Кортеж

Виктор Иванович Баркин
Стоял жаркий июль 1991 года, оставалось несколько дней до 1 августа – Прославления Серафима Саровского в Дивеевском монастыре, где нашла пристанище и покой рака с мощами батюшки. Тогда еще в Дивеево не было многочисленных гостиниц, сам монастырь только отстраивался, а ближний  Арзамас – 16 был недоступен из-за своей секретности,  и поэтому Патриарх остановился в загородном комплексе в «Дубках», в 40 км от Дивеево, в соседнем Вознесенском районе. С ним постоянно дежурила Скорая помощь из Арзамаса – 16 и милицейский наряд ОВД.
Его Святейшество Алексий после отдыха в «Дубках» ежедневно ездил в Дивеево служить обедню с личной  охраной, которая ехала впереди его машины тоже на черной иномарке, бывшими тогда еще в редкость. Рядом с Дивеево, на поле, стоял палаточный городок, построенный и охраняемый силами ВДВ, под командованием генерала Реута Ф.М. Ждали сотни тысяч людей, развернули полевые кухни, в свободных помещениях района - госпитали. Ждали и первого президента СССР. Празднество должно было затмить « Саровские торжества» с участием Николая Второго и лиц царской фамилии лета 1903 года. Со мной случилось  в связи с этим рядовое приключение: когда  на узкой плотине Сатисского пруда у тепличного комбината я разъезжался с кортежем Алексия, то машина его охраны чуть не протаранила мою машину и не сбросила в пруд – я завис одним колесом над обрывом, после  окрика по мегафону: «Стоять!»
Рабочие, которые помогли потом мне вытолкать машину на дорогу, шутили над мотористом-поливальщиком тепличного комбината, который стрелял из «мелкашки» по лягушкам, чтобы отпугнуть их от насоса. «Хорошо, Мишка, что тебя охрана не увидела, а то завалила бы ».
Все имеет значение в жизни, как предвестник, но все мало настораживает нас, и мы не придаем происшедшему значение. Как  много поменялось потом: августовский путч (наверное,  эти лица знали, что готовится распад союза, но защитили союз непрофессионально, вызвали вместо этого протест у народа, испугавшегося возвращения тоталитаризма), свержение советской власти, приватизация, передел собственности, расцвет выборной системы с 1989-95 годах и полный закат ее в 1996-2011 годы. Не стало тепличного комбината, и мы едим редиску из Израиля, и помидоры из Турции, а на его гектарах вырос технопарк, который за шесть лет существования ничего так и не произвёл. Прорвало пруд, по плотине которого я когда-то ехал, а потоки воды, едва не погубив меня - снесли два дома в поселке, в которых погибли женщины, которых нашли в пойме среди бревен на второй день. Появились новые слова, смысл которых мы поняли слишком поздно: электорат, популизм, консенсус, плюрализм.
Вот и сейчас не поняли еще много, придушенные  рабством банковских кредитов. В тот раз я не пошел на праздник в Дивеево, как не хожу и по сей день. Отец Серафим и так всегда с нами, в наших сердцах, нашей памяти, в его родниках и пустыньках, в шуме листьев и шелесте травы. Когда-то он и сам ушел в лес, чтобы быть ближе к нам, к людям. Я тоже теперь держусь подальше от кортежей…Я никогда не видел ничего прекраснее Дивеевского монастыря , возрожденного трудом монахинь и верующих. В самые тяжелые годы своей жизни я обращался в молитве к Спасителю через иконы Богородицы и, конечно, батюшки Отца Серафима.ОН встречал меня благословением у входа в Троицкий собор и ему приносил я раскаяние в своих грехах. И только вера спасала не раз меня и мою семью. Вспоминаю, как в 70-е годы прошлого века, нам, офицерам запаса, читали лекции в доме культуры, бывшей трапезной монастыря. Начальник курсов - полковник, со значком об окончании академии генерального штаба, предложил офицерам использовать соборы(в одном из них какое-то время был тир), как туалеты, в виду отказа уборщиц открыть туалеты ДК - какая буря негодования возникла среди курсантов, в первую очередь из Арзамаса-16! Как все это было давно...Люди покидают церкви и частая причина извечна: "...вера без дела мертва есть!" Миллионы сирот в России не нужны ни государству, ни церкви(очень мало церковных приютов), хотя надо поклонится некоторым священнослужителям, усыновившим  много детей. Это подвиг, не оценённый пока ни государством, ни обществом, которое с каждым годом удаляется от государства. Отче Серафиме, моли Бога о нас!