Для того чтобы цветной камень заиграл и, так сказать, открылись его скрытые свойства, подчеркивающие природную красоту, его нужно обработать. Голыми руками здесь не обойтись, для этого необходимо специальное оборудование, с помощью которого камень можно пилить, шлифовать, сверлить… В современном камнерезном производстве для обработки самоцветов используется многочисленный инструментарий и целый комплекс станков. Среди них основное место занимают камнерезные, обдирочные, шлифовальные, гранильные.
Выбирая вид обработки каменного материала, мастер, прежде всего, руководствуется природной характеристикой образца и замыслом автора. Если это ваза — ее надо вытачивать, а если бусы — их можно катать, или галтовать . В некоторых случаях необходимо показать высокую прозрачность камня или подчеркнуть его фактуру и рисунок, придать готовому изделию оптимальную форму. Поэтому для каждого вида каменного материала нужно выбрать соответствующий метод обработки.
Как видим, задача совсем непростая. Как же обрабатывали самоцветы в старину? Существовали ли какие-то специальные инструменты и приспособления? Судя по дошедшим до нас сведениям, обработка цветных камней в древние времена была довольно примитивной. В основном камень обкалывали, шлифовали и полировали. Кроме того, в старину занимались резьбой. В раннем средневековье обработка ювелирных камней усложнилась: камень вначале шлифовали на
мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плите с кирпичной мукой или мелкотолченым горным хрусталем. В результате этого получали выпуклые камни с блестящей поверхностью, похожие на современные кабошоны. Ими украшали чаши, кубки, оружие, церковную утварь, одежду. В XII—XIII веках во Франции и в Германии в основном обрабатывали аметисты, горный хрусталь, сердолик, изумруды, сапфиры, бирюзу. Конечно, были и другие камни, без которых не обходится ни одно камнерезное производство.
Особое место в древности принадлежало резьбе по цветному камню — глиптике. Резные камни в виде фигурок зверей и людей, а также печатей появились сначала в Месопотамии в четвертом тысячелетии до нашей эры, а затем в Древнем Египте и в других районах Средиземноморья. В Древнем Египте чаще всего вырезали почитавшегося египтянами жука-скарабея, в Древней Греции и в Древнем Риме особенно популярны были геммы. Что же представляет собой гемма?
Это резной миниатюрный камень округлой или овальной формы с выпуклой или вогнутой поверхностью. Среди гемм различают камеи и инталии. У камеи выпуклое барельефное изображение, у инталии — врезанное, углубленное. Геммы вырезали из целого куска горного хрусталя, яшмы, халцедона, агата, сердолика, сапфирина и других разновидностей кварца. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием, но зато они оказались неподвластными времени, и теперь по ним можно изучить не только античное искусство, но и жизнь древнего мира.
В сюжетах античных гемм нашли отражение самые разные сцены духовной и материальной жизни. На цветной камень наносили изображения богов и мифических героев, портреты правителей. В зависимости от содержания подбирали соответствующий материал. Так свадебные геммы вырезали из сердолика, траурные — из черных камней. На свадебных геммах часто присутствовали Амур и Психея, считавшиеся символами верной любви, на траурных — Прозерпина, похищенная Аидом, богом умерших.
Античные геммы носили в виде медальонов в оправе из драгоценных металлов, застежек на одежде, закрепляли в перстни-печатки. В Средние века геммы использовали для украшения церковной утвари, книг, одежды священников. По дошедшим до нас изделиям, которые хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в кабинете гемм Французской национальной библиотеки в Париже и в других сокровищницах, можно сказать, что античные умельцы достигли высокого мастерства. На многослойном ониксе они получали объемную картину.
Наглядным примером может служить всемирно известная камея Гонзага, хранящаяся в Государственном Эрмитаже. На этой гемме, вырезанной на трехслойном агате в III веке до нашей эры, изображен портрет египетского царя Птолемея и его жены Арсинои. На нижнем слое темно-коричневого цвета, который является фоном, нанесено белое с голубоватым оттенком лицо Арсинои и более светлое лицо царя Птолемея. На верхнем коричневом слое — шлем, волосы и покровители царя. Гемма довольно большая: ее длина составляет около 16 см, ширина — 12 см. Об ее истории известно немного: в 1814 году гемма была подарена императору Александру I бывшей императрицей Франции Жозефиной.
Высшего расцвета античная глиптика достигла в V—IV веках до нашей эры в Древней Греции. Кроме того, глиптика была развита на Кипре, Мелосе, Самосе, Хиосе. Такой популярностью она отчасти обязана тому, что камеи служили печатями, заменяющими подпись своих владельцев. Однако из-за высокой цены геммы были доступны не всем.
Значительный вклад в развитие резьбы по камню внесли народы доколумбовой Америки — ацтеки, майя, инки. Наибольшего совершенства в ней достигли майя, применявшие кремень, халцедон и обсидиан, но больше всего они ценили нефрит, принимая за него и внешне сходные жадеит и хлормеланит. Из них мастера изготавливали статуэтки, мозаичные маски, таблички c рельефными изображениями богов, украшения — бусы, ожерелья, бутоны, вставлявшиеся в крылья носа, губные вставки, многосоставные серьги. Главными центрами обработки нефрита были древние города майя Tонина и Hебах. Mайя обрабатывали также горный хрусталь, кварц, бирюзу, плотный кальцит, мраморный оникс.
В странах Европы до XV века искусство глиптики не развивалось, хотя камеи и инталии античных времен пользовались неизменным успехом. В XVI столетии глиптика вновь возродилось в Италии, а наибольшего расцвета достигло в XVII—XVIII веках. В это время геммы стали вырезать и в России.
В XIV—XV столетиях в Западной Европе начинает развиваться камнерезное производство. С 1327 года в немецком Брейсгау стали работать «шлифовальные мельницы» по обработке цветных камней. Впервые для этих целей был применен водяной привод, значительно повысивший производительность труда. В 1350 году такая же мельница была построена в Праге, а затем в Нюрнберге и Идар-Оберштейне. В 1400 году немецкие мастера появились в Париже, и уже в 1456 году начали впервые обрабатывать алмаз алмазным порошком. В XVII—XVIII веках в Западной Европе в моду вошли камнерезные изделия: шкатулки, письменные приборы, часы, которые нередко инкрустировали драгоценными камнями – рубинами, сапфирами, изумрудами, гранатами и даже бриллиантами.
Глава из книги "Самоцветы - каменная радуга Земли".
Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012 г.