Москва и Евпатория. Из писем - 3

Леонид Терентьев
  Возможности оплачивать дорогу и концерты у клуба не было, поэтому никто из обещанных бардов не появился. Заседание грозило превратиться в заурядный вечер грамзаписи. Спасла …театральная афиша: 23 ноября (счастливое совпадение!) выступает Елена Камбурова. Она - профессиональная певица, знаток и исполнитель авторской песни. А, как мы уже знали из Володькиных рассказов, ее аккомпаниатором в то время был уже известный бард Виктор Луферов. Мы разыскали обоих заранее и договорились…

   Зал городского Дома офицеров был заполнен, после моего обыденного вступления объявился Луферов со своими действительно чудесными песнями. А потом… Мы и забыли, что среди других послали приглашение в клуб самодеятельной песни Севастополя – а оттуда вдруг приехала целая группа ребят с гитарами…

  Вечером члены клуба собрались в городском театре, где после концерта за кулисами долго беседовали с Еленой Антоновной Камбуровой, еще не знавшей, что станет затем народной артисткой России. 
   «Алла Пугачева - неудавшаяся Елена Камбурова. Она добилась поклонения и преклонения - но не уважения», - сформулировал я много лет спустя свое отношение к обеим…




   *     *     *

 
12.12.1980

  Наконец-то, дорогой шеф, получила твое долгожданное послание. Спасибо за подробный отчет о заседании по менестрелям. Это – первое и единственное «спасибо», а дальше – еле сдерживаю себя, чтобы не разразиться потоком нецензурной брани и прочими крепкими выражениями. Но, спокойно…

  Читая твои нападки на Московский КСП, я вспоминила басню И.А. Крылова «Свинья под дубом». Извини, если это сравнените тебе неприятно. Но как ты думаешь, получил бы наш клуб записи бардов, информацию о них, фотокопии «Менестреля» (которые, кстати, дают далеко не всем), новый диск Б.Окуджавы без участия Моск. КСП, который ты так поносишь? Да, если б я не маячила каждый вторник у них перед глазами, возможно, многого вы до сих пор не получили бы. Но это детали.

   Со дня смерти Высоцкого КСП в основном занимается его творчеством и межклубные связи отошли на второй план. Но в будущем Виталий Акелькин все же надеется добраться до Евпатории.

  На твой вопрос – каким образом барды выступают в Москве, отвечаю: эти концерты устраивает для них КСП, который находится под эгидой МГК ВЛКСМ и ГСПС. Кстати, «бард» и «член КСП» – не одно и то же. Барды не являются членами КСП. В другие города КСП может направлять бардов за свой счет только в плановом порядке. Свои предложения и заявки посылайте на имя Баранова до Нового года, чтобы их успели внести в план на следующий. Конечно, замахиваться на Окуджаву или Новеллу Матвееву бесполезно. Советую попросить Берковского, Никитиных, Дулова, Суханова, ансамбль «Скай» (была на их концерте, замечательно поют многих авторов). Назвала, естественно, только москвичей, которые, может быть, поближе к лету соблазнятся Евпаторией. А таких бардов, как Визбор или Городницкий, даже нет смысла приглашать, так как они часто пропадают в экспедициях. У меня есть рабочий телефон Городницкого, хочу устроить встречу с ним у нас на факультете. За два месяца он три раза выступал в МГУ, из них дважды я была на его концертах, и несколько дней назад – в ДК АЗЛК. Пожалуй, это мой самый любимый автор самодеятельной песни (Окуджава, конечно, вне конкуренции).

   Рада, что вам повезло с Луферовым и севастопольцами. Вот уж действительно подарок судьбы! Судя по «летописи», встреча прошла неплохо.  Жаль, что никто не догадался записать встречу на пленку. И для клуба память, и КСП за нее вас бы озолотил.

  Студию МГУ я забрасывать не собираюсь. 28 ноября у меня в комнате отмечали столетие Блока. Перед тем был концерт у нас в общежитии на этаже.  Он вылился в вечер КСП-шной песни. Оказывается, в нашей студии есть много ребят, которые любят и хорошо знают самод. песню и неплохо играют на гитаре. Родилась идея создать программу по творчеству Окуджавы.

  Пленки с записями Высоцкого привезу с собой, тогда и перепишем. Сейчас магнитофонные пленки – большой дефицит, так что покупай любую, если увидишь.  Знаю людей, у которых есть все записи Высоцкого, много материалов о нем. Эти люди сами предлагали мне свои услуги, но не могу ими воспользоваться: нет пленок, магнитофона и свободного времени. 

