Дневниковые записи. Предисловие

Михаил Ильич Суббота
     На фото М. И. Суббота в январе 1989 года.

     *****

     Михаил Ильич Суббота (1914-1991) (Из «Дневниковых записей», сентябрь – октябрь 1979 г.)

     «В 1933 г. я был зачислен студентом Московского Нефтяного института им. И. М. Губкина в группу 33-Э-91 (1933 г. приёма, факультет экономический, начало занятий 1 сентября). В группу геологов не попал (т.к. преимущество было за теми, кто уже работал в геологии или был направлен по путёвкам партийных организаций, а на весь СССР набрали всего 1 группу в 30 человек), и по совету М. М. Чарыгина, тогда декана геолого-разведочного ф-та, поступил на экономический, где был недобор. Со второго курса М. М. Чарыгин перевёл меня в группу геологов: 33-Г-91. Окончил институт я в 1939 году (с января до июня была выпускная сессия). Защитил кандидатскую диссертацию в 1952 г., докторскую в 1974 г.»

     *****

     ВМЕСТО ЗАВЕЩАНИЯ (на всякий случай). (Из «Дневниковых записей», сентябрь – октябрь 1979 г.)

     Здоровье моё после инфаркта не на высоте, и что ожидает меня дальше, покрыто мраком неизвестности. Инфаркт – дело быстрое, тогда будет не до завещания.
     Обычно принято в таких ситуациях заранее составлять завещание. Решил сделать это и я. Но моё завещание необычно.

     Так как я не имею никаких ценных бумаг, никаких личных сбережений в сберкассе и никаких наличных сбережений, абсолютно никакого личного имущества, недвижимого или движимого, с этой стороны моя задача облегчается. Если что и нажито, то совместно с Инной, и ей всё принадлежит.
     Завещание касается моих личных записок, фотографий, опубликованных книг и статей, и подаренных мне книг разными авторами и товарищами.


     1. «Дневниковые записи». Первые дневники я начал писать в детстве, в середине 1920-х годов. С перерывами продолжал до 1939 года. Они не очень интересны, но любопытны: отражают взгляд подростка, а затем студента на происходящие события, на собственную жизнь, личные интересы, природу того времени. В особой тетради отражена полевая практика в Башкирии 1937 года.

     В период войны записи были очень краткие из-за трудностей жизни и работы, и из-за отсутствия времени.

     Наиболее подробно велось описание путешествий в Среднюю Азию (1955 – 1960 гг.), причём главное внимание обращалось на географию в широком смысле слова, затем на гидрогеологию и жизнь местного  населения, нашего отряда. 

     В дальнейшем записки велись в основном во время служебных командировок в разные города и республики Советского Союза (1960 – 78). В самые последние годы записи проводились почти повседневно – о работе, и жизни, о важных событиях в науке и в мире. В итоге записи охватили период с 192_ по 1979 гг., почти 55 лет (См. сноски: 1). 

     Для чего я вёл эти дневниковые записи (это не совсем «дневники»)? Сам не знаю. В детстве меня поразили дневники Л. Н. Толстого. Затем мы все читали модную в 1925 г. книжку «Дневник Кости Рябцева». Я попробовал тоже кое-что записывать, а потом втянулся. Дневник о Средней Азии вёл уже с определённой конкретной целью: мечтал на пенсии написать книгу о Средней Азии, о своих поездках, о природе и людях (начитался книг о путешествиях Пржевальского, Козлова, Обручева и многих других, собрал приличную библиотеку о путешествиях). Записки в командировках отчасти вёл тоже для этих целей, а отчасти для себя, для самоудовлетворения, чтобы потом можно было прочесть и вспомнить о прожитых днях, о хорошем и плохом, и кое-что использовать в работе.

     В дневниковых записях 1950-1980-х гг. я старался поменьше писать о своей личной жизни; но последняя болезнь нарушила этот план, и в записях последних лет личная жизнь вышла на первый план. Старался записывать мысли, планы – может быть, когда-нибудь пригодятся. 

