Лицемер в болгарии

Геннадий Пастернак
     В начале восьмидесятых годов меня послали в Болгарию вопреки всем моим возражениям – дескать братьям по оружию надо помочь в создании своей БМП. А возражать было от чего: у нас  уже принята на вооружение БМП-2 со стабилизированной 30 мм автоматической пушкой, на выходе новая перспективная БМП со стабилизированными 100 мм орудием с осколочно-фугасным снарядом и управляемой ракетой, спаренной с ним 30 мм автоматической пушкой и пулеметом нормального калибра (будущая БМП-3). Это то, о чем братьям говорить нельзя. Таким образом то, что должно стать предметом разговора никак не позволяло выступать в роли консультанта и мне предназначалось выступить в роли некого лицемера: знаю, но не скажу. Подленький консультант, тем более, что они проектировали БМП на отечественных лицензионных изделиях, производимых Болгарией серийно, но все не из нашей отрасли. К ним относились: базовая машина МТЛБ (создана по заказу ЦАВТУ МО), зенитная 23 мм автоматическая пушка (создана по заказу ГРАУ МО), дневной и ночной прицелы, к которым мы тоже не имели никакого отношения.
     МТЛБ как база - достаточно проблемная машина для построения мало-мальски приемлемой БМП: двигатель по середине да еще у левого борта, поэтому приличное боевое отделение спереди не разместить, а если за ним, то возникнут трудности с повышением линии огня (в противном случае будет бесполезен стабилизатор вооружения). Как активизировать десант, тоже не ясно. Автоматическая 23 мм пушка - это зенитное орудие  с показателем рассеивания, непригодным для ведения стрельбы по наземным целям (среднеквадратичное отклонение примерно 2 деления угломера в каждой из плоскостей, т.е. примерно в 16 раз хуже, чем требуется).   Вот те исходные условия, которые определили смысл заголовка.
     Первое знакомство с «изделием» повергло меня если не в шок, то в состояние некой прострации, в результате чего я приступил к чисто механическому перечислению (на бумажке) замечаний. Когда число замечаний перевалило на третий  стандартный лист, задумался, как буду как выбраться из этого положения, когда смысл замечаний уже сводился к выводу о недопустимости существования    машины в таком исполнении. Ведь замечания имеют смысл   только в том случае, если хоть отдаленно понимаешь как их можно устранить. А тут, например, погон башни небольшой, и пушка своим казенником (при прокачке или в случае стабилизированного  положения) болтается, простите меня, между ног   наводчика: ни коленки, ни казенник не обрубишь. Следовательно, потенциальную возможность чего-то у наводчика отрубить, исключить вряд ли удастся.
     Показная стрельба   убедила меня окончательно в том, что эффективность ее ниже самых неприличных оценок. Сам полигон, с расположенными на нем офицерскими огородными участками прямо на его директрисе  и бродившим стадом коров в районе излетной дальности снарядов, тоже озадачил меня. Мне объяснили, что иных мест  небольшой стране просто нет. Спросил пытались ли они улучшить кучность и в ответ понял, что в этом деле они без элементарных знаний несмотря на то, что конструктор установки туляк, да еще и с российским паспортом! После того, как с помощью куска с трудом найденной проволоки и   какой-то «железяки» из ЗИПа,   мне удалось примерно в 4 раза улучшить кучность, они несколько изменили свое отношение ко мне и попросили ответить на вопросы, проблемные с их точки зрения. Понять вопросы   на слух, и даже с переводчиком, оказалось совсем непросто, но когда один из вопросов прочитал у них на бумаге на болгарском, то смог удовлетворительно на него ответить. Попросил передать мне остальные вопросы в письменном виде  на болгарском языке (около 20 вопросов), на вечер, в гостиницу. На следующее утро, удивив себя, а потом и их,   удалось правильно     ответить на все поставленные вопросы - русский они понимали достаточно хорошо. Правда, они заподозрили после этого, что я по болгарски понимаю, но не хочу, чтоб об этом они знали.
     Следующее мое появление в Болгарии не было связано с БМП, но увидев меня они сообщили, что переделали установку вооружения как я им подсказал, а сдать не могут и просят моей помощи, сказав, что постараются прикрыть мое отсутствие на совещании. Оставив свою тужурку на спинке стула, а также фуражку, я был препровожден из зала и вывезен на нашей «копейке» со скоростью болида в район сдачи машин, где совместно с «ихнем туляком», поскольку мои эскизы он воплотил грамотно, быстро отладили и сдали две машины, после чего меня также быстро возвратили на совещание.
     При очередном вызове на болгарскую БМП мне не пришлось мило улыбаться, изображая из себя шута горохового: начальник ГБТУ (Ю.М.Потапов) передал болгарам две башни  БМП-2 в сборе.