  Володя благодарит за сверхбольшой привет и в свою очредь шлет привет немыслимых размеров. Надеюсь, эту контрабанду почта не заметит. От меня всему клубу простой привет (а то как бы чего не вышло!). Всего доброго. Аня.



    *     *     *

15.01.1981

  …На каникулах почти каждый день занималась в своей студии и переписывала магнитофонные пленки. Один приятель из КСП принес мне два магнитофона «Маяк» и кучу редких пленок. Теперь у меня есть около 2/3 песен Б. Окуджавы, на 5 часов Высоцкого, целый концерт Городницкого, редкая запись Кима. А фонотека Евпат. КЛП пополняется двумя пленками  - 35 – 40 песен Высоцкого и очень любопытные его рассуждения о самод. песне, об искусстве, о театре на Таганке, вечер памяти Высоцкого, на котором выступали почти все знаменитые барды – Окуджава, Ким, Гордницкий, Берковский, Никитин… Рада бы переписать больше, но не хватило пленки.  На всех вечерах памяти Высоцкого его оплакивают, даже день его рождения смахивал на панихиду. Думаю, пора оставить слезливый тон и всерьез заняться изучением его творчества.


   Теперь несколько новостей. В декабрьском номере «менестреля» появилась твоя статья о Беранже. Без единого сокращения. Отрадно сознавать, что есть в стране печатный орган, где наши творения могут являться, не подвергаясь уродливой правке.
   Материалы о заседании по менестрелям передала Крылову в декабре, пригодятся для газеты. 
   Леня, ты, наверное, заметил, что вот уже полгода мои письма переполнены КСП. Видишь, как властно захватывает самодеятельная песня! Это такое мощное многогранное явление в нашем искусстве, что сразу  не охватишь, не поймешь. Она свалилась на меня лавиной и сейчас еще продолжается интенсивный процесс ее познания. 
   Будьте готовы к встрече с председателем Моск. КСП Игорем Каримовым в конце марта или в начале апреля. Если тебе напишет или позвонит Юрий Кукин, не удивляйся. На его концерте я послала ему такую записку: «Юрий, огромный привет вам из Евпатории. Там любят и поют ваши песни и всегда ждут в гости. Наш адрес…»

  Привет всему КЛП. Аня.


   *     *     *

28.3.1983

…теперь к делу, т.е. к заседанию, посвященному творчеству Б.Ш. Окджавы. жаль, что переносите его на апрель. Я собиралась как следует подумать о программе, переписать стихи, которые необходимо будет взять, и прислать все материалы тебе в конце апреля. А пока могу только отправить пленку с фрагментами творческого вечера Б.Ш., который состоялся 1.12.82 г. в Доме архитектора. Записала наиболее любопытные моменты для тебя, а для заседания выбирай сам. Посылаю примерный перечень стихов, без которых, на мой взгляд, нельзя обойтись. Песни хорошо бы использовать в  живом, непосредственном чьем-нибудь исполнении, можно хором, в конце. Обязательно – в авторском исполнении, потому что это особый жанр поэзии, где неразрывно сочетание голоса, гитары, стихов и  личности самого автора. Из песен, думаю, надо взять 2 – 3 новых и несколько совсем старых, а общеизвестные петь вместе. 

  Желаю успеха в проведении этой встречи  и сожалею, что могу помочь лишь издалека. Надеюсь узнать все подробно из твоего письма.

  Теперь о фестивале самодеятельной песни. Я была на всех 4-х региональных концертах. На заключительный не пошла, т.к. ясно, что ничего хорошего там не будет. Сплошной маразм. Смотр проходил под усиленным контролем МГК ВЛКСМ, цензура была жестокой и, естественно, лучшие силы остались за кулисами.

   В этом году у нас на 4-м курсе (за год вперед!) было распределение. Я попросилась в прокуратуру. Предложили на выбор близлежащие к Москве области – Курскую, Горьковскую, Рязанскую, Новгородскую - и «места не столь отдаленные» - Читинскую, Тюменскую области и Тувинскую АССР. Я выбрала Тюменскую область – места ссылки декабристов. Там в Тобольске, недалеко от Тюмени, могила Кюхельбекера, а в Ялуторовске – музей декабристов.