     Все дневниковые записи велись в черновом виде, часто наспех. Мысли не сформулированы, не отредактированы. Никаких правок не проводилось, даже ошибки были очень частыми. Все записи предназначались только для моего прочтения. За все годы ни один человек, даже самый близкий, не открывал обложки моих дневниковых записей и не читал их. Я их не давал, так как это сугубо черновые записи, с всякими ошибками, часто примитивными предварительными суждениями и заключениями. Стыд самокритики сдерживал меня в этом отношении. Но теперь, просматривая старые дневниковые записи, я понял, что они могут представить интерес в будущем. Почему?

     Во-первых, очень редко дневники ведут всю жизнь. Всё же они охватили период в 55 лет, период перехода от России царской к России социалистической. Во-вторых, я представляю, с каким бы интересом прочли дневники, написанные, например, в прошлом веке, которые отражали интересы какого-нибудь слоя общества. В-третьих, все опубликованные дневники (а их очень мало) писали люди выдающиеся или занимающие большие посты. Люди «среднего положения» редко вели дневники и, как правило, они уничтожались. И с этой точки зрения мои дневники могли бы представить интерес, как своего рода уникальные. Но они будут интересны не сейчас, а, скажем, в следующем веке, а может быть уже через 20-30 лет.

     Поэтому я прошу не сжигать дневниковые записки, не сдавать их в макулатуру, а упаковать в один вьючный чемодан для сохранения. Так как в семье Шуриг нет любителей старины, нет почитания (культа) наших прародителей, нет преемственности поколений, прошу в будущем, ориентировочно в 1990-2000 годах передать вьючный чемодан с дневниками Субботе Сергею Михайловичу или Субботе Андрею Михайловичу (См. сноски: 2), которым к тому времени исполнится около 40 лет. Из своего опыта знаю, что люди знакомятся со своим прошлым и своими предками после того, как им минуло 35-40 лет, и тогда они уважительно относятся к документам и запискам прошлого. В дальнейшем прошу передать дневниковые записи на хранение какому-либо научному обществу  (собирающему географические и геологические мемуары) для использования.

     2. Фотографии. Фотографии географического, геологического и вообще природоведческого характера и историко-геологические прошу сохранить вместе с дневниковыми записями.

     Семейные фотографии и личные прошу разделить между родными: Инной Григорьевной, Сергеем и Андреем Субботой – по их взаимному усмотрению.

     3. Некоторые документы и фотографии, сохранившиеся от моего отца Ильи Никитича Субботы и от моего деда Никиты Субботы, прошу сохранять тоже до 1990-2000 годов, а затем передать вместе с дневниковыми записями Сергею Михайловичу или Андрею Михайловичу Субботе.

     4. Книги, журналы со статьями и газеты со статьями, автором которых являлся я, прошу сохранить и поступить с ними так же, как и с дневниковыми записями. Все эти материалы уместятся в 2 или 3 вьючных чемоданах.

     5. У меня нет наследника по профессии геолога, геохимика, гидрогеолога, географа и вообще естествоиспытателя. Поэтому прошу Инну Григорьевну Шуригу (См. сноски: 3) поступить с другими книгами по её усмотрению.

     6. Все выписки из книг и черновики, а также рукописи книг, изданных в разное время, можно сдать в макулатуру.

     7. Хотел бы просить, чтобы урну с прахом захоронили на территории старого московского крематория, в стене Донского монастыря, где захоронены урны моей сестры Галины Ильиничны Субботы (в 1938 году) и моего отца  Ильи Никитича Субботы (в 1961 г.). Там легко можно углубить нишу, заплатив частным образом рабочим кладбища.

     8. Деньги на похороны постараюсь накопить и положить на сберкнижку на имя Инны Григорьевны Шуриги. М. И. Суббота (подпись). 10 сентября 1979 года.

     *****

Сноски:
(1) В «Дневнике» № 1 самая первая запись начинается датой: «1928 года, 17 июня, воскресенье».
(2) Дети Михаила Ильича Субботы от законного брака со Светланой Михайловной Субботой (Дылевской).
(3) Шурига Инна Григорьевна – жена М. И. Субботы, с которой он доживал свой век.

     *****

Начало «Дневниковых записей» здесь: http://www.proza.ru/2012/01/08/1926