Искусство обработки самоцветов

Виталий Гадиятов
      Для того чтобы цветной камень заиграл и, так сказать, открылись его скрытые свойства, подчеркивающие природную красоту, его нужно обработать. Голыми руками здесь не обойтись, для этого необходимо специальное оборудование, с помощью которого камень можно пилить, шлифовать, сверлить… В современном камнерезном производстве для обработки самоцветов используется многочисленный инструментарий и целый комплекс станков. Среди них основное место занимают камнерезные, обдирочные, шлифовальные, гранильные.

Выбирая вид обработки каменного материала, мастер, прежде всего, руководствуется природной характеристикой образца и замыслом автора. Если это ваза — ее надо вытачивать, а если бусы — их можно катать, или галтовать  . В некоторых случаях необходимо показать высокую прозрачность камня или подчеркнуть его фактуру и рисунок, придать готовому изделию оптимальную форму. Поэтому для каждого вида каменного материала нужно выбрать соответствующий метод обработки.

Как видим, задача совсем непростая. Как же обрабатывали самоцветы в старину? Существовали ли какие-то специальные инструменты и приспособления? Судя по дошедшим до нас сведениям, обработка цветных камней в древние времена была довольно примитивной. В основном камень обкалывали, шлифовали и полировали. Кроме того, в старину занимались резьбой. В раннем средневековье обработка ювелирных камней усложнилась: камень вначале шлифовали на

мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плите с кирпичной мукой или мелкотолченым горным хрусталем. В результате этого получали выпуклые камни с блестящей поверхностью, похожие на современные кабошоны. Ими украшали чаши, кубки, оружие, церковную утварь, одежду. В XII—XIII веках во Франции и в Германии в основном обрабатывали аметисты, горный хрусталь, сердолик, изумруды, сапфиры, бирюзу. Конечно, были и другие камни, без которых не обходится ни одно камнерезное производство.

Особое место в древности принадлежало резьбе по цветному камню — глиптике. Резные камни в виде фигурок зверей и людей, а также печатей появились сначала в Месопотамии в четвертом тысячелетии до нашей эры, а затем в Древнем Египте и в других районах Средиземноморья. В Древнем Египте чаще всего вырезали почитавшегося египтянами жука-скарабея, в Древней Греции и в Древнем Риме особенно популярны были геммы. Что же представляет собой гемма?

Это резной миниатюрный камень округлой или овальной формы с выпуклой или вогнутой поверхностью. Среди гемм различают камеи и инталии. У камеи выпуклое барельефное изображение, у инталии — врезанное, углубленное. Геммы вырезали из целого куска горного хрусталя, яшмы, халцедона, агата, сердолика, сапфирина и других разновидностей кварца. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием, но зато они оказались неподвластными времени, и теперь по ним можно изучить не только античное искусство, но и жизнь древнего мира.

В сюжетах античных гемм нашли отражение самые разные сцены духовной и материальной жизни. На цветной камень наносили изображения богов и мифических героев, портреты правителей. В зависимости от содержания подбирали соответствующий материал. Так свадебные геммы вырезали из сердолика, траурные — из черных камней. На свадебных геммах часто присутствовали Амур и Психея, считавшиеся символами верной любви, на траурных — Прозерпина, похищенная Аидом, богом умерших.

Античные геммы носили в виде медальонов в оправе из драгоценных металлов, застежек на одежде, закрепляли в перстни-печатки. В Средние века геммы использовали для украшения церковной утвари, книг, одежды священников. По дошедшим до нас изделиям, которые хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в кабинете гемм Французской национальной библиотеки в Париже и в других сокровищницах, можно сказать, что античные умельцы достигли высокого мастерства. На многослойном ониксе они получали объемную картину.

Наглядным примером может служить всемирно известная камея Гонзага, хранящаяся в Государственном Эрмитаже. На этой гемме, вырезанной на трехслойном агате в III веке до нашей эры, изображен портрет египетского царя Птолемея и его жены Арсинои. На нижнем слое темно-коричневого цвета, который является фоном, нанесено белое с голубоватым оттенком лицо Арсинои и более светлое лицо царя Птолемея. На верхнем коричневом слое — шлем, волосы и покровители царя. Гемма довольно большая: ее длина составляет около 16 см, ширина — 12 см. Об ее истории известно немного: в 1814 году гемма была подарена императору Александру I бывшей императрицей Франции Жозефиной.

Высшего расцвета античная глиптика достигла в V—IV веках до нашей эры в Древней Греции. Кроме того, глиптика была развита на Кипре, Мелосе, Самосе, Хиосе. Такой популярностью она отчасти обязана тому, что камеи служили печатями, заменяющими подпись своих владельцев. Однако из-за высокой цены геммы были доступны не всем.

Значительный вклад в развитие резьбы по камню внесли народы доколумбовой Америки — ацтеки, майя, инки. Наибольшего совершенства в ней достигли майя, применявшие кремень, халцедон и обсидиан, но больше всего они ценили нефрит, принимая за него и внешне сходные жадеит и хлормеланит. Из них мастера изготавливали статуэтки, мозаичные маски, таблички c рельефными изображениями богов, украшения — бусы, ожерелья, бутоны, вставлявшиеся в крылья носа, губные вставки, многосоставные серьги. Главными центрами обработки нефрита были древние города майя Tонина и Hебах. Mайя обрабатывали также горный хрусталь, кварц, бирюзу, плотный кальцит, мраморный оникс.

В странах Европы до XV века искусство глиптики не развивалось, хотя камеи и инталии античных времен пользовались неизменным успехом. В XVI столетии глиптика вновь возродилось в Италии, а наибольшего расцвета достигло в XVII—XVIII веках. В это время геммы стали вырезать и в России.
 
В XIV—XV столетиях в Западной Европе начинает развиваться камнерезное производство. С 1327 года в немецком Брейсгау стали работать «шлифовальные мельницы» по обработке цветных камней. Впервые для этих целей был применен водяной привод, значительно повысивший производительность труда. В 1350 году такая же мельница была построена в Праге, а затем в Нюрнберге и Идар-Оберштейне. В 1400 году немецкие мастера появились в Париже, и уже в 1456 году начали впервые обрабатывать алмаз алмазным порошком. В XVII—XVIII веках в Западной Европе в моду вошли камнерезные изделия: шкатулки, письменные приборы, часы, которые нередко инкрустировали драгоценными камнями – рубинами, сапфирами, изумрудами, гранатами и даже бриллиантами.

Глава из книги "Самоцветы - каменная радуга Земли".
Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012 г.