Культура мысли

Олег Чеглаков
Сегодня уже вряд ли существует дефицит в информации относительно необходимости сохранения природы. И во многих местах люди действуют и причём действуют активно и полезно в её защиту. Много по всей нашей планете накоплено опыта, создано прекрасных начинаний, организаций и движений. Проводится огромное количество семинаров и конференций, посвященных проблемам охраны природы или рациональному её использованию. Необходимы ли, продуктивны ли такие конференции и встречи? Да, и только да, так как каждое утверждение, каждое напоминание, каждый обмен опытом – это еще один шаг к просвещению человечества в его медленном, но всё-таки неуклонном движении по пути эволюции. Итак, на всем земном шаре, в том числе и в России, много решений и действий во имя сохранения нашей планеты. Но все-таки планета больна. И все мы чувствуем, что, несмотря на успехи в области экологии и в распространении экологического образования, нам следует признаться: необходимо сделать еще что-то важное, раскрыть ещё одну, возможно даже более весомую, грань знаний в этой области. Большинству человечества, в первую очередь живущему в неблагополучных в экономическом отношении странах, таких, например, как Россия, кажется, что кризис, который наблюдается во всех проявлениях жизни, имеет материальную основу. И стоит стать им только побогаче, как они и решат все свои проблемы. Конечно, действительно нельзя отбрасывать из внимания необходимость финансовых средств, причем, как правило, значительных, а порою и огромных, требующихся для решения природоохранных целей. Но все-таки имеется основательное сомнение, что это решит проблему. В мире существуют высокоразвитые в экономическом отношении государства: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Канада, Италия. Но, несмотря на то, что в перечисленных странах вопросы экологии решаются значительно успешнее, нежели, например, в России, из-за технократического пути развития современной цивилизации забота о будущем человечества, как правило, там также отсутствует. Не присутствуют, в первую очередь, добрая воля и осознание единства человечества. Осознание же единства проистекает из области знания сердца, которое и выражает духовность человека. Ещё в довоенное время наш замечательный русский мыслитель Николай Константинович Рерих писал: «Каждый чувствует всемирный кризис. Но некоторые недальновидные думают, что это материальный кризис. Ничуть не бывало! Это духовный кризис»(1).

Именно рассудок, способный только к механистическому мышлению, явился бедствием для всего человечества. И бедствие это лежит в основе самого принципа рассудка – в его ограниченности, ибо он осознает мир в пределах только своей личности. По этому вопросу Рерих писал: «Часто говорилось о мозгах и рассудке. В механике условной цивилизации люди старались опереться более всего на рассудок, но изучающие принципы жизни должны понимать только сердце». Из этого утверждения, конечно, не следует, что рассудок не важный орган у человека, который следует всячески умалять и отвергать. Смысл отношения к нему в том, чтобы повысить сознание или в большей степени осветить светом, то есть напитать его той жизненной силой, которая исходит из духа человеческого, ибо «даже сталь разъедается и разъедается, если её не обновлять живительно. Так и мозг человеческий костенеет, если не дадите ему совершенствоваться неутомимо»(2).

Само по себе совершенствование уже предполагает устремление к вершине. Эта вершина понимается людьми по-разному, в зависимости от их мировоззрения, но, тем не менее, они вкладывают в это понятие самое лучшее и высшее. В свою очередь, Высшее и будет объединяющим, то есть общим для всех или Общим Благом.

Объединить человечество может только осознание материальности мысли. Ведь в противном случае, если она рождается в физическом мозгу и в нём же, вращаясь и накапливаясь, также исчезает, то, конечно, о какой-либо объединительной силе не может идти и речи. Ещё до Второй мировой войны не какие-нибудь мистики или непонятные европейскому сознанию йоги, а передовые ученые доказали материальность мысли. Можно вспомнить хотя бы опыт, проведённый венским метапсихическим обществом под руководством профессора Христофера Шредера. Сам по себе он не был уникальным, скорее наоборот – принадлежал к разряду рядовых из этой области. Но его достоинство заключалось в передаче мысли из Вены в Берлин (расстояние более пятисот километров) в присутствии комиссии врачей, физиологов и психиатров. Причём, справедливости ради, следует отметить, что опыт не был стопроцентно успешным. Но именно он и аналогичные ему показали, что мысль передаётся подобно радиоволнам. Человек может принимать мысль из пространства и, самое главное – он ответственен за мысль.

