Поль Синьяк

Улексия Миссосупова
Paul Signac (11 ноября 1863, Париж — 15 августа 1935, там же) — французский художник-постимпрессионист, представитель направления пуантилизма.
СИНЬЯК Поль (1863-1935) - французский живописец,  график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма.

Родился в состоятельной семье владельца магазина. Не получил систематического художественного образования. Творческая манера сформировалась в основном под влиянием творчества импрессионистов, в особенности К.Моне ("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Бриак. Крест моряков", 1885, частное собрание, Париж; "Сена в Аньере", 1885, частное собрание, Париж). После знакомства с Ж.Сёра с увлечением изучает научные работы Э.Шеврейля, Г.Л.Ф.Гельмгольца и др., посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, П.Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, или пуантилизма.

Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.
Зеленый парус Поля Синьяка
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/12/2215
В сиреневой дымке - Сан Марко,
и свеж ветер в ультрамарине,
зеленого паруса кварки
чуть инопланетны в картине.
Венеция утром весенним -
в движении весь Canalazzo
гондолами и вапоретто
мобильно вод синих пространство.
Как час беспокоен рассветный
под плеск волн, скорей на работу!
Бегут в ряби вод гондольеры,
а парус расцвел вдруг над лодкой.
Он яркий, цветущий, зеленый -
весны и Венеры посланье,
средь шумного утра влюбленный,
поющей Венеции странник.

Поль Синьяк. "Зеленый парус, Венеция". 1904 г.

Canalazzo - Гранд-канал в Венеции,
вапоретто - водные трамваи.

В 1887 г. он побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Ж.Сёра ("Порт Коллиур", 1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Вид Коллиура", 1887, частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко и удивительно верно передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов.

Принимая в целом манеру Ж.Сёра, П.Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей природы.
Сосна в Сен-Тропе
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/12/2527
Сосна в Сен-Тропе - зрелой жизни сиянье,
в коре золотистой - свеченье земли,
кусты отражения в небо послали,
лазурь на земле - в облаках зелены.

(Так вечная молодость в небе возможна,
и старые телом - младые душой.)
Сосна одинока, немного тревожна
но жизни палитра в ней - Божьей росой.

Течет терракота в staccato сиенны,
все охрой прогрето, и хвоя поет!
Сосна - идеалам служение, верность.
Рука золотистая небо несет.

А крона в нем пишет эскизы картины -
Лазурного Берега пульс и ритм форм,
и облако радо тату, плащ накинув
из сини берлинской на зелень кустов.

Сосна - это Вечной Весны песнопенье,
иголочки-свечи день-нощно горят,
сосна - песня скал и земного цветенья,
сонату о ней написал здесь Синьяк.

Поль Синьяк. "Сосна, Сен-Тропе". 1909 г.


П.Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более близкая и знакомая ("Пинии и паруса", 1896, частное собрание; "Песчаный берег моря", 1890, ГМИИ, Москва; "Лодки на солнце", 1891, частное собрание; "Красный буй" , 1895, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Тропез" , 1897, Музей Аннонсиад, Сен-Тропез; "Порт Роттердама", 1907, Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам; "Марсельский порт", 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Сосна в Сен- Тропезе", 1909, ГМИИ, Москва).
Работу в мастерской П.Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому его акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин.

П.Синьяк очень много путешествовал по Франции, он побывал также в Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе, привозя из своих поездок работы с изображением великолепных пейзажей, увиденных глазами художника, влюбленного в жизнь ("Тартаны, разукрашенные флагами", 1893, Городской музей Вупперталь; "Папский дворец в Авиньоне", 1900, Музей Орсэ, Париж; "Константинополь.Ени-Джани", 1909, частное собрание, Брюссель).
С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы ("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж).
Поль Синьяк Портрет Феликса Фенеона
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/12/1957
В желтом солнце каменной эмали -
звездный сектор, радуги спирали,
человек идет по косморалли
и живым цветком жизнь украшает.

заиграют линии декора,
радиус, орнамент, угол, хорды,
человек планеты нарекает
и живым цветком тьму бездн стирает.

В каменной эмали - ритм и яркость,
в формах линий - степени порядки,
Феликс Фенеон несет подснежник,
в косморалли оживает нежность.

звезды окружили Фенеона,
радуга рекой в ладони льется,
солнечною плазмою наполнив
свой цилиндр, Адамом в мир вольется.

Вписан он в космический орнамент,
поле звезд, волн неба-моря хорды,
и подснежник - маленькое пламя -
голосом весны аккорд дополнит.

Поль Синьяк. "Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне,
ритмизованном размерами и углами, тонами и красками". 1890 г.
Так, сопоставляя в картине "Сена. Гренелль", 1899, частное собрание, Хельсинки) Эйфелеву башню и заводские трубы, он как бы говорит о существовании второго Парижа, рабочего.
Портретные работы П.Синьяка не отличаются той искренностью и непосредственностью восприятия, как его пейзажи ("Завтрак" , 1886-1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Среди них выделяется "Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками" (1890, частное собрание, Нью-Йорк), исполненный динамики завихряющихся орнаментальных узоров и свидетельствующий об интересе автора к проблемам монументально-прикладного искусства.
Использованы материалы сайта -