметила появление русских поселений на китайской территории. По сути дела, новая граница уже оказалась никому не нужной. Хребет в 2,5 км высотой, по которому проходила граница, был недостаточной преградой, чтобы остановить русского человека.

   Промышленный этап продвижения в Сибирь начался ещё в начале 18-го века, а особенную интенсивность получил в 30-80-е годы 20-го столетия. Конечно, этот продвижения был связан с массированным применением труда миллионов заключённых, но плодами пользовался весь народ. К сожалению, после грабительской приватизации многие месторождения полезных ископаемых и предприятия, освоение и возведение которых потребовало сотен тысяч жертв, перешли в алчные лапы компрадорской буржуазии.
Промышленному освоению колоссальных пространств Востока способствовало строительство железных дорог. С 1891 по 1900 год сооружалась знаменитая Транссибирская магистраль.
В начале 30-х годов по просторам Сибири и Казахстана был проложен Турксиб, имевший большое стратегическое и промышленное значение.

   После Великой Отечественной войны легла новая стальная строка в сибирской железнодорожной летописи, дорога в три с лишним тысячи километров. Через Магнитогорск, Целиноград, Барнаул, Новокузнецк, Абакан, Тайшет тянется она, где сливается с Транссибом.
Впервые о дороге на океан заговорили русские инженеры Г.Андрианов и С.Чмутов в 1908 году.

  В 1932 были начаты работы на трассе БАМа, то есть Байкало-Амурской магистрали, к осуществлению которой приступили в 1974-м году. Кроме БАМа было запланировано сооружение АЯМа, то есть Амуро-Якутской магистрали. В начале 21-го века эта дорога проложена уже до Алдана.
В 60-е годы стальные пути пролегли сквозь ущелья и распадки Саян от Абакана до Тайшета.
В 70-е годы 20-го столетия рельсы заструились среди болот Тюменской области.
Однако в связи с разрушением социалистической Державы строительство железных и шоссейных дорог было фактически прекращено. Только в начале 21 века снова понемногу начинается шевеление на Восточных окраинах. В частности, построена грандиозная магистраль «Амур», протяжённостью несколько тысяч километров. Она протянулась от Читы до Хабаровска.


Литература
1  Гумилёв Л.Н. В поисках вымышленного царства.  – СПб. 1994

2  Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.-М.:Наука,1980.-с.36

3  Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т.2–М.:Просвещение,1983.-С.283

4  Пасецкий В.М. Географические исследования декабристов.–М.:Наука,1977

5  Остафьев В. Колонизация степных областей в связи с вопросом о кочевом хозяйстве //Записки Западно-Сибирского отделения ИРГО.–Кн.18.–Вып.2.–Омск,1895