Мысль есть материя, энергия, а следовательно, она должна соответствовать всем физическим законам. Именно поэтому Рерих указывал: «Трудно понять, что все мысли, являющиеся следствием нагнетения энергии, запечатлеваются в пространстве и подлежат общим физическим законам. Потому мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом»(3).

Наукой неоднократно подтверждалось, что мысль обладает весом. Опыты в доказательство этого утверждения проводились также ещё в довоенное время, например, французским профессором Мургом. Об этом же говорил и Рерих: «Указывают, что мысль может изменять вес; человек, озарённый глубокою мыслью, теряет в весе. Для этого, прежде всего, нужно иметь мысль истинно сильную. Напряжённая мысль имеет все качества магнита»(3).

Мы не всегда задумываемся о том, что все наши поступки и действия проистекают от мысли. Правда, при этом следует уточнить хотя бы то, что они бывают как осознанными, так и неосознанными, то есть мы можем двигать руками, ногами или какими-либо другими частями тела на первый взгляд бессознательно. Но если хорошо проанализируем все наши механические действия, мы легко обнаружим, что они также проистекают от мысли, которая у нас уже имелась давно, а потому и осталась не зафиксированной в нашем сознании. Когда мы что-либо создаём, то есть творим какие-либо формы, зримые или незримые, происходит концентрация энергии, достигающая великой мощи. «Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силою мысли»(4), – утверждал Рерих.

Наука накопила уже много знаний из области исследования тончайших энергий. Например, тот же, ранее упоминавшийся ученый Мург установил, что вес нескольких клубней картофеля, взвешенных вместе, а затем раздельно, дают различный результат. Доказано было, что в первом случае присутствовала некоторая объединяющая сила. Из этого следовало, что всё тонкоматериальное при объединении имеет свойство умножать свою силу многократно. Поэтому и мысль как энергия, объединенная в одном направлении, усиливается также многократно в своей творящей мощи. Рерих подтверждал эти научные данные, говоря, что «великую силу имеет объединительная благая мысль. Как же должно ценить человечество те светлые явления, которые являются побудителями этих объединительных, мощных и созидательных мыслей?»(5).

Итак, человечество ответственно за свои мысли, которые определяют его действия. Если мысли устремлены к созиданию, к улучшению жизни, то это проявляется и в лучших, наиболее гармоничных формах, отвечающих понятию красоты. «Лишь мыслями о прекрасном человечество могло двигаться вперед и могло надеяться на лучшее будущее»(6). Именно только из такого подхода проистекает и забота о будущих поколениях, а следовательно, и стремление создавать и приумножать всё прекрасное. Отсюда возникает и правильное экологическое мышление, направленное на сохранение всего прекрасного в природе. Именно это обстоятельство будет добрым знаком, ибо «человечество спешно приготавливается для эволюции, и ближайшей обязанностью его является мыслить об этой грядущей эволюции, мыслить о будущих поколениях»(7). Эти добрые пожелания Рериха, конечно, должны запомнить все, у кого открыто сердце для любви и единения всего человечества.

2006 г.

Литература:
1. Рерих Н. К. Изучение жизни // Священный дозор. - Рига: «Виеда», 1992. - С.292
2. Рерих Н. К. Адамант // Пути благословения. - Рига: «Виеда», 1992. - С.94
3. Рерих Н. К. Прекрасное // Держава Света. - Рига: «Виеда», 1992. - С.22
4. Рерих Н. К. Прекрасное // Держава Света. - Рига: «Виеда», 1992. - С.28
5. Рерих Н. К. Шри Рамакришна // Врата в Будущее. - Рига: «Виеда», 1991. - С.208
6. Рерих Н. К. Корона Мунди // Твердыня Пламенная. - Рига:«Виеда», 1991. - С.215
7. Рерих Н. К. Творящая мысль // Держава Света. - Рига: «Виеда», 1992. - С.121