Морехдность колесных бтр

Геннадий Пастернак
         Приказ начальника – закон для подчиненного - первая армейская аксиома. А что делать в комических ситуациях, когда и исполнить нельзя (тем более, что это не грозит ни потерей боеготовности армии, ни ущербом ее технической оснащенности) и ответить убедительно не просто, так как можно поставить начальника в несколько неудобное положение.
          Представьте себе, например, что в 70-х годах прошлого века из вышерасположенного управления (ГШ ВС) приходит распоряжение о немедленном внедрении в бронетанковую технику квантовых двигателей, а о состоянии и ходе работ докладывать в конце каждого месяца.
           С не меньшей настойчивостью в те же времена предлагалось однажды  использовать голографию в объектах БТТ.
            К таким курьезам мне хотелось бы отнести и распоряжение «…повысить мореходность колесных БТР», поскольку мореходность  таких машин на корню отсутствовала –   при отсутствии даже понятия борта на бронетранспортерах на открытой  для волн трансмиссии   гарантировался отказ электрооборудования бензиновых двигателей после первой порции соленой воды на свечи или элементы электрооборудования.
           Вместе   с  тем, в отличие от двух первых примеров, видимо явившихся плодом прослушивания очередных лекций приглашаемых научных светил, в последнем случае невозможно было представить первопричину появления такого распоряжения. Техническая разведка, осуществленная представителем Кубинки, определила, что «ноги растут» из ПрибВО, «умельцы» которого осуществили высадку мотострелкового батальона (31 машина) с десантного корабля, находящегося примерно в 10 км от берега. В виду волнения моря десантный корабль не притапливался; тем не менее все машины не только преодолели высокую аппарель, но и доплыли до берега, где в водоплеске на прибрежных барах «успешно» заглохли, а потом и затонули, примерно в 200 метрах от берега (4 машины сами выбрались). Люди не пострадали – их высадили на берег, а затонувшие машины эвакуировали, когда море успокоилось, и высушили. Затопление заглохших двигателей не вызвало их разрушения. Вряд ли этот случай получил бы большой резонанс, если бы не ЧП с плавающем танком ПТ-76, предназначенным для сопровождения этого батальона: он покидал десантный корабль  последним. И вот в его мореходности сомнений и не могло возникнуть. Но  момент схода совпал с неудачным положением аппарели и танк опрокинулся, оставшись на плаву днищем вверх. Экипаж погиб через несколько часов из-за недостатка воздуха и помочь ему никто не смог. Хотя они могли травить воздух из баллонов со сжатым воздухом, но в панике никто не догадался, а радиосвязь на удивление еще сохранялась.
        Виновные были найдены и безусловно наказаны – за  этим в армии дело не встанет, тем более, что отдавший команду на высадку, офицер скончался прямо в самолете, будучи вызванным для объяснений, а по «выявленным» в войсках «недостаткам» техники автоматическая реакция командования ГШ ВС не заставила себя долго ждать: повысить мореходность колесных бронетранспортеров.
       Сложность такой ситуации в том, что на глупый вопрос нельзя подготовить умный ответ, не поставив начальника в еще более глупое положение.