Мостоукладчик

Геннадий Пастернак
     В конце 50-х годов прошлого века на бронетанковом полигоне (Кубинка) проводились интенсивные испытания танков  с целью определения их отражательной способности в различных диапазонах электромагнитных волн. Эти исследования явились результатом заметного технического скачка  в области возможности создания автоматических систем слежения за целью, а также определиться с предпосылками по созданию головок самонаведения управляемых ракет.
     Наша лаборатория проводила  такую оценку в дециметровом, сантиметровом и миллиметровом диапазонах волн. При отсутствии специальных измерительных средств, использовались армейские средства («Зарница», СНАР-1, СНАР-2), приспособленные своими силами к регистрации на кинопленку отраженного сигнала (вакуумные трубки с голубым свечением, приемник с логарифмической характеристикой усиления). Дело было за малым – как обеспечить равномерное вращение исследуемого танка вокруг оси?
    Чтоб не выдумывать велосипед, начальник лаборатории (начлаб) предложил в качестве основы воспроизвести   круг, используемый в паровозных депо, а в качестве «подставки» для танка, взять мостоукладчик (его мостовую часть), обрезав его соответствующим образом. Наиболее оригинальная часть этого решения заключалась в полученной мною команде  от начлаба: «Быстренько готовь расписку на свое имя для получения во временное пользование (на один год) мостоукладчика из Нахабинского инженерного института. На год они не откажут. Бери трейлер и вперед»  «А как мы его вернем? Мы же его искалечим?» «А вот поэтому и не вернем… А они забудут». «Аааа…».
     Начлаб оказался прав: за 8,5 лет службы на полигоне никаких последствий моя расписка не имела, а Ф.Ф.Барсов соорудил себе подземный бетонированный памятник,  послуживший несколько лет науке